интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Театр » Музыкальный театр » "Мертвые души": Гоголь, Щедрин, Бархатов

 
 
 

"Мертвые души": Гоголь, Щедрин, Бархатов

Автор: Дарья Ивкина от 27-05-2012, 00:19, посмотрело: 2684

Литературный шедевр Николая Васильевича Гоголя "Мертвые души" многократно ставили на сцене и экранизировали в кино. В жанре оперы же было не так много постановок - всего одна, написанная композитором Родионом Щедриным и поставленная в Большом театре в 1977 году.

В 2011 году молодой режиссер Василий Бархатов вернул оперу Щедрина на сцену Мариинского театра, представив собственное видение произведения.

Действие поэмы перенесено в наше время. Помещики стали преуспевающими бизнесменами, а главный герой - Чичиков - состоятельным олигархом, который не прочь приумножить свое состояние. На сцене протекают два процесса - покупка Чичиковым мёртвых душ и его путешествие по России на бричке.

Бархатов послал оператора по пути Чичикова, чтобы тот снял из окна поезда Россию. Видеоряд, сопровождаемый заунывными, тягучими голосами русских женщин, запустили на экране огромной брички, которая выдвигалась из глубины сцены на передний план каждый раз, когда герой заключал очередную сделку и ехал заключать другую, - удачное архитектурное решение художника-постановщика Зиновия Марголина. В этом состояла и задумка режиссера - наглядно показать, что Россия не изменилась с 19 века. Пейзажи такие же, как были тогда, а помещики, хоть и осовремененные, нисколько не утратили своей порочности.

"Мертвые души": Гоголь, Щедрин, Бархатов"Мертвые души": Гоголь, Щедрин, Бархатов"Мертвые души": Гоголь, Щедрин, Бархатов










Коробочка (Лариса Дядькова) - женщина в темном платье в горошек и белом воротничке, со строгим пучком на голове, держит швейный цех с группой замученных девушек-гастарбайтеров. Манилов с женой (Александр Тумченко и Карина Чепурнова) разводят пчёл на пасеке - как иллюстрация характеристики Гоголя о нем: «...в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару». Ноздрев (Сергей Семишкур) не слишком отличается от своего книжного образа - бесшабашно веселится и беспрестанно пьянствует. Плюшкин (Светлана Волкова) также не слишком изменился, разве что предстал неожиданно бомжеватым.

Наиболее колоритным и запоминающимся был Собакевич (Сергей Алексашкин) - грузный мужчина в строгом костюме и черных очках. Он старался убедить Чичикова в том, что все его крестьяне, хоть и мертвые, были стоящими, дельными людьми. Показано это было весьма оригинально - из-за огромного дубового комода высовывались гипсовые головы умерших крепостных, которые периодически оживали, а из ящиков комода Собакевич доставал их положительные характеристики, пытаясь набить цену.

Но так как это опера, нельзя умалять роль музыки, этого бесподобного творения Родиона Щедрина, прекрасно переданного дирижером Валерием Гергиевым и оркестром. Музыка была неким фоном, аккомпанементом к происходящим событиям, потому что на сцене было намного больше голоса. Да и вообще музыка Щедрина несколько простая, понятная - не слишком легкая, не слишком тяжелая, не доминирующая над голосами артистов, а сопровождающая их. Но в то же время это вечная музыка, которую не могла бы испортить даже самая дурная постановка. И еще один интересный момент - она совпадала с темно-зеленой гаммой постановки Бархатова, то есть удачно сочеталась не только с голосами, но и с общим цветовым мотивом.

Дарья Ивкина

Фотографии 1 и 3 с сайта vashdosug.ru, фото 2 из архива журнала "Эксперт"

Категория: Театр » Музыкальный театр