интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Театр » Музыкальный театр » Шедевры русского романса в рамках Крещенского фестиваля в "Новой Опере"

 
 
 

Шедевры русского романса в рамках Крещенского фестиваля в "Новой Опере"

Автор: Ольга Пурчинская от 30-01-2020, 03:03, посмотрело: 278

28 января 2020 года в Зеркальном фойе московского театра «Новая Опера» имени Е.В.Колобова в рамках ежегодного Крещенского фестиваля прошел концерт «Шедевры русского романса». В программе вечера – вокальные миниатюры русских и советских композиторов XIX – ХХ вв.

Шедевры русского романса в рамках Крещенского фестиваля в "Новой Опере"Солисты:
Ирина Боженко (лауреат Международных конкурсов, сопрано);
Ксения Нестеренко (лауреат Международных конкурсов, победительница телевизионного конкурса «Большая Опера», сопрано);
Анастасия Лепешинская (лауреат Международных конкурсов, меццо-сопрано);
Маргарита Некрасова (Заслуженная артистка России, меццо-сопрано);
Виктория Яровая (лауреат Международного конкурса, меццо-сопрано);
Георгий Васильев (тенор);
Станислав Мостовой (лауреат Международного конкурса, тенор);
Борис Жуков (бас).

Партия фортепиано:
Дмитрий Сибирцев (лауреат премии города Москвы, лауреат премии «Национальное достояние», лауреат премии Фонда Ирины Архиповой);
Анна Ситникова (дипломант Международного конкурса).

Ведущий:
Михаил Сегельман.

Первое отделение:

П.И.Чайковский (1840 – 1893).
«День ли царит», соч.47, №6 из цикла «Семь романсов» на стихи А.Н.Апухтина;
«Песнь цыганки», соч.60, №7 из цикла «Двенадцать романсов» на стихи Я.П.Полонского.
Солистка: Виктория Яровая. Партия фортепиано: Анна Ситникова.

Ц.А.Кюи (1835 – 1918).
«Желание», ор.57, №25 из цикла «Двадцать пять стихотворений А.С.Пушкина»;
«Коснулась я цветка», ор.49, №1 из цикла «Семь романсов» на стихи В.И.Немировича-Данченко.
Солистка: Ксения Нестеренко. Партия фортепиано: Анна Ситникова.

М.И.Глинка (1804 – 1857).
«Я помню чудное мгновенье» на стихи А.С.Пушкина.
Солист: Станислав Мостовой. Партия фортепиано: Дмитрий Сибирцев.

П.И.Чайковский.
«Средь шумного бала», соч.38, №3 из цикла «Шесть романсов» на стихи А.К.Толстого.
Солист: Станислав Мостовой. Партия фортепиано: Дмитрий Сибирцев.

П.И.Чайковский.
«Ни слова, о друг мой…», соч.6, №2 из цикла «Шесть романсов» на стихи А.Н.Плещеева (из М.Гартмана);
«Кукушка», соч.54, №8 из цикла «Шестнадцать песен для детей» на стихи А.Н.Плещеева (из Х.Геллерта).
Солистка: Анастасия Лепешинская. Партия фортепиано: Анна Ситникова.

Р.М.Глиэр (1875 – 1956).
«О, не вплетай цветов…», ор.18, №7 из цикла «Восемь романсов» на стихи Д.М.Ратгауза;
«Звездочка кроткая», ор.12, №2 из цикла «Шесть романсов» на стихи П.Я.Якубовича.
Солистка: Ирина Боженко. Партия фортепиано: Анна Ситникова.

М.В.Рахманинов (1873 – 1943).
«Я жду тебя», соч.14, №1 из цикла «Двенадцать романсов» на стихи М.А.Давидовой.
Солистка: Маргарита Некрасова. Партия фортепиано: Анна Ситникова.

С,В.Рахманинов.
«Ночью в саду у меня», соч.38, №1 из цикла «Шесть романсов» на стихи А.А.Блока (из А.С.Исаакяна);
«К ней», соч.38, №2 из цикла «Шесть романсов» на стихи А.Белого.
Солист: Георгий Васильев. Партия фортепиано: Анна Ситникова.

Ю.А.Шапорин (1887 – 1966).
«Заклинание», ор.10, №4 из цикла «Пять романсов» на стихи А.С.Пушкина.
Солистка: Маргарита Некрасова. Партия фортепиано: Анна Ситникова.

Второе отделение:

П.И,Чайковский.
«Примирение», соч.25, №1 из цикла «Шесть романсов» на стихи Н.Ф.Щербины;
«Серенада» («Ты куда летишь, как птица»), соч.65, №1 из цикла «Шесть романсов» («Шесть французских песен») на стихи Э.Тюркети в переводе А.А.Горчаковой.
Солистка: Виктория Яровая. Партия фортепиано: Дмитрий Сибирцев.

М.П.Мусоргский (1839 – 1881).
«Где ты, звездочка?» из цикла «Юные годы» на стихи Н.П.Грекова;
«Ночь» из цикла «Юные годы» на стихи А.С.Пушкина.
Солистка: Ксения Нестеренко. Партия фортепиано: Анна Ситникова.

М.П.Мусоргский.
«Гопаг» на стихи Т.Г.Шевченко в переводе Л.А.Мея.
Солистка: Анастасия Лепешинская. Партия фортепиано: Анна Ситникова.

С.В.Рахманинов.
«Не пой, красавица», соч.4, №4 из цикла «Шесть романсов» на стихи А.С,Пушкина;
«Здесь хорошо», соч.21, №7 из цикла «Двенадцать романсов» на стихи Г.Галиной.
Солист: Станислав Мостовой. Партия фортепиано: Дмитрий Сибирцев.

Н.А,Римский-Корсаков (1844 – 1908).
«Сон в летнюю ночь», соч.56, №2 из цикла «Два романса» на стихи А.Н,Майкова.
Солистка: Ксения Нестеренко. Партия фортепиано: Анна Ситникова.

С.И.Танеев (1856 – 1915).
«Люди спят», ор.17, №10 из цикла «Десять романсов» на стихи А.А.Фета;
«Мое сердце – родник», ор.34, №7 из цикла «Семь поэм» («Семь стихотворений Я.П.Полонского»).
Солистка: Анастасия Лепешинская. Партия фортепиано: Анна Ситникова.

С.В.Рахманинов.
«Я опять одинок», соч.26, №9 из цикла «Пятнадцать романсов» на стихи И.А.Бунина (из Т.Г,Шевченко);
«Эти летние ночи», соч.14, №5 из цикла «Двенадцать романсов» на стихи Д.М.Ратгауза.
Солист: Георгий Васильев. Партия фортепиано: Анна Ситникова.

З.А.Левина (1906 – 1976).
«И в эту ночь» на стихи С.Б.Капутикяна в переводе И.А.Снеговой;
«Вы куда, куда, ручьи?» на стихи С.Б.Капутикяна в переводе Е.М.Николаевской.
Солистка: Ирина Боженко. Партия фортепиано: Анна Ситникова.

Г.В.Свиридов (1915 – 1998).
«Всю землю тьмой заволокло» из цикла «Песни на стихи Роберта Бёрнса» в переводе С.Я.Маршака;
«Подъезжая под Ижоры» из цикла «Шесть романсов на стихи А.С.Пушкина».
Солист: Борис Жуков. Партия фортепиано: Дмитрий Сибирцев.

Что такое романс? Согласно энциклопедическому определению, это небольшое музыкальное сочинение для голоса в сопровождении инструмента, написанное на стихи лирического содержания.

Русский романс сформировался в первой половине XIX века. Существенное влияние на судьбу этого вида искусства оказал романтизм. Начало ХХ столетия считается «золотым веком» русского романса.

Голос и музыкальный инструмент, в данном случае – фортепиано (рояль). Результатом творческого взаимодействие такого дуэта становится слияние чувств, темпераментов, интеллекта и интуиции при сохранении самобытности и узнаваемости стиля каждого артиста.

Романс – небольшое произведение, рожденное на пересечении музыкального и лирико-поэтического материала. Несмотря на краткость формы, каждое сочинение представляет собой законченное, драматически выверенное произведение, содержащее экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку и постпозицию. За несколькими строфами, положенными на музыку, порой скрывается целая жизнь.

В этот вечер звучали самые разные по характеру, темпераменту, эпохальной и жанровой принадлежности романсы – женские и мужские, нежные и брутальные, возвышенные и бытовые, романтические и сентиментальные, шутливые и серьезные, веселые и грустные, исполненные надежды и таящие безысходность.

Каждый артист, вышедший в этот вечер на сцену, вложил в исполняемые миниатюры частицу души, пропустил через себя все мысли, чувства, переживания героев, их меланхолию, печаль, тоску, тревогу, радость, счастье, эйфорию, желание развлечься, пошутить и т.д.

Музыка делает образы объемными, живыми, главная мысль, которую, возможно, хотели донести до народа авторы, становится рельефной, четкой, ясной. Мелодии создают определенную атмосферу, помогают слушателям войти в то самое эмоциональное состояние, в каком наиболее четко можно уловить самую суть стихотворений.

Очень интересно бывает услышать один и тот же романс в исполнении артистов с разными типами голосов. Один и тот же текст и идентичная мелодия в таком случае будут восприниматься непохоже. Каждый вид певческого голоса дарит меломанам что-то уникальное, а потому наиболее ожидаемое, желанное. Так, сопрано наполняет миниатюры обаянием юности, трогательной нежностью и светом; меццо-сопрано в моем восприятии олицетворяет образ сильной женщины, жены, подруги, матери, способной встать на защиту своего счастья; тенор – символ солнечного тепла, летнего утра, его мелодичные трели – услада для слуха; бас-баритон покоряет невероятной энергетикой, яркой харизмой, взрывным темпераментом.

Партия фортепиано в романсах – важнейшая часть творческого тандема. Мелодии помогают зрителям мгновенно уловить настроение, в котором пойдет повествование. Порой звуки рояля позволяют уловить пробуждение леса после ночного сна, насладиться пением жаворонка или соловья, услышать легкое дуновение ветерка или вой надвигающейся бури, почувствовать гнетущую тревогу или томительное ожидание, ощутить эйфорию первой влюбленности или гнет одиночества. Все эти (и многие другие) мотивы широко представлены в богатой россыпи камерных сочинений русских и советских композиторов, творивших в XIX – XX вв.

Подробный экскурс в историю русского романса для слушателей провел ведущий концерта Михаил Сегельман. Также он помог почувствовать, насколько гениальная музыка улучшает восприятие стихотворений не самых сильных поэтов.

Ольга Пурчинская

Фотография Марины Айриянц
еще фотографии

Категория: Театр » Музыкальный театр