интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Театр » Музыкальный театр » Вдохновение и цензура, вымысел и история, поэт и царь в опере Константина Боярского "Пушкин"

 
 
 

Вдохновение и цензура, вымысел и история, поэт и царь в опере Константина Боярского "Пушкин"

Автор: Ольга Пурчинская от 22-12-2019, 05:57, посмотрело: 312

20 декабря 2019 года в московском театре «Новая Опера» имени Е.В.Колобова вновь произошло резкое столкновение парящего творчества и отягощающей цензуры. В этот день прошло очередное представление сочинения нашего современники Константина Боярского – оперы «Пушкин» (либретто Мариты Филлипс).

Дирижер-постановщик: Ян Латам-Кениг (лауреат премии «Золотая Маска»).
Режиссер: Игорь Ушаков.
Сценография: Тимофей Ермолин.
Художник по костюмам (хор): Светлана Грищенкова.
Хормейстер: Юлия Сенюкова.
Премьера состоялась 7 июня 2019 года.

Дирижер:
Ян Латам-Кениг.

Вдохновение и цензура, вымысел и история, поэт и царь в опере Константина Боярского "Пушкин"В ролях:
Пушкин: Георгий Васильев (тенор);
Царь Николай I: Артем Гарнов (баритон);
Наталья, жена Пушкина: Ирина Боженко (лауреат Международных конкурсов, сопрано);
Екатерина, старшая сестра Натальи, будущая жена Дантеса: Галина Бадиковская (сопрано);
Александра, старшая сестра Натальи: Анна Синицына (меццо-сопрано);
Барон Геккерн, голландский посол: Василий Гурылев (тенор);
Жорж Дантес, приемный сын барона: Антон Бочкарев (тенор);
Цыганка: Гаяне Бабаджанян (лауреат Международных конкурсов, лауреат премии «Онегин», меццо-сопрано);
Иванов, друг Пушкина: Владимир Федоткин (лауреат Международных конкурсов, тенор);
Лобанов, друг Пушкина: Андрей Стебеньков (тенор);
Блудов, друг Пушкина: Павел Пфистер (бас);
Крылов, друг Пушкина: Сергей Каныгин (бас);
Данзас, секундант Пушника: Кирилл Троицкий (бас).

Соло в оркестре:
Скрипка: Максим Гусев (лауреат Международных конкурсов);
Скрипка: Анастасия Птицына;
Виолончель: Анна Балан;
Фортепиано: Наталья Казакова (лауреат Международных конкурсов).

В либретто оперы использованы фрагменты произведений А.С.Пушкина: ода «Вольность» (1817), «Элегия» (1830), «Медный всадник» (1833), «Я вас любил…» (1829), «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (1836).

В основе сюжета – конфликт двух исторических личностей, одна из которых оставила в отечественной и мировой истории глубокий след, а другая практически ничем не прославилась. Первый – великий русский поэт, писатель, драматург, «наше все» из мира литературы, второй – царь, чье время правления не ознаменовалось хоть сколько-нибудь яркими, значимыми событиями в жизни и дальнейшем развитии страны.

Музыкальный материал оперы помогает проникнуть в самую суть внутренних миров героев, понять и почувствовать, что именно происходит здесь и сейчас в их сердцах и душах, уловить ход их мыслей. Симфонический оркестр театра под управлением Яна Латам-Кенига помогает зрителям легко и быстро понять, что именно толкает персонажей на тот или иной поступок. Очень интересно, вслушиваясь в звучание каждого инструмента, следить за развитием событий. Переливы струн арфы иллюстрируют душевные терзания великого поэта, можно физически ощутить натянутые до предела нервы. Скрипка играет лирические эпизоды спектакля, становится воплощением любви, страсти и нежности. Фортепиано озвучивает широчайший диапазон мыслей действующих лиц, делает образы четкими и ясными.

Сценография минимальна и лаконична. Декорация быстро преображается то в интерьер императорского дворца, то в гостиную дома поэта, то в улицы Петербурга, то в ресторан. Пышные, элегантные костюмы меняются до неузнаваемости благодаря аксессуарам вроде шейных платков или шалей. Разнообразные головные уборы – капоры, цилиндры, треуголки – создают на сцене атмосферу первой половины XIX века.

Очень специфическое либретто подает известных реальных личностей совсем не такими, какими мы их себе представляем, изучая отечественную историю и литературу. Режиссура Игоря Ушакова и яркие музыкально-драматические образы максимально сглаживают все острые углы довольно странного текста. Самыми главными словами в опере, безусловно, становятся лирические произведения А.С.Пушкина, стихотворения и поэмы, знакомые русскому зрителю со времен обучения в школе. В спектакле их не только поют, но и декламируют.

В роли великого поэта впервые предстал Георгий Васильев. Пушкин в его исполнении получился горячим, страстным, темпераментным, по-настоящему глубоким, истинным гением, живущим в своем творчестве и не представляющим жизни без искусства. Центральная фигура спектакля – человек, стремящийся к свободе и независимости, его тонкая натура жаждет искренних чувств, участия и поддержки со стороны родных и близких. Яркий, богатый, звонкий, насыщенный голос выразителен и в нежных, трепетных, лирических эпизодах, и в драматичных моментах непонимания в общении с властью, и в трагических сценах стремительного разрушения внутреннего мира поэта и человека.

Образ Натальи Гончаровой, созданный Ириной Боженко, наполнен природным аристократизмом, изысканной элегантностью и утонченной нежностью. Согласно специфическому либретто, героиня мечется между супругом и влюбленным в нее французом Жоржем Дантесом (Антон Бочкарев). Хрустально-серебристый голос артистки как бы растет, крепнет, обретает силу и мощь вместе с взрослением молодой женщины, едва сводящей концы с концами из-за многочисленных долгов мужа, но, несмотря ни на какие трудности, блистающей в высшем свете столицы.

Артем Гарнов предстал в роли императора Николая I. Царственный персонаж в его исполнении рожден на стыке лирико-романтического героя, влюбленного в прекрасную Наталью, и сурового цензора-диктатора, желающего тотально контролировать всё, что происходит в государстве, зорко наблюдать за каждым подданным. Лучшим, на его взгляд, способом обрести любовь своего народа является контакт со знаменитым поэтом, подчинение творчества Пушкина интересам самодержца. Голос певца, в зависимости от обстоятельств, звучит то мягко и нежно, трепетно и ласково, то окатывает волной холода, ярости и презрения.

Царь зорко следит за поэтом, тотально контролирует каждое написанное слово. Правительственная цензура постоянно вмешивается не только в творчество, но и в личные переписки героя, в том числе с родными и близкими.

Наталья – младшая представительница семьи Гончаровых, самая яркая и красивая. Именно потому мать возлагает на нее самые большие надежды в вопросе удачного замужества. У нее есть две старшие сестры: Александра (Анна Синицына) – глубокая, чуткая, прекрасно образованная, вдумчивая барышня, безответно влюбленная в поэта, и Екатерина (Галина Бадиковская) – очень эмоциональная, нервная особа, которой суждено стать женой Жоржа Дантеса.

Пушкин – гениальный поэт, легендарная творческая личность, человек, оставивший глубокий след на небосклоне мирового искусства. Среди современников у него были как поклонники, так и завистники. Одним из недругов становится голландский посол, барон Геккерн (Василий Гурылев). Он признает наличие феноменального таланта у героя, но переживает, что выдающиеся способности достались недостойному человеку. Нежный, изысканный, глубоко романтичный, вдохновенный романс на стихотворение «Я вас любил…» он исполняет, не поддаваясь особому обаянию знаменитого текста и изысканной мелодии, хотя и признает, что поэт в тексте озвучивает его мысли. Его приемный сын Жорж Дантес (Антон Бочкарев) – настоящий змей-искуситель, который желает завладеть вниманием младшей сестры своей жены.

«Три. Семь. Тридцать семь. Я вижу белого волка. Берегись его – и проживешь долгую жизнь!» - эти слова, сказанные цыганкой (Гаяне Бабаджанян) в начале спектакля, заворожили и околдовали поэта, запомнились ему надолго. Пророчество произнесено пряным, горячим, темпераментным, страстным, вводящим в состояние транса голосом. Эта героиня – пророк, фатальную встречу она нагадала поэту, едва он вернулся из ссылки и посетил ресторан в компании друзей. В конце она поговорит с императором, скажет, что он станет «царем, который не запомнится ничем, кроме того, что был современником Пушкина».

Яркими, харизматичными, мужественно-аристократичными предстали четверо друзей поэта – Иванов (Владимир Федоткин), Лобанов (Андрей Стебеньков), Блудов (Павел Пфистер) и Крылов (Сергей Каныгин). Они играли в карты, выразительно реагировали на новый виток в отношении своего товарища с царем, прекрасно проводили время в обществе цыган.

Артисты хора в этом спектакле – представители высшего света, друзья и родственники Пушкина и семьи Гончаровых, горожане, слуги и цыгане. Это чуткие, внимательные свидетели и участники важнейших событий, собиратели всевозможных слухов и сплетен.

Опера, рожденная в результате творческого взаимодействия двух наших современников, получилась насыщенной музыкально и, за счет лирики поэта и виртуозной игры артистов, драматически. Сюжет не отличается исторической достоверностью, но увлекает, вызывает желание сочувствовать и сопереживать. Легендарные стихи, положенные на «свежую» музыку, превратились в очень красивые, трепетные, чувственные романсы.

Ольга Пурчинская

Фотография Марины Айриянц
еще фотографии

Категория: Театр » Музыкальный театр