интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Театр » Музыкальный театр » Цыганка, цветочница, страсть и солнце в очередной серии "Итальянских эпизодов"

 
 
 

Цыганка, цветочница, страсть и солнце в очередной серии "Итальянских эпизодов"

Автор: Ольга Пурчинская от 4-03-2020, 05:26, посмотрело: 280

2 марта 2020 года в московском театре «Новая Опера» имени Е.В.Колобова прошел ставший уже традиционным концерт из серии «Итальянские эпизоды». Дуэты голоса и фортепиано исполняли музыку нескольких столетий, от камерных вокальных сочинений мастеров эпохи бельканто до всенародно любимых неаполитанских песен конца XIX – начала ХХ века.

Цыганка, цветочница, страсть и солнце в очередной серии "Итальянских эпизодов"Солисты:
Ирина Боженко (лауреат Международных конкурсов, сопрано);
Валерия Бушуева (сопрано);
Ксения Нестеренко (лауреат Международных конкурсов, победительница телевизионного конкурса «Большая Опера», сопрано);
Анастасия Лепешинская (лауреат Международных конкурсов, меццо-сопрано);
Юлия Меннибаева (лауреат Международных конкурсов, меццо-сопрано);
Дмитрий Бобров (тенор);
Михаил Новиков (лауреат Международного конкурса, тенор);
Алексей Богданчиков (лауреат Международных конкурсов, баритон);
Сергей Мурзаев (Заслуженный артист России, баритон);
Отар Кунчулиа (бас).

Партия фортепиано:
Анна Ситникова (дипломант Международного конкурса).

Ведущий:
Михаил Сегельман.

Первое отделение:

П.И.Чайковский.
Pimpinella. Флорентийская песня.
Солист: Алексей Богданчиков.

В.Беллини.
Delente imagine di Fille mia«Скорбный образ моей Филлиды» (на стихи неизвестного автора).
Солиска: Юлия Меннибаева.

А.Кальдара.
Come raggio di sol«Как солнца ясный луч» (на стихи неизвестного автора).
Солист: Отар Кунчулиа.

В.Беллини.
Vagal una, che inargenti«Прекрасная луна, сияющая серебром» (на стихи неизвестного автора).
Солистка: Юлия Меннибаева.

Дж.Россини.
L’esule«В изгнании» (на стихи Дж.Торре из цикла «Грехи старости», 3-й альбом, 1857-1868).
Солистка: Валерия Бушуева.

Л.Денца.
Vieni!«Придите!» (на стихи Э.Кармело, 1927).
Солист: Сергей Мурзаев.

Г.Доницетти.
La Zingara«Цыганка» (на стихи К.Гуаиты).
Солистка: Анастасия Лепешинская.

Ч.А.Биксио.
Parlami d’amore, Mariu!«Что ж ты опустила глаза!» (на стихи Э.Нери, 1932).
Солист: Михаил Новиков.

Э.Нутиле.
Mamma mi ache vo sape«Море синее играло» (на стихи Ф.Руссо, 1909).
Солист: Дмитрий Бобров.

Н.Виетти.
Comprate I miei fiori«Купите фиалки» (на стихи Джакобби).
Солистка: Ирина Боженко.

Э.де Куртис.
Torna a Surriento«Вернись в Сорренто» (на стихи Дж.де Куртиса, 1902).
Солист: Михаил Новиков.

Дж.Россини.
La fioraja Fiorentina«Флорентийская цветочница» (на стихи Г.Торре из цикла «Грехи старости», 1-й альбом, 1857-1860).
Солистка: Ксения Нестеренко.

Второе отделение:

В.Беллини.
Vanne, o rosa fortunate«Иди же, о счастливая роза» (на стихи неизвестного автора из цикла «Пятнадцать камерных сочинений»);
Almen se non poss’io«Если я не смогу» (на стихи неизвестного автора, 1935).
Солистка: Ксения Нестеренко.

Ф.П.Тости.
Sogno«Я вижу сон» (на стихи Л.Стеккетти, 1886).
Солист: Алексей Богданчиков.

Ф.П.Тости.
L’ultima canzone«Последняя серенада» (на стихи Ф.Чиммино, 1905).
Солистка: Ирина Боженко.

Ф.П.Тости.
Non t’amo piu«Не люблю тебя больше» (на стихи К.Эррико, 1884).
Солист: Алексей Богданчиков.

Ф.П.Тости.
La serenataСеренада (на стихи Дж.А.Чезарео, 1888).
Солистка: Валерия Бушуева.

Ф.П.Тости.
L’alba separa dalla luce l’ombra«Утренняя заря отделяет темноту от света» (на стихи Г.Д’Аннунцио из цикла «Четыре песни Амаранты», 1907).
Солист: Сергей Мурзаев.

Дж.Россини.
Se il vuol la molinara«Если этого хочет мельничиха» (на стихи неизвестного автора, 1801).
Солистка: Анастасия Лепешинская.

Р.Фальво.
Dicitencello vuje«Скажите, девушки» (на стихи Э.Фуско, 1930).
Солист: Отар Кунчулиа.

Э.де Куртис.
Tu ca nun chiagne«Не плачь» (на стихи Л.Бовио, 1915).
Солист: Дмитрий Бобров.

Э.ди Капуа.
O sole mio«Мое солнце» (на стихи Дж.Капурро, 1898).
Солисты: Дмитрий Бобров, Михаил Новиков, Дмитрий Сибирцев, Станислав Мостовой).

Итальянская песенная традиция – явление глубокое, интересное, насыщенное. Миниатюры, созданные признанными мастерами академического жанра эпохи бельканто, во многом похожи на самые яркие арии. Порой за небольшим сочинением, исполнение которого длится не более 5 минут, скрывается грандиозная история, полная скрытых смыслов, тайн, секретных посланий, которые авторы хотели донести до меломанов. Солисты-вокалисты в тесном творческом тандеме с фортепиано создают целую галерею запоминающихся образов, привлекательных как в музыкальном плане, так и в драматическом. Кто пройдет спокойно мимо горячей, страстной, темпераментной цыганки в исполнении Анастасии Лепешинской? Можно ли сохранять равнодушие, слушая историю нежной, трогательной продавщицы фиалок (Ирина Боженко), глубоко драматичного, томящегося в одиночестве и тоскующего по родине изгнанника (Валерия Бушуева) или романтичной, изысканной флорентийской цветочницы (Ксения Нестеренко)?

Неаполитанские песни – особая страница мировой музыкальной культуры. Историю свою они ведут с 1830-х годов, когда в Неаполе стали проводиться ежегодные вокальные конкурсы и фестивали. Лауреатом Гран-при первого такого соревнования стала миниатюра, предположительно, авторства Г.Доницетти. В дальнейшем аналогичные мероприятия проходили в течение 120 лет (этот промежуток считается золотым веком неаполитанской песни).

Как один из видов так называемой «легкой музыки», неаполитанские песни очень быстро запоминаются самой разной публикой, зрители потом очень долго и с явным удовольствием напевают полюбившиеся с первой ноты мотивы. Несмотря на то, что авторы многих миниатюр известны, общество воспринимает их как элементы народного творчества, близкого, родного, понятного, волнующего.

Этот вид музыкального искусства доступен исполнителям самого разного уровня, от высочайших виртуозов классического академического жанра до любителей-самоучек. Они поются не столько голосом, сколько душой, сердцем и фантазией. Какие только образы не возникают перед глазами меломана, когда он слушает неаполитанские песни! А ведь разные вокалисты подают хорошо знакомые мелодии в собственной, уникальной, самобытной манере, так что всегда можно уловить во всенародно знаменитых хитах нечто новое, доселе неизведанное.

Когда за исполнение итальянских, в частности, неаполитанских песен берутся солисты театра «Новая Опера», получаются яркие, эффектные мини-спектакли, рожденные на пересечении классической академической вокальной традиции и драматического наполнения, оперной эстетики и широкой души, интеллекта и трепета, мыслей и чувств. Потому так искренне, глубоко и красиво звучат легендарные хиты Torna a Surriento (Михаил Новиков) и Sogno (Алексей Богданчиков), L’alba separa dalla luce l’ombra (Сергей Мурзаев) и O sole mio (Дмитрий Бобров, Михаил Новиков, Станислав Мостовой, Дмитрий Сибирцев). Как только зазвучали первые ноты последнего номера и исполнители вышли на сцену, зал сразу будто заполнился лучами согревающего, ласкового солнца, почувствовалась пришедшая долгожданная весна. Теплые, свежие, насыщенные яркими красками голоса рисовали образы природы, пробуждающейся после бури.

Праздник песни любого жанра и формата часто заканчивается номерами на бис. Этот вечер не стал исключением. Напоследок теноровый квартет исполнил еще один неаполитанский хит – знаменитую Funiculi funicula. Эта песня часто завершает концерты, поскольку дарит щедрую порцию хорошего настроения и вызывает желание как можно скорее пуститься в быструю, зажигательную импровизированную пляску.

Интересно, что песня эта появилась на свет в 1880 году. Сочинение композитора Л.Денцы и журналиста П.Турко было приурочено к открытию первого подъемника, предназначенного для экскурсий на вулкан Везувий. На самом деле, фуникулер появился несколько раньше, но не полюбился туристам и местному населению, поскольку люди предпочитали пешие прогулки по потухшим кратерам и не искали сопровождающих перед восхождением на вершину. Это обстоятельство нанесло удар по финансам владельцев подъемника, и они заказали музыкальную рекламу своего продукта. Написанная песня быстро полюбилась слушателям, а затем они прониклись симпатией и к фуникулеру. За 140 лет жизни миниатюра украсила репертуар многих выдающихся артистов как в Италии, так и за ее пределами.

Партию фортепиано в этот вечер исполнила Анна Ситникова. Музыкальный материал каждой песни углубил драматургию, сделал образы еще более яркими и интересными. Мелодии помогли ощутить оттенки настроения, заложенные в миниатюрах, почти физически.

Ведущий концерта Михаил Сегельман сориентировал зрителей в богатой, насыщенной итальянской национальной песенной традиции, рассказал много интересного о камерном творчестве знаменитых оперных композиторов и о мастерах неаполитанской песни.


Ольга Пурчинская

Фотография Марины Айриянц
еще фотографии

Категория: Театр » Музыкальный театр