интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Театр » Музыкальный театр » Петербургский шедевр Верди на Крещенском фестивале в "Новой Опере"

 
 
 

Петербургский шедевр Верди на Крещенском фестивале в "Новой Опере"

Автор: Ольга Пурчинская от 31-01-2021, 06:51, посмотрело: 222

29 января 2021 года в рамках традиционного Крещенского фестиваля (75 лет со Дня рождения Евгения Колобова) в московском театре «Новая Опера» прозвучала «Сила судьбы» Дж.Верди (либретто Ф.М.Пьяве и А.Гисланцони, литературная основа - пьеса А.Сааведры «Дон Альваро, или Сила судьбы»). Это сочинение композитор создал в 1862 году по заказу Петербургского императорского двора.

Музыкальный руководитель и дирижер: Александр Самоилэ (Народный артист Республики Молдова).
Хормейстер: Юлия Сенюкова.

Петербургский шедевр Верди на Крещенском фестивале в "Новой Опере"В ролях:
Маркиз ди Калатрава: Борис Жуков (бас);
Дон Карлос ди Варгас, его сын: Анджей Белецкий (лауреат Международного конкурса, баритон);
Леонора ди Варгас, его дочь: Ирина Морева (лауреат Международных конкурсов, сопрано);
Дон Альваро, ее возлюбленный: Сергей Поляков (тенор);
Прециозилла, цыганка: Анастасия Лепешинская (лауреат Международных конкурсов, меццо-сопрано);
Падре Гуардиано, настоятель монастыря: Евгений Ставинский (лауреат Международного конкурса, лауреат премии «Золотая Маска», бас);
Фра Мелитоне, францисканский монах: Андрей Борисенко (баритон);
Курра, служанка Леоноры: Ирина Ромишевская (Заслуженная артистка России, меццо-сопрано);
Трабуко, погонщик мулов: Максим Остроухов (тенор);
Мэр: Виталий Ефанов (Заслуженный артист России, бас);
Врач: Михаил Первушин (лауреат Международных конкурсов, бас);
Крестьяне, паломники, монахи, солдаты, слуги: артисты хора.

Соло в хоре:
Наталия Суворова;
Андрей Стебеньков;
Владимир Федоткин;
Сергей Каныгин;
Кирилл Троицкий.

Соло на сцене:
Валерий Конов (труба);
Анатолий Сёмкин (труба).

Соло в оркестре:
Анна Июдина (лауреат Международного конкурса, скрипка);
Александр Карпов (лауреат Международных конкурсов, кларнет);
Николай Винтер (лауреат Международного конкурса, труба);
Оксана Сушкова (лауреат Международных конкурсов, арфа);
Екатерина Гольцова (лауреат Международных конкурсов, орган).

«Сила судьбы» - одна из вершин творчества Дж.Верди, написанная в период наиболее яркого расцвета его композиторского дарования. Сложнейшее сочинение, его музыка пропитана глубоким драматизмом и является, по сути, ключевым действующим лицом оперы, а заодно и сценаристом, и режиссером. Каждый звук здесь издается неслучайно и преумножает масштабность симфонического полотна.

Ключевые темы сюжета - социальное и расовое неравенство главных героев и столкновения света и тьмы (в данном случае любви и ненависти). Родовая вражда встает непреодолимым препятствием на пути любовного дуэта к совместной долгой и счастливой жизни.

Глубочайший драматизм Дж.Верди заложил в каждый фрагмент оперы, начиная с увертюры. Симфонический оркестр театра под чутким, вдумчивым, глубоко интеллектуальным, но в то же время эмоциональным управлением маэстро Александра Самоилэ во вступительном фрагменте знакомит публику с основными музыкальными темами, которые в последующих сценах получат развитие. Каждый эпизод - небольшое описание внутреннего мира центральных персонажей, их мыслей чувств, отношений друг с другом. Помимо обозначенных героев, в спектакле есть еще одно действующее лицо, о котором нет официального упоминания, но оно обретает ключевое значение. Это Судьба, неотрывно следующая за всеми, присутствующая в их жизни постоянно. В музыке она выражается как побочная партия, которую композитор мастерски вплел в общую мелодическую канву. Мотив несколько навязчивый, мерный, гипнотический. Не обратить на него внимание невозможно.

Концертное исполнение оперы не перегружает сцену громоздкими декорациями, яркими костюмами и оригинальными режиссерскими задумками. Зритель остается наедине с музыкой и вокально-драматическим мастерством артистов, представляя себе происходящее.

Основные события разворачиваются вокруг классического любовного треугольника: аристократки Леоноры, ее брата дона Карлоса и возлюбленного, перуанского индейца дона Альваро.

Героиня глубоко несчастна и охвачена мрачными предчувствиями с самого начала спектакля. Голос Ирины Моревой полон силы и нежности, тепла и благородства, света и глубины. Богатство тембровых красок рождает яркий образ.

Дон Альваро (Сергей Поляков) - пылкий, страстный, горячий, благородный персонаж. Это и воин, и лирический герой, и невольник чести. На поле боя это экспрессивный, агрессивный человек, в присутствии возлюбленной – сладкоголосый менестрель.

Дон Карлос (Анджей Белецкий) - молодой маркиз, заложник родовой чести, сын, поклявшийся жестоко отомстить убийце своего отца и предавшей род сестре. Его образ пропитан жестокостью и целеустремленностью, а разум одержим навязчивой идеей. В голосе слышатся мотивы злобы и одиночества, душевного холода и опустошенности.

Яркий, харизматичный, обворожительный персонаж - цыганка Прециозилла в исполнении Анастасии Лепешинской. Бойкая, напористая, энергичная, с теплым, пряно-медовым голосом. Каждое ее появление на сцене - приход истинного лидера, человека, за которым пойдут массы.

Один из самых сильных, светлых героев оперы - настоятель монастыря падре Гуардиано. Мощный, обволакивающий, завораживающий голос Евгения Ставинского успокаивает, вселяет уверенность, веру в благополучный исход самых драматичных событий.

Строгому, спокойному, рассудительному, мудрому настоятелю противопоставлен монах фра Мелитоне (Андрей Борисенко) - комический персонаж, весельчак, любитель шутливых песен.

Ансамбль дополняют исполнители небольших партий Борис Жуков (маркиз ди Калатрава), Ирина Ромишевская (Курра), Михаил Первушин (врач), Виталий Ефанов (мэр) и Максим Остроухов (Трабуко).

Партия хора в таком масштабном сочинении, как «Сила судьбы», обретает огромное значение. Артисты становятся соучастниками монологов Прециозиллы, оказываются вовлечены в военные действия, попадают в монастырскую трапезную. Мощное многоголосие эффектно обрамляет многие эпизоды оперы.

Дж.Верди присутствовал на премьере своего творения в 1862 году и был впечатлен тем, насколько трагической получается развязка. В дальнейшем Маэстро доработал свое детище, и миланской публике была представлена вторая редакция, которая в последующие годы стала значительно популярнее первоисточника. На Крещенском фестивале в «Новой Опере» прозвучала «итальянская» версия, где дон Альваро остается жив и, по настоянию отца Гуардиано, принимает как данность все жестокие превратности своей судьбы.

Ольга Пурчинская

Фотография Марины Айриянц

Еще фотографии

Категория: Театр » Музыкальный театр