интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Театр » Музыкальный театр » Театральная Вальпургиева ночь в праздник Хэллоуин

 
 
 

Театральная Вальпургиева ночь в праздник Хэллоуин

Автор: Ольга Пурчинская от 2-11-2019, 04:56, посмотрело: 180

31 октября 2019 года в московском театре «Новая Опера» имени Е.В.Колобова в 26-й раз спели и сыграли один из самых загадочных, полных мистики и чудес шедевров эпохи Романтизма«Фауста» Ш.Гуно (либретто Ж.Барбье и М.Карре по мотивам одноименной трагедии И.В.Гете).

Музыкальный руководитель – Ян Латам-Кениг (лауреат премии «Золотая Маска»).
Режиссер – Екатерина Одегова.
Сценография – Этель Иошпа (лауреат премии «Золотая Маска»).
Костюмы – Светлана Грищенкова.
Свет – Никита Смолов.
Хормейстер – Юлия Сенюкова.
Постановщик пластики – Сергей Сатаров.
Драматург – Михаил Мугинштейн (Заслуженный деятель искусств России).
Премьера состоялась 15 сентября 2016 года.

Театральная Вальпургиева ночь в праздник ХэллоуинДирижер – Андрей Лебедев (лауреат премии «Золотая Маска»).

В ролях:
Доктор ФаустГеоргий Фараджев (лауреат Международного конкурса, лауреат премии города Москвы, тенор);
МефистофельАлексей Тихомиров (лауреат Международного конкурса, лауреат премии города Москвы, бас);
ВалентинПавел Янковский (лауреат Международного конкурса, баритон);
ВагнерДмитрий Орлов (лауреат Международного конкурса, бас);
МаргаритаЕкатерина Петрова (лауреат Международных конкурсов, сопрано);
ЗибельАнна Синицына (меццо-сопрано);
МартаИрина Ромишевская (Заслуженная артистка России, меццо-сопрано);
КлетчатыйСергей Сатаров;
ПажВасилий Петров-Жеребченко;
Студенты, солдаты, горожане, женщины, девушки, духиартисты хора.

Соло в оркестре:
Татьяна Сотникова (дипломант Международного конкурса, орган);
Маргарита Якунина (орган).

Действие оперы заканчивается в полночь, когда по роковому стечению обстоятельств Вальпургиева ночь, мифологическое торжество темных сил, сменяется праздником Пасхи. Вроде бы, все предельно логично – зло повержено, добро торжествует. Но вот вопрос – а были ли на сцене в этот (еще одна интересная случайность) морозный хэллоуиновский вечер Свет и Мрак во плоти?

Спектакль – непрекращающееся путешествие, которое вместе со зрителями совершают два главных персонажа – Фауст и Мефистофель. Сценография уникальна и разнообразна, каждый эпизод – новая страна и эпоха: то маленькая квартира старого ученого, всю жизнь посвятившего науке, то сказочный средневековый немецкий городок с очаровательными, стилизованными под пряничные или кукольные, домиками, то чудесный, волшебный сад с журчащим ручейком, пением птиц и выразительным ароматом цветов, то совершенно черная, недоступная для солнечных лучей вотчина князя тьмы.

Музыкальный материал оперы не только полон живописных картин, подлинных чувств и эмоций, человеческих взаимоотношений, но и несет в себе оттенки тайн, загадок, стихий, высших сил. История в пяти действиях оживает и расцветает благодаря ярким, красочным мелодиям в исполнении симфонического оркестра под управлением Андрея Лебедева, голосам и драматическому таланту солистов и артистов хора.

На чем основывается сюжет спектакля? На вечном, как сама жизнь, конфликте света и тьмы, добра и зла. Две противоположности олицетворяют Маргарита и Мефистофель.

Одно из воплощений Сатаны в исполнении Алексея Тихомирова не представляется резко отрицательным персонажем. Скорее, перед нами возникает стихия в человеческом обличье – яркая комета, шторм, ураган, вихрь. Он появляется на сцене неспешно, вальяжно, а затем все его действия становятся энергичными, стремительными, такими, что за персонажем просто невозможно угнаться. Зато можно наблюдать за выразительной мимикой, жестами, взглядами, таящими в себе иронию, насмешку, сарказм, легкое утомление, разочарование и т.д. Это не просто герой, а самый настоящий драматург и режиссер, влияющий на все, что происходит на сцене. От его мощного, глубокого, громоподобного голоса и зоркого глаза просто невозможно укрыться.

Маргарита Екатерины Петровой – романтическая, мечтательная натура, воплощение юности, света, непорочности и чистоты. Она живет в своем маленьком внутреннем мирке, глубоко переживает потерю матери и маленькой сестры. По-настоящему яркие, теплые краски появляются в образе, когда героиня видит диковину – ларец, полный роскошных драгоценностей. Простая, скромная девушка, почувствовав себя красавицей-принцессой, преображается до неузнаваемости. Глаза загораются, в голосе появляется романтическая одухотворенность, страсть, чувственность. В момент прихода полностью завладевшего мыслями героини Фауста мы видим уже живую, любящую, тонко чувствующую Маргариту. Минуты счастья оборачиваются невыносимыми страданиями – кавалер бесследно исчезает, родной брат, вернувшийся с войны, отворачивается от сестры, а дьявол-насмешник контролирует мысли и чувства, не позволяя расслабиться ни на секунду. И вот новые краски в голосе – страх, отчаяние, боль. Героиню пытается поглотить тьма, чему она активно сопротивляется.

Фауст (Георгий Фараджев) – предмет девичьих грез Маргариты. Но герой ли он в самом широком смысле? Вряд ли. Титульный персонаж – пожилой доктор, а тот юноша, которого видит героиня – результат колдовской деятельности Мефистофеля. Вот почему в гладких, свободно льющихся, глубоко лиричных речах его можно уловить едва заметные нотки старческого ворчания. Выпив волшебный эликсир, ученый получает стройную фигуру и летящую походку. Чем ближе развязка, тем более тяжелой становится поступь Фауста, тем сильнее он горбится, а натура оказывается все мрачнее.

В роли брата героини Валентина впервые выступил Павел Янковский. Образ солдата, отправляющегося на войну и оставляющего в одиночестве осиротевшую сестру, полон тепла, добра и света. Мягкий, бархатистый голос красивого оттенка, призывая на защиту единственного родного человека высшие силы, звучит одновременно искренне и торжественно. С полей сражений возвращается совсем другой человек – разочарованный, разозлившийся, одержимый князем тьмы. Голос и глаза становятся холодными и жесткими.

Анна Синицына предстала в образе студента Зибеля – единственного персонажа, ни на минуту не поддавшегося темным силам. На протяжении всего спектакля в душе, сердце и голосе юноши живут свет, тепло, мягкость и доброта, а в облике – безграничное обаяние и яркая харизма. Искренне, но безответно влюбленный в Маргариту, он остается верен и предан ей до самого конца.

«Фауст» - золотая коллекция подлинных хитов. Многие сольные арии, куплеты и каватины, дуэты, терцеты, ансамбли, массовые и симфонические эпизоды знакомы даже тем, кто далек от оперы. Особый оттенок жесткой, инфернальной мистики некоторым сценам придает жестокий, беспощадный звук органа. Есть в спектакле еще два героя – соседка героини Марта (Ирина Ромишевская) и солдат Вагнер (Дмитрий Орлов) – яркие личности, важные составляющие ансамблей и массовых сцен.

Множество интересных образов создают артисты хора. Многочисленные солдаты, студенты, духи, горожане, женщины и девушки вносят в действие оттенки радости и печали, быта и магии, мистики и реальности, будней и праздников. Они живут своей обычной жизнью с ее каждодневными заботами, забавами, развлечениями, проблемами и т.д. Сторонние наблюдатели, они не могут вмешаться в ход событий, а только сочувствуют героям, обсуждают происходящее.

Жанр оперы «Фауст» обозначен как трагедия. Благодаря легкой иронии и суровому сарказму обаятельного насмешника Мефистофеля в конце не остается ощущения душевной пустоты. Эта история воспринимается как легкая, стильная волшебная сказка, полная изящных эффектов и грамотно завуалированных подтекстов. Несмотря на внушительную продолжительность – около трех с половиной часов – спектакль воспринимается как динамичное действо, завораживающее с первых секунд и не отпускающее до финального аккорда.

Ольга Пурчинская

Фотография Марины Айриянц
еще фотографии

Категория: Театр » Музыкальный театр