интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Театр » Музыкальный театр » Грандиозное музыкально-драматическое полотно о Борисе Годунове и Смутном времени звучит в дни 180-летия М.П.Мусоргского

 
 
 

Грандиозное музыкально-драматическое полотно о Борисе Годунове и Смутном времени звучит в дни 180-летия М.П.Мусоргского

Автор: Ольга Пурчинская от 25-03-2019, 02:27, посмотрело: 205

21 марта 2019 года исполнилось 180 лет со дня рождения М.П.Мусоргского (1839 – 1881). К знаковой для русской и мировой музыкальной культуры дате по всей стране проходят интересные мероприятия, призванные познакомить зрителей с разными направлениями многогранного творчества Маэстро.

Грандиозное музыкально-драматическое полотно о Борисе Годунове и Смутном времени звучит в дни 180-летия М.П.Мусоргского23 марта в московском театре «Новая Опера» имени Е.В.Колобова прошло представление грандиозного исторического музыкально-драматического произведения, рожденного на стыке творчества двух знаковых фигур русского искусства – М.П.Мусоргского и А.С.Пушкина. Либретто оперы «Борис Годунов» композитор написал, используя текст одноименной трагедии поэта, писателя и драматурга, а также хроникальные материалы («История Государства Российского» Н.М.Карамзина).

Музыкальный руководитель – Дмитрий Волосников (лауреат премии «Золотая маска»).
Режиссер – Валерий Белякович (Народный артист России).
Сценография – Эдуард Кочергин (Народный художник России).
Костюмы – Инна Габай.
Художник по свету – Глеб Фильштинский.
Главный хормейстер-постановщик – Наталья Попович (Народная артистка России, лауреат Государственной премии России).
Хормейстер – Мария Чекръкчиева.
Премьера состоялась 20 сентября 1998 года.

Дирижер – Дмитрий Волосников.

В ролях:
Борис ГодуновАлексей Тихомиров (лауреат Международного конкурса, бас);
Федор, сын БорисаМария Патрушева (лауреат Международных конкурсов, меццо-сопрано);
Ксения, дочь БорисаГалина Королева (лауреат Международных конкурсов, сопрано);
Мамка КсенииЭмма Саркисян (Народная артистка России, меццо-сопрано);
Князь Василий ШуйскийАлександр Скварко (лауреат Международного конкурса, лауреат премии города Москвы, тенор);
Андрей Щелкалов, думный дьякАндрей Бреус (баритон);
Пимен, летописец-отшельникЕвгений Ставинский (лауреат Международного конкурса, лауреат премии «Золотая маска», бас);
Григорий ОтрепьевГеоргий Васильев (тенор);
Варлаам, бродячий монахСергей Артамонов (бас);
Мисаил, бродячий монахМаксим Остроухов (тенор);
Хозяйка корчмыМаргарита Некрасова (Заслуженная артистка России, меццо-сопрано);
ЮродивыйАлександр Богданов (лауреат Международного конкурса, тенор);
ПриставОлег Шагоцкий (лауреат Международного конкурса, баритон);
Митюха, крестьянинМихаил Первушин (лауреат Международного конкурса, бас);
Ближний бояринАлександр Мартынов (баритон);
Бояре, стрельцы, крестьяне, дети, народ, приставыартисты хора.

В спектакле используется первая авторская редакция произведения. Она была отвергнута цензурой оперного комитета и с течением времени претерпела ряд изменений, как музыкальных, так и драматических. Последовавшую далее вторую редакцию постановщики используют значительно чаще.

Музыкальный материал первоисточника оперы полон глубокого внутреннего психологизма. Персонажи, большинство из которых – реальные исторические личности, переживают целую бурю чувств и эмоций, в их душах пылают пожары, гремят грозы, сверкают молнии. На поверхность практически ничего не выносится. Острая боль, томления и терзания человеческих душ, обремененных высшей властью, не выставляются на общее обозрение. Поделиться своими бедами и проблемами героям, по сути, не с кем. Самые глубокие, печальные думы эти люди могут себе позволить, оставшись в одиночестве.

Симфонический оркестр театра «Новая Опера» под руководством Дмитрия Волосникова погружает зрителей в холодную, мрачную, тревожную, неспокойную атмосферу Смутного времени. Здесь нет места радостному настроению. Массовые сцены с участием солистов и хора окрашены в трагико-драматические тона. Сама атмосфера на сцене наполнена ощущением предчувствия неотвратимо надвигающейся беды, а ведь и «прямо сейчас» людям (главным образом представителям простого народа) приходится не легко.

Первая сцена – предшествующий коронации пролог – поставлена таким образом, что рядовые горожане и крестьяне, охваченные скорбью, печалью и тоской, утомленные тяжелыми погодными условиями и разоренные непомерными налогами, погоняемые приставами, вынуждены оплакивать умершего царя и благословлять нового помазанника божьего. Естественно, отбивая вынужденные поклоны из-под палки, люди делают это не слишком искренне. Яркие костюмы бояр, воинов и приближенных к самодержцу чиновников во всем своем блеске контрастируют со скромными, бедными одеяниями подданных.

Персонажи спектакля в большинстве своем являют галерею исторических личностей. Музыкально-драматическая канва оперы и игра воплощающих эти образы артистов делают известных со школьной скамьи героев максимально живыми и человечными. Очень остро, ярко, живописно предстает внутренний мир каждого действующего лица.

Царь Борис Годунов приходит к власти после жестокого убийства малолетнего законного наследника престола. Кровавый призрак уничтоженного ребенка будет преследовать самодержца до конца жизни. Алексей Тихомиров за время спектакля проживает со своим персонажем все годы его царствования – время постоянных душевных терзаний, метаний, безуспешных поисков спокойствия, счастья, внутренней гармонии. В ярких, выразительных глазах попеременно отражаются тоска, печаль, страх, ужас, боль, страдание, обреченность. Мощный, насыщенный, всепоглощающий голос щедрого, богатого оттенка рисует образ мучающегося, раскаивающегося, неуверенного в себе и своих силах правителя, угнетенного предчувствием скорой беды. Борис-отец никогда не увидит своих детей счастливыми и прекрасно понимает это.

Царевич Федор в исполнении Марии Патрушевой – юный, восторженный мальчик, искренне тянущийся к знаниям. Он мечтает стать хорошим правителем. Герой очень вдумчивый и порывистый, движения немного угловаты, улыбка обворожительна, голос полон теплоты и обаяния юности. В момент смерти отца беззаботный ребенок преображается – теперь в его жестах и осанке просыпается будущий царь. В голосе слышны боль, мольба, порывистость и решительность.

Царевна Ксения (Галина Королева) трогает до глубины души своим нежным, искренним, пронзительным, лиричным, прочувствованным, идущим от сердца плачем по скончавшемуся жениху. И даже добрая, ласковая, заботливая мамка (Эмма Саркисян) не может облегчить скорбных страданий своей любимицы.

Галерею образов исторических личностей продолжает князь Василий Шуйский (Александр Скварко) – хитрый, коварный человек, один из «двигателей» Смутного времени, «серый кардинал» Руси. Этот персонаж отличается умением говорить мягко, доверительно, вкрадчиво. Он обладает умением выведать массу тайн и секретов, необходимых для достижения глобальных целей. Он умен и ловок, быстро соображает и активно действует, может затуманить мысли любого человека.

Разительно отличаются друг от друга два обитателя кельи Чудова монастыря – старый летописец-отшельник Пимен (Евгений Ставинский) и 20-летний юноша Григорий Отрепьев (Георгий Васильев). Первый мудр, внешне спокоен и рассудителен, второй хитер, излишне эмоционален и порывист. Монах переживает заново события далекого прошлого внутри, не выдавая бушующего в душе урагана. Молодец строит заведомо несбыточные планы, то шепча, то окрашивая все вокруг яркими красками голоса и темперамента.

Самый веселый, колоритный ансамбль в опере – хозяйка корчмы (Маргарита Некрасова) близ Литовской границы и заглянувшие к ней бродячие монахи Варлаам (Сергей Артамонов) и Мисаил (Максим Остроухов). Этот терцет разбавляет яркими красками и искрами веселья общий смутный, мрачный фон спектакля. Их песни и пляски, всклокоченные волосы и накладной «пивной живот» тонут во взрывах смеха. Источники радости можно находить даже в самые темные времена.

Благородством, статью и силой наполнен образ думного дьяка Андрея Щелкалова (Андрей Бреус). Его мягкому, звучному, бархатному голосу внимает и простой народ, и возглавляемая им Боярская Дума. В противовес ему, пристав (Олег Шагоцкий) воздействует на толпу жесткостью, силой и агрессией.

Юродивый (Александр Богданов) – нищий, изувеченный человек. В народе существует поверье, что такие персонажи – особенные, испокон веков считается, что их молитвы обязательно будут услышаны. Этот персонаж, сгорбленный, неустанно терпящий шквал насмешек и прочих унижений – скорбь и отчаяние русского народа во плоти. Внешность бывает обманчива: слабость таких людей – только физическое явление, а вот на психологическом уровне они порой бывают очень сильны. Подобные личности не раз становились провокаторами конфликтов, восстаний, революций и войн. Проклятье, брошенное инвалидом, для суеверного человека всегда было страшным наказанием.

Широкая русская душа, любовь к бескрайним просторам, бесстрашие, отвага, богатырская сила и мощный, красивый голос – таков краткий словесный портрет крестьянина Митюхи (Михаил Первушин). А ведь именно его сословие наиболее остро ощутило на себе всю тяжесть лишений, спровоцированных царскими приставами, опричниками и другими представителями властей, вызвавших Смуту на Руси.

«Борис Годунов» - масштабное, яркое, эпическое музыкально-драматическое полотно. В основе его – один из неспокойных периодов российской истории. Сама природа противилась происходящему, неустанно посылая народу суровые испытания. Все это нашло отклик в богатых, щедрых, насыщенных мелодиях М.П.Мусоргского. При минимальной, довольно аскетичной сценографии спектакль имеет глубину и внушительный объем. Вся сила заключена внутри образов и движений сюжета. За два десятилетия спектакль не потерял актуальности. Как и раньше, он оставляет глубокий след в душе зрителя, заставляет о многом задуматься, включить воображение.

Ольга Пурчинская

Фотография Марины Айриянц
еще фотографии

Категория: Театр » Музыкальный театр