интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Театр » Музыкальный театр » В "Новой Опере" прошло 244-е пришествие легендарного "Евгения Онегина"

 
 
 

В "Новой Опере" прошло 244-е пришествие легендарного "Евгения Онегина"

Автор: Ольга Пурчинская от 24-10-2019, 05:30, посмотрело: 278

22 октября 2019 года в московском театре «Новая Опера» имени Е.В.Колобова в 244-й раз стремительно пронеслась жизнь Татьяны и Онегина, Ленского и Ольги. Легендарные лирические сцены в семи картинах«Евгений Онегин» П.И.Чайковского (либретто композитора и К.С.Шиловского по одноименному роману в стихах А.С.Пушкина) – вновь собрали полный зал.

Музыкальная редакция – Евгений Колобов (Народный артист России).
Режиссер – Сергей Арцибашев (Народный артист России).
Сценография – Сергей Бархин (Народный художник России).
Костюмы – Элеонора Маклакова (Народный художник России).
Главный хормейстер-постановщик – Наталья Попович (Народная артистка России, лауреат Государственной премии России).
Хормейстер – Мария Чекръкчиева.
Свет – Сергей Макряшин.
Премьера состоялась 5 октября 1996 года.

В "Новой Опере" прошло 244-е пришествие легендарного "Евгения Онегина"Дирижер – Андрей Лебедев (лауреат премии «Золотая Маска»).

В ролях:
ЛаринаНаталья Креслина (лауреат премии города Москвы, сопрано);
ТатьянаЕкатерина Петрова (лауреат Международных конкурсов, сопрано);
ОльгаАнастасия Лепешинская (лауреат Международных конкурсов, меццо-сопрано);
НяняМаргарита Некрасова (Заслуженная артистка России, меццо-сопрано);
ОнегинИлья Кузьмин (лауреат Международных конкурсов, баритон);
ЛенскийБогдан Волков (лауреат Международных конкурсов, тенор);
ГреминАлексей Тихомиров (лауреат Международного конкурса, лауреат премии города Москвы, бас);
ЗарецкийАндрей Фетисов (бас);
ТрикеДмитрий Пьянов (лауреат премии города Москвы, тенор).

Соло в хоре:
Владимир Федоткин (лауреат Международных конкурсов, тенор).

Соло в оркестре:
Юрий Таран (валторна);
Антон Бальцевич (гобой).

Семь картин. Семь лирических сцен. «Энциклопедия русской жизни» в семи главах. В легендарном спектакле, которому буквально на днях исполнилось 23 года, отсутствует деление на акты. Знаменитые эпизоды – «У Лариных», «Письмо Татьяны», «Объяснение с Онегиным», «Бал у Лариных», «Дуэль», «Бал» и «Последняя встреча» - просто сменяют друг друга. Никаких пауз – музыкальная гармония со своим ритмом, ладом, характером, темпом и драматизмом переходит из предыдущей картины.

Симфонический оркестр театра под управлением Андрея Лебедева очень чутко ведет зрителей вместе с героями по закоулкам сюжета, углубляет образы, ситуации, конфликты. Творчески-юношеская одухотворенность Ленского, внутренняя глубина и богатое воображение Татьяны, дисгармония с окружающим миром и скрытая горячность Онегина, веселая беспечность и живое обаяние Ольги, героическая мужественность Гремина, жизненна мудрость с легким оттенком ностальгии Лариной, доброе сердце няни, педантичность Зарецкого и легкий французский шарм Трике оживают в знаменитых мелодиях и обретают драматическую достоверность в интерпретации солистов.

Онегин – сложная натура. Его внешнее спокойствие, хладнокровие, полное равнодушие – только маска, которую он носит на протяжении долгих лет насыщенной, но однообразной светской жизни. «…и здесь мне скучно! Блеск и суета большого света не рассеют Вечной томительной тоски!...». Все мысли, чувства и эмоции заглавный персонаж держит глубоко в себе. И лишь в конце одна незабываемая встреча резко срывает покров с его души. В финале мы видим живого человека, горячего, порывистого, искреннего, одержимого страстью, влюбленного, точно мальчишка. Илья Кузьмин тонко чувствует своего героя, полностью перевоплощается в него, пропускает через себя эту печальную судьбу. Мягкий, бархатный, богатый, насыщенный голос и царственная осанка соответствуют образу аристократа.

Татьяна (Екатерина Петрова) – героиня, которая в спектакле проделывает долгий, непростой путь взросления. Из юной, наивной, мечтательной, необщительной девочки она превращается в блистательную светскую даму, княгиню, желанную гостью в домах представителей высшего общества, мудрую, разумную молодую женщину. Преображается все - движения, посадка головы, осанка, взгляды. В начале спектакля она «дика, печальна, молчалива», в конце непринужденно ведет беседу с испанским послом на балу в столице. Голос артистки насыщен яркими, разнообразными красками, а выразительное лицо отражает все колебания души старшей сестры Лариной. Здесь есть легкая меланхолия и светлая грусть, горячая страсть и щемящая тоска. Страдания закаляют внутренний мир барышни, проясняют ее мысли, отрезвляют рассудок. В голосе появляется воля, смелость и решительность.

Ольга (Анастасия Лепешинская) – воплощение юности, беззаботная, обаятельная шалунья, по словам матери, «веселая и резвая ты пташка». Она совсем не похожа на старшую сестру, не предается мечтам, не читает модные французские романы, любит жизнь, с удовольствием принимает ухаживания соседа, который является ее женихом с самых колыбельных дней. Низкий, пряный, насыщенный, опьяняющий голос причудливо сочетается с образом девочки-подростка.

Ленский – один из самых ярких персонажей оперы. В исполнении Богдана Волкова он предстает одухотворенным, вдохновленным, благородным, вдумчивым, порывистым, искренним, страстным, горячим. Юношеская пылкость уживается в образе с аристократическим лоском, сдержанность – с эмоциональностью. Герой получается очень цельным, глубоким, вдумчивым. Особенная музыкальная фразировка и оригинальное интонирование позволяют увидеть в душе знакомого персонажа неизведанные краски.

Когда в роли князя Гремина блистает Алексей Тихомиров, перед зрителями предстает самый настоящий русский аристократ-герой, смелый, благородный, убеленный сединами и умудренный богатым опытом сражений. Это воин, друг, защитник, муж, отец, хранитель страны и домашнего очага. Фигура воплощает стабильность и уверенность, а глаза, когда он рассказывает о любви к Татьяне, излучают мягкий свет, мощный голос заполняет пространство и передает все оттенки чувств.

Дмитрий Пьянов воплотил образ обаятельного француза Трике, очень мило, галантно и изящно поздравляющего Татьяну с днем ее именин. Легкий иностранный акцент героя придает его куплетам особенный шарм.

Есть в опере несколько красивых ансамблевых эпизодов. Первый из них – женский квартет, который звучит в начале первой картины: Татьяна, Ольга, Ларина (Наталья Креслина) и няня (Маргарита Некрасова). Совместное звучание двух сопрано и двух меццо-сопрано – гармоничное слияние юности и опыта, мечтаний и воспоминаний, романтики и быта.

Артисты хора выступают в образах крестьян и гостей на балах у Лариных и в Петербурге. Это юные барышни, барыни, помещики и помещицы, кавалеры, офицеры, послы и т.д. Часть глубокого, объемного многоголосия звучит на сцене, часть доносит из-за дверей зала. Так создается ощущение, что крестьяне, напевая a cappella свои задушевные песни, возвращаются в усадьбу издалека, после работ в поле, в лесу или во дворе.

Все семь картин проходят в почти идентичной обстановке, смены декораций в спектакле нет. Лирические сцены быстро сменяют одна другую, длится один из самых динамичных спектаклей немногим более двух часов. Напряжение нарастает с каждым новым эпизодом, стремительно развивающиеся события могут привести к трагедии. Неслучайно именно в этом жанре драматического произведения «Евгения Онегина» представлял себе автор музыкальной редакции Евгений Колобов, так ее слышал и чувствовал.

Ольга Пурчинская

Фотография Марины Айриянц
еще фотографии

Категория: Театр » Музыкальный театр