интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Театр » Музыкальный театр » Невероятное пересечение судеб в самой запутанной опере Дж.Верди "Трубадур"

 
 
 

Невероятное пересечение судеб в самой запутанной опере Дж.Верди "Трубадур"

Автор: Ольга Пурчинская от 27-06-2019, 04:56, посмотрело: 107

25 июня 2019 года на сцене московского театра «Новая Опера» имени Е.В.Колобова в последний раз в 28-м сезоне был представлен «Трубадур» Дж.Верди (либретто С.Каммарано, литературная основа – одноименная драма А.Г.Гутьерреса). Шедевр великого итальянца с самым лихо закрученным сюжетом – это грандиозная музыкальная история, сыгранная, прочувствованная и прожитая пятью грандиозными артистами, вокалистами-виртуозами с глубоким драматическим талантом. И не только.

Музыкальный руководитель – Ян Латам-Кениг (лауреат премии «Золотпая маска»).
Режиссер – Марко Гандини.
Сценография – Итало Грасси.
Костюмы – Симона Моррези.
Свет – Вирджинио Леврио.
Главный хормейстер-постановщик – Наталья Попович (Народная артистка России, лауреат Государственной премии России).
Хормейстер – Мария Чекръкчиева.
Премьера состоялась 16 декабря 2012 года.

Дирижер - Ян Латам-Кениг.

Невероятное пересечение судеб в самой запутанной опере Дж.Верди "Трубадур"В ролях:
Граф ди ЛунаБорис Стаценко (лауреат Международных конкурсов, баритон);
Леонора, герцогиняИрина Морева (лауреат Международных конкурсов, сопрано);
Азучена, цыганкаАнастасия Бибичева (лауреат Международного конкурса, меццо-сопрано);
Манрико, трубадурМихаил Губский (Заслуженный артист России, тенор);
Феррандо, приближенный графаВладимир Кудашев (Заслуженный артист России, бас);
Инес, наперсница ЛеонорыИрина Ромишевская (Заслуженная артистка России, меццо-сопрано);
Рюиц, друг Манрико / ГонецМихаил Новиков (лауреат Международного конкурса, тенор);
Старый цыганДмитрий Орлов (лауреат Международного конкурса, бас);
Слуги графа, подруги Леоноры, приближенные Манрико, монахини, воины, цыгане и цыганкиартисты хора.

Соло в оркестре:
ОрганАнна Маргулис (Заслуженная артистка России);
АрфаЛюдмила Янчишина (Заслуженная артистка России).

«Трубадур» - опера уникальная, выдающаяся во всех смыслах. Это сочинение с одним из самых сложных, запутанных сюжетов. Либретто не подлежит краткому пересказу. Все основные линии, на первый взгляд, развиваются самостоятельно, друг от друга не зависят. На самом же деле, они очень тесно связаны друг с другом. Что может быть общего у графа и цыгана-трубадура? Что оказывается глубже и серьезнее банального любовного треугольника? Как обезумевшая старая цыганка превращает приемного сына в орудие мести? Способна ли безумная страсть сжечь семейные узы?

Это лишь небольшая часть множества вопросов, возникающих после прочтения краткого содержания оперы. Все они исчезают, как только звучит первый аккорд. С этой минуты все актуальные проблемы современности исчезают из сознания зрителей – их вниманием полностью овладевает музыка Дж.Верди. Исполняемая симфоническим оркестром театра под управлением Яна Латам-Кенига, она погружает зрителей в мир горячих страстей, искренних чувств, родовой чести, любви, вражды и кровной мести. Выразительные мелодии эффектно обрамляют образы центральных персонажей и их ближайшего окружения. Здесь есть и гордость, и отвага, и благородство, и сила, и свет, и тьма, и надежда, и отчаяние, и вера, и оптимизм, и ревность, и безумие, и величие, и низость, и хитрость, и коварство, и многое другое.

На музыкальном фоне сияют, переливаются всеми цветами радуги пять центральных персонажей. Они живут, страдают, любят, ненавидят, сражаются, мстят настолько искренне, по-настоящему, что на второй план уходят специфические, излишне концептуальные декорации и костюмы. Грандиозная драма разворачивается на глазах у зрителей, открывая безграничный простор воображению.

По-настоящему горячий, кипящий, захлебывающийся от страсти образ графа ди Луны воплотил Борис Стаценко. Это не классический злодей, а человек, страдающий от безответной любви, испепеляемый страстью. В его душе бушует пламя, которое застилает глаза и затмевает разум. Мощный, раскатистый голос лавинообразно заполняет пространство зала. Внутренний мир графа подобен полю ожесточенных битв. Глаза артиста короткими вспышками выражают все, чем живет и дышит в настоящую минуту персонаж.

Леонора в исполнении Ирины Моревой – натура сильная, цельная. Она верна любимому человеку до конца, ради него готова на все. Голос артистки полон тепла и света. Он обволакивает, впечатляет глубиной, богатством и яркостью красок. Все меняется после принятия яда. С этой секунды и до конца спектакля героиня чувствует, как все сильнее на нее действует снадобье - руки холодеют, а внутри все горит. Герцогиня задыхается, но не теряет стать и величие. Ее чувство к Манрико невероятно сильно, разорвать возникшую между молодыми людьми связь может только смерть.

Еще один яркий характер – Азучена. Старую цыганку всю жизнь одолевала неутолимая жажда мести. «Отомсти за мать!». Эта фраза – последнее, что много лет назад совсем еще молодая героиня услышала, прежде чем ее родительница заживо сгорела на костре. Тогда рассудок ее помутился. Цыганку постоянно преследуют воспоминания о страшной ночи, когда она похитила маленького сына графа и собиралась бросить его в костер, но, перепутав детей, заживо сожгла собственного сына.
Анастасия Бибичева предстала в образе безумной колдуньи, жаждущей мести, но уже очень уставшей от жизни. Ее голос, холодный, но обжигающий, подобен огню, который не согревает, но уничтожает.

Орудием мести Азучены становится ее приемный сын, трубадур Манрико (Михаил Губский). Это тот самый ребенок графа ди Луны, вместо которого цыганка 15 лет назад сожгла свое родное дитя. «Мать» растила его для определенных целей, поэтому юноша стал отважным, смелым воином с горячей кровью и сильным, темпераментным характером. А высокородные корни наполнили все его существо необъяснимым благородством.
Еще одна отличительная особенность Манрико – красивый, певучий голос, который с первой ноты покорил сердце Леоноры.

Еще один ключевой персонаж оперы – приближенный графа Феррандо. Владимир Кудашев предстал в образе опытного воина, много лет верного роду ди Луна. Герой предан молодому графу. 15 лет назад он был свидетелем трагедии, случившейся в замке. Его глубокий, густой, насыщенный голос подробно рассказывает солдатам о событиях той самой ночи. Именно этот персонаж узнает в Азучене ту страшную цыганку, которую очень долго искали, но так и не нашли.

Помимо пятерых ключевых персонажей, в спектакле есть еще несколько важных действующих лиц: подруга герцогини Инес (Ирина Ромишевская), которая пытается отговорить ее от неожиданной связи, могущей повлечь за собой беду; друг и верный спутник трубадура Рюиц (Михаил Новиков); старый цыган (Дмитрий Орлов) – вожак цыганского табора, регулирующий деятельность этого яркого, темпераментного сообщества.

Артисты хора – глубоко лиричные, нежные подруги Леоноры, преданные слуги графа, надежные воины и свободолюбивые цыгане. Это не сторонние наблюдатели, сочувствующие происходящему, а полноценные участники событий, очень живо и искренне реагирующие на все, от боев и атак, до личных драм и попыток центральных персонажей как-то изменить свою жизнь.

Ольга Пурчинская

Фотография Марины Айриянц
еще фотографии

Категория: Театр » Музыкальный театр