интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Театр » Музыкальный театр » Полная оперная биография Дж.Верди в гала-концерте "Viva Verdi!"

 
 
 

Полная оперная биография Дж.Верди в гала-концерте "Viva Verdi!"

Автор: Ольга Пурчинская от 22-04-2019, 05:27, посмотрело: 222

Полная оперная биография Дж.Верди в гала-концерте "Viva Verdi!"20 апреля 2019 года московский театр «Новая Опера» имени Е.В.Колобова предложил зрителям уникальную, захватывающую музыкально-драматическую экскурсию по вехам творческой биографии Дж.Верди (1813 - 1901). Программа гала-концерта «Viva Verdi!» составлена из фрагментов всех 26 опер великого композитора.

Этот концерт появился в репертуаре театра в 2013 году, когда мировое музыкальное сообщество отмечало 200-летие со дня рождения Дж.Верди. Премьера состоялась 30 января и стала эффектной кодой ежегодного Крещенского фестиваля, посвященного знаковой дате.

Автор идеи и главный хормейстер-постановщик – Наталья Попович (Народная артистка России, лауреат Государственной премии России).
Дирижер – Василий Валитов (Заслуженный артист Республики Татарстан).
Хормейстер – Мария Чекръкчиева.

Дж.Верди – композитор, чье творчество ассоциируется у нас, прежде всего, с оперным искусством. В течение всей своей долгой жизни он писал произведения, многие из которых признаны шедеврами музыкального театра. Разумеется, далеко не всегда новые сочинения мгновенно получали позитивные отзывы публики и критики. Случались скандалы, провалы, творческие кризисы и, как следствие, нервные срывы.

Судьба опер маэстро различна. Такие шедевры, как, например, «Травиата», «Аида», «Риголетто», «Отелло», «Дон Карлос», «Набукко», «Фальстаф», на протяжении многих десятилетий регулярно попадают в репертуар российских, европейских и американских театров, собирают полные залы, вызывают множество восторженных откликов меломанов. Другие сочинения, в том числе «Жанна Д’Арк», «Король на час, или Мнимый Станислав», «Оберто, граф Сан-Бонифачо», не слишком полюбились зрителям, критики слишком сурово проходились по некоторым «слабым» местам.

Какая бы участь не ждала в далеком прошлом оперы великого итальянца, авторы идеи гала-концерта «Viva Verdi!» не обошли вниманием ни одну из них. Эта программа – уникальная возможность за два с половиной часа совершить увлекательное путешествие по вехам творческой биографии композитора.

Каждый номер концерта посвящен одной опере. Сочинения расположены в хронологическом порядке. Пока звучит фрагмент, на электронном табло высвечивается название, дата и место первого исполнения. Это похоже на ярко, подробно иллюстрированную страницу музыкальной энциклопедии. «Читать» такую «книгу» - весьма увлекательное занятие, тем более, что всякий раз можно сделать творческое открытие.

Всенародно любимые хиты перемежаются с крайне редко исполняемыми фрагментами – достоянием узкого круга специалистов, специализирующихся на исследовании творчества Дж.Верди. Формы представлены разные – арии, дуэты, ансамбли, хоровые и инструментальные эпизоды.

Концерт «Viva Verdi!» - это:
Бодрая, веселая, беззаботная, несколько дерзкая песенка Герцога («Риголетто», солистАлексей Татаринцев);
По-детски наивная, искренняя, мелодически изысканная баллада Оскара («Бал-маскарад», солисткаИрина Костина);
По-настоящему глубокая, пронзительная, исполненная внутреннего драматизма ария Леоноры («Сила судьбы», солистка – Ирина Морева);
Похожая на лихо закрученный триллер, обернувшийся трагедией песня Азучены («Трубадур», солисткаМаргарита Некрасова);
Изысканное, парящее, украшенное сложнейшими пассажами болеро Елены («Сицилийская вечерня», солисткаЕлена Терентьева);
Величественная, мужественная, царственная ария венецианского дожа Франческо Фоскари («Двое Фоскари», солистАнджей Белецкий);
Глубоко лиричная, тонкая, изысканная, прочувствованная, поэтически возвышенная ария Медоры («Корсар», солисткаМария Буйносова);
Жестокая, суровая, полная внутренней борьбы и драматизма ария владыки-варвара Аттилы («Аттила», солистСергей Артамонов);
Темпераментная, эмоционально насыщенная ария Станкара – отца, сперва страдающего, затем одержимого неутолимой жаждой мести («Стиффелио», солистАндрей Бреус);
Наполненная особым колоритом Востока с его характерной мелизматикой мавританская песенка принцессы Эболи («Дон Карлос», солисткиАнастасия Бибичева, Елена Терентьева);
Облаченный в форму вальса хор иудеев – поэтичный, благородный гимн свободе, полету души («Набукко»);
Торжественный, полный доблести, героизма и триумфа марш, воспевающий победу египтян над недругами из Эфиопии («Аида»);
Околдовывающий, коварный, завораживающе красивый, олицетворяющий мистическое, обаятельное зло хор ведьм («Макбет»);
Комический дуэт «масок» героя и слуги, Эдуарда и Бельфлора («Король на час, или Мнимый Станислав», солистыАлександр Скварко, Артем Гарнов);
Зрелищный, яркий массовый финал оперы-буффа «Фальстаф» (солистыЕлизавета Соина, Галина Королева, Александра Саульская-Шулятьева, Татьяна Табачук, Дмитрий Бобров, Антон Бочкарев, Максим Остроухов, Анджей Белецкий, Анатолий Григорьев, Александр Попов);
Симфонические фрагменты из опер «Оберто, граф Сан-Бонифаччо», «Разбойники», «Битва при Леньяно» в виртуозном исполнении оркестра;
Фрагменты из опер «Эрнани», «Ломбардцы в первом крестовом походе», «Травиата», «Симон Бокканегра», «Жанна Д’Арк», «Альзира», «Луиза Миллер», «Макбет».

Сольные номера – разнообразные монологи, эмоциональные порывы, крики души, откровения с самими собой. Красота голоса здесь не просто сосуществует с драматизмом: мелодия и образ становятся одним целым. Дуэты, ансамбли и массовые эпизоды отражают конфликты, борьбу света с тьмой, добра со злом, стран и народов, власти и народа, личности и толпы.

Яркая, эффектная, незабываемая кода концерта – Гимн наций. Исполнители – солисты Ирина Морева, Маргарита Некрасова, Михаил Губский, Александр Мартынов, хор и симфонический оркестр театра «Новая Опера» под управлением Василия Валитова. Мощное, парадное, торжественное звучание, без малого, сотни голосов олицетворяет ту несокрушимую силу, какая возможно лишь в случае объединения стран и народов. Вместе миллионы человек, живущих на Земле, способны решать самые важные, сложные, глобальные задачи. Высокое академическое искусство, талантливо поданное, способствует важнейшему сплочению людей.

Ольга Пурчинская

Фотография Марины Айриянц
еще фотографии

Категория: Театр » Музыкальный театр