интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Театр » Музыкальный театр » "Севильский цирюльник": классическое барокко в современном обрамлении

 
 
 

"Севильский цирюльник": классическое барокко в современном обрамлении

Автор: Ольга Пурчинская от 27-04-2013, 02:00, посмотрело: 2276

1775 год. Французский драматург Пьер Огюстен Карон де Бомарше выпускает пьесу под названием "Севильский цирюльник, или Тщетная предосторожность" и, в результате, становится самым любимым писателем своей страны того времени (а это, вторая половина XVIII столетия - век Просвещения, эпоха барокко). Автор здесь выступил в качестве провозвестника Революции.

20 февраля 1816 года. Рим. На сцене театра "Арджентина" проходит премьерное представление оперы «Almaviva, ossia L'inutile precauzione» («Альмавива, или Тщетная предосторожность») итальянского композитора Джоаккино Россини. За дирижерским пультом в тот вечер находился сам автор. Такое необычное название - вынужденная мера, принятая ввиду наличия произведения, названного «Севильский цирюльник, или Бесполезная предосторожность», написанное 30 годами ранее Джованни Паизиелло и имевшее огромную популярность у театралов-современников.

Первый показ оперы Россини был сорван почитателями таланта 75-летнего маэстро Паизиелло, которые, несмотря на беспрецедентные меры предосторожности все же попали в театр и подняли такой шум, что представление оказалось невозможным. Следующие за этим спектакли проходили куда более успешно, но рост популярности нового произведения был значительно ниже, чем того бы хотелось его автору.

Время взяло свое, и уже через столетие опус Паизиелло мало кто мог припомнить. А вот творение Россини было признано настоящим шедевром, и его постановки с неизменным успехом идут на сценах ведущих музыкальных театров мира. В том числе в России.

Что рисует ваше воображение при упоминании такого термина, как барокко? Нечто причудливое, необычное, не так ли? Роскошные декорации, высокие прически, сделанные из напудренных париков. Пышные платья с турнюрами и глубоким декольте. Специфический грим. И многочисленные бутафорские украшения, в том числе мушки и накладные ресницы.

Очень интересное видение легендарной оперы-буф представил на сцене Московского музыкального театра имени К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко народный артист России, лауреат Государственной премии СССР Александр Титель.

Естественно, здесь вы обязательно услышите чудесную музыку эры барокко, которая, как известно, в этом виде театра никогда и никуда не девается. Также, как и торжество блистательной вокальной техники бельканто (belcanto), крайне часто являющейся "визитной карточкой" итальянских (и не только!) оперных певцов.

Но есть и серьезное отступление от классических канонов, диктуемых принадлежностью произведения к той или иной эпохе. Речь идет о художественном решении спектакля. Художник-постановщик Владимир Арефьев (народный художник России) создал на сцене современный город. Обстановка, костюмы, реквизит - все это относится к XXI (на худой конец, к ХХ) столетию.

Главный герой, цирюльник (он же и фармацевт, и ботаник, и доктор) Фигаро (лауреат международных конкурсов, лауреат Государственной премии Армении Арсен Согомонян, баритон) впервые появляется на ... автомобиле! И распевает свою знаменитую арию бахвальства "Largo al factotum" ("Место! Раздайся шире, народ!"). Он - "большой молодец, первый человек в городе", и т.д., и т.п. Как говорится, сам себя не похвалишь - не похвалит никто. Впрочем, этот герой, развившийся из персонажа итальянской комедии дель-арте (комедии масок) слуги-пройдохи, постоянно чего-то путавшего, в отличие от своего исторического предшественника, никогда ни в чем не ошибался. Эдакий сверхчеловек, услужливый, но не раболепствующий. Он может угодить кому угодно. Главное - это вознаграждение!

Фигаро вхож в дом престарелого доктора Бартоло (лауреат международного конкурса Денис Макаров, бас). Именно этот факт побуждает молодого графа Альмавиву (победитель конкурса "Опералия" 2011 года Рене Барбера (тенор, США) просить "на все руки мастера" о помощи. Дело в том, что у старика есть молодая воспитанница, Розина (лауреат международных конкурсов Елена Максимова, меццо-сопрано), к которой высокопоставленный кавалер воспылал чувствами самого высокого уровня. За щедрое вознаграждение цирюльник обязуется помочь молодым людям.

Ситуацию осложняет тот факт, что доктор мечтает жениться на юной девушке, не обращая никакого внимания на то, что она категорически против. В качестве помощника он избрал себе дона Базилио (лауреат международных конкурсов Дмитрий Степанович, бас), дающего Розине уроки музыки и слывущего интриганом высочайшего класса.

Череда забавных событий, неожиданные повороты, перипетии, которые сложно спрогнозировать и, конечно же, чудесная музыка, исполняемая оркестром театра под руководством маэстро Альберто Дзедда (Италия) создают потрясающее действо, завораживающее с первых аккордов увертюры и до заключительных тактов. Особое впечатление производит элемент музыкальной партитуры, связанный с привлечением некоторых солирующих инструментов. В частности, хрустальные перезвоны треугольника крайне эффектно оттеняют всеобщее помутнение рассудка, периодически происходящее в рамках спектакля.

Несмотря на то, что вместо высоких напудренных париков вниманию зрителей предстают самые "обычные" прически в виде "конских хвостов", а пышные наряды заменены традиционной одеждой современного жителя мегаполиса, а также на постоянно идущий снег, ощущения чего-то лишнего не создается, скорее наоборот, с удовольствием можно констатировать факт возможности гармоничной интеграции современных тенденций в классические каноны шедевров мирового музыкально-театрального искусства. Никакой пошлости и вульгарности нет и в помине, а лишь легкий оттенок XXI века.

И даже снегопад, который в климатических условиях Севильи представить практически невозможно, сейчас уже никого не удивит. Достаточно почитать зимнюю ленту новостей погоды - и все становится предельно ясно.

Жизнь современного общества не стоит на месте, развивается и сфера искусства. В том числе и театр. И такие опыты гармоничного соединения классических произведений с современными веяниями должны приобрести регулярный характер. Но лишь с одним условием: это должно быть эффектно и эстетично. Иначе это уже будет не искусство, а массовая поп-культура в самом худшем ее проявлении. Чего бы, естественно, категорически не хотелось.

Ольга Пурчинская

Категория: Театр » Музыкальный театр