интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Театр » Музыкальный театр » Вечер романсов Чайковского и Рахманинова завершил юбилейный Крещенский фестиваль в "Новой Опере"

 
 
 

Вечер романсов Чайковского и Рахманинова завершил юбилейный Крещенский фестиваль в "Новой Опере"

Автор: Ольга Пурчинская от 1-02-2021, 05:47, посмотрело: 213

30 января 2021 года в московском театре «Новая Опера» завершился традиционный Крещенский фестиваль (75 лет со Дня рождения Евгения Колобова). Финал юбилейного марафона - концерт романсов П.И.Чайковского и С.В.Рахманинова. Это не привычный многим меломанам камерный вечер: в программе - вокальные миниатюры в свободном переложении для оркестра, уникальное творческое наследие Е.В.Колобова.

Дирижер: Дмитрий Волосников (лауреат премии «Золотая Маска»).
Хормейстер: Юлия Сенюкова.
Режиссер: Алексей Вэйро.

Вечер романсов Чайковского и Рахманинова завершил юбилейный Крещенский фестиваль в "Новой Опере"Солисты:
Ксения Нестеренко (лауреат Международных конкурсов, победительница телевизионного конкурса «Большая Опера», сопрано);
Екатерина Петрова (лауреат Международных конкурсов, сопрано);
Маргарита Некрасова (Заслуженная артистка России, меццо-сопрано);
Полина Шамаева (победительница телевизионного конкурса «Большая Опера», меццо-сопрано);
Виктория Яровая (лауреат Международного конкурса, меццо-сопрано);
Алексей Татаринцев (Заслуженный артист Республики Северная Осетия-Алания, лауреат премии «Золотая Маска», тенор);
Андрей Бреус (баритон);
Владимир Кудашев (Заслуженный артист России, бас).

Соло в оркестре:
Екатерина Маклярская (дипломант Международного конкурса, фортепиано);
Антон Бальцевич (гобой);
Борис Сокол (Заслуженный артист России, кларнет);
Анна Балан (виолончель).

Первое отделение:

П.И.Чайковский. «Осенняя песнь. Октябрь» из фортепианного цикла «Времена года».
Исполняет оркестр.

«Нам звезды кроткие сияли» на стихи А.Н.Плещеева.
Солистка: Полина Шамаева.

«Средь шумного бала» на стихи А.К.Толстого.
Солист: Алексей Татаринцев.

Серенада на стихи К.Р.
Солист: Алексей Татаринцев.

«…Уж насли в комнатах огни…» на стихи К.Р.
Солистка: Полина Шамаева.

Серенада Дон Жуана на стихи А.К.Толстого.
Солист: Андрей Бреус.

«Лишь ты один» на стихи А.Н.Плещеева.
Солистка: Виктория Яровая.

«Нет, только тот, кто знал» на стихи Л.А.Мея (из И.В.Гете «Песнь арфиста»).
Солист: Андрей Бреус.

«Ночи бещумные» на стихи А.Н.Апухтина.
Солистка: Виктория Яровая.

С.В.Рахманинов. «Херувимская песнь» из Литургии Святого Иоанна Златоуста.
Исполняет хор.

П.И.Чайковский. Вокализ из вариаций на тему «Рококо» для виолончели с оркестром.
Солистка: Маргарита Некрасова.

«Снова, как прежде, один» на стихи Д.М.Ратгауза.
Солист: Владимир Кудашев.

«Колыбельная песня» на стихи А.Н.Майкова.
Солистка: Полина Шамаева.

«Осенняя песнь. Октябрь».
Исполняет оркестр.

Второе отделение:

С.В.Рахманинов. Вступление (вариация XII из «Рапсодии на тему Паганини»).
Исполняет оркестр.

«Все отнял у меня» на стихи Ф.И.Тютчева.
Солист: Владимир Кудашев.

«Сон» на стихи А.Н.Плещеева (из Г.Гейне).
Солист: Алексей Татаринцев.

Романс.
Исполняет оркестр.

«Ночью в саду у меня» на стихи А.А.Блока из А.Исаакяна.
Солистка: Ксения Нестеренко.

«Как мне больно» на стихи Г.А.Галиной.
Солист: Алексей Татаринцев. Партия фортепиано: Екатерина Маклярская.

«Мы отдохнем» на стихи А.П.Чехова.
Солистка: Маргарита Некрасова.

«Ты помнишь ли вечер» на стихи А.К.Толстого.
Солисты: Алексей Татаринцев, Екатерина Петрова.

«Икалось ли тебе» на стихи П.А.Вяземского.
Солист: Владимир Кудашев.

«Сирень» на стихи Е.А.Бекетовой.
Солистка: Ксения Нестеренко.

Интерлюдия (вариация XI из «Рапсодии на тему Паганини» для фортепиано с оркестром).
Исполняет оркестр.

«Не пой, красавица» на стихи А.С.Пушкина.
Солисты: Алексей Татаринцев, Ксения Нестеренко.

«О, не грусти» на стихи А.Н.Апухтина.
Солистка: Маргарита Некрасова.

«Здесь хорошо» на стихи Г.А.Галиной.
Солистка: Ксения Нестеренко.

Вокализ.
Солисты: Ксения Нестеренко, Екатерина Петрова, Маргарита Некрасова, Алексей Татаринцев, Андрей Бреус, Владимир Кудашев.

Романс - небольшое музыкальное сочинение для голоса в сопровождении музыкального инструмента. Литературная основа, как правило, представляет собой стихи лирического содержания. Чаще всего встречаются вокальные миниатюры под аккомпанемент фортепиано, скрипки или гитары.

Музыкальные сочинения этого жанра отличаются своей глубиной и интимностью. Творческие «диалоги» голоса и инструмента - нечто очень близкое, личное, необыкновенно важное для каждого участника процесса. Как правило, романсы исполняются в тихом, уютном камерном пространстве для небольшой зрительской аудитории.

Бытует мнение, что привлечение к исполнению подобных сочинений симфонического оркестра может привести к разрушению особенно важной доверительной атмосферы, разрушению ни с чем не сравнимого ощущения прикосновения к чему-то личному.

Евгений Колобов создал удивительные оркестровые переложения знаменитых романсов двух выдающихся мастеров камерного жанра - П.И.Чайковского и С.В.Рахманинова, которые не только не уничтожили особую атмосферу камерного музицирования, но и, напротив, преумножили ее. Тонко, изысканно вплетенные в мелодическую палитру струнные инструменты подчеркнули душевный трепет, сделали полет чувств еще более стремительным, захватывающим. Духовые дополнили картину торжественностью и драматизмом. Оркестр под управлением Дмитрия Волосникова - важное действующее лицо заключительного вечера Крещенского фестиваля.

Это не просто концерт, а самое настоящее театрализованное представление с элегантным, ненавязчивым сюжетом. Номера вытекают один из другого, изысканно дополняя друг друга отборными голосами солистов «Новой Оперы». На сцену в этот вечер выходили и опытные вокалисты, служащие искусству уже не одно десятилетие, и юные звездочки, совсем недавно вошедшие в состав труппы.

Программа вечера составлена таким образом, что в исполнении молодежи звучали легкие, романтические, полные света и веры в прекрасное будущее миниатюры; опытные артисты пели, в том числе, романсы, пропитанные темой тоски, одиночества, страданий, а также бодрые, героические истории и сочинения с оттенком юмора. Лирика и драматизм, радость и печаль, мажор и минор соединились в яркий концерт, прошедший на одном дыхании.

Вокализ - интересный жанр певческого искусства, бессловесная музыкальная конструкция, в которой голосом пропеваются гласные звуки или их сочетания. Это очень красиво, в голосе сопрано и тенора появляются чистые, хрустально-серебристые, неземные звуки. Меццо-сопрано, бас и баритон обретают еще более теплые, пряные краски. Концерт завершился знаменитым сочинением С.В.Рахманинова.

Еще одно его произведение прозвучало в исполнении хора a cappella. Это «Херувимская песнь» - фрагмент литургии Святого Иоанна Златоуста, не молитва, но очень светлое, торжественное произведение. Голоса артистов заполняли пространство зала таким объемом, что создавалось ощущение сопровождения симфонического оркестра. Каждое слово легко усваивалось, как в самом узком камерном пространстве.

Очень красивы дуэты тенора и сопрано, где мужской голос исполнял знаменитый романс («Не пой, красавица», «Ты помнишь ли вечер»), а женский завершал его изысканным вокализом.

Концерт на стыке камерности и симфонизма, глубоко личного и помпезно-торжественного, салонного и театрального, лирического и драматического, уютного и праздничного завершил традиционный Крещенский фестиваль юбилейного XXX сезона «Новой Оперы», посвященный 75-летию со Дня рождения основателя театра Маэстро Евгения Колобова.

Ольга Пурчинская

Фотография Марины Айртиянц

Еще фотографии

Категория: Театр » Музыкальный театр