интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Театр » Музыкальный театр » Самая весенняя сказка о людях, повелителях природы, солнце и любви как ода приближающейся весны

 
 
 

Самая весенняя сказка о людях, повелителях природы, солнце и любви как ода приближающейся весны

Автор: Ольга Пурчинская от 8-03-2019, 04:34, посмотрело: 115

6 марта 2019 года в московском театре «Новая Опера» имени Е.В.Колобова прошли символические проводы зимы. Встречать весну зрителям предложили в компании героев «Снегурочки» - волшебного сказочного сочинения Н.А.Римского-Корсакова (либретто композитора, литературная основа – одноименная пьеса А.Н.Островского).

Музыкальный руководитель – Евгений Самойлов (Заслуженный артист России).
Режиссер – Валерий Раку (Заслуженный деятель искусств России).
Сценография – Семен Пастух.
Костюмы – Галина Соловьева.
Пластика – Иван Фадеев.
Хормейстер – Мария Чекръкчиева.
Свет – Глеб Фильштинский.
Премьера состоялась 17 февраля 2002 года.

Самая весенняя сказка о людях, повелителях природы, солнце и любви как ода приближающейся весныДирижер – Евгений Самойлов.

В ролях:
СнегурочкаИрина Боженко (лауреат Международных конкурсов, сопрано);
КупаваНаталья Креслина (лауреат премии города Москвы, сопрано);
МизгирьАлександр Попов (баритон);
ЛельАртем Крутько (лауреат Международного конкурса, контратенор);
ВеснаМаргарита Некрасова (Заслуженная артистка России, меццо-сопрано);
МорозАлексей Антонов (бас);
Царь БерендейГеоргий Фараджев (лауреат Международного конкурса, лауреат премии города Москвы, тенор);
БермятаАндрей Фетисов (бас);
Первый БирючАлександр Тюпа (лауреат Международных конкурсов, тенор);
Второй БирючМихаил Первушин (лауреат Международного конкурса, бас);
БобыльМаксим Остроухов (тенор);
БобылихаЕлена Свечникова (Заслуженная артистка России, меццо-сопрано);
Свита Весны, свита Мороза, подруги Купавы, жрецы, берендеиартисты хора.

Соло в оркестре:
СкрипкаИван Субботкин (лауреат Международных конкурсов);
ВиолончельДмитрий Устименко;
ФлейтаИгорь Копачевский;
ГобойТарас Золотько;
Английский рожокМария Шапарь;
КларнетАлександр Карпов (лауреат Международного конкурса);
Бас-кларнетАндрей Волохов.

Историю о хрупкой, нежной красавице Снегурочке, дочери Весны и Мороза, познавшей силу человеческих чувств и в от того растаявшей в одночасье, можно охарактеризовать как настоящую энциклопедию быта древних славянских народов. Жители сказочного Берендеева царства встречаются, влюбляются, принимают участие в праздничных массовых гуляньях, провожают зиму, заводят знакомства, любят, ценят, уважают и почитают своего правителя.

Музыкальный материал оперы пропитан мотивами силы и красоты русской природы, могущества духов-повелителей стихий, теплоты, открытости и широты человеческой души. Симфонический оркестр театра под управлением Евгения Самойлова рисует очень яркие, красочные, живописные полотна, описывающие нравы и обычаи, быт и традиции обитателей Берендеева царства, от согревающих масленичных хороводов до бодрящих, тонизирующих прыжков через горящие костры.

Образы персонажей проступают на музыкальном полотне очень глубоко, четко и ясно. Обитатели сказочного царства-государства – люди живые, настоящие, абсолютно естественные. Отдельные персоналии и целый народ имеют много общего, и лишь четыре персонажа выделяются яркими пятнами на общем народном портретном полотне. Это:
Весна (Маргарита Некрасова) с ее сочным, красивым голосом, насыщенным солнечным теплом, неукротимой энергией, материнской мягкостью и нежностью;
Мороз (Алексей Антонов), чей мощный бас холодного, жестокого, стального оттенка разносится по залу, как ледяной зимний ветер;
Снегурочка (Ирина Боженко) – тонкая, холодная красота, воплощение хрупкости, нежности и изящества. Чудесный голос впечатляет богатством красок, от прозрачных, легких, невесомых звуков, сопровождающих процесс таяния, до ярких, согревающих, обволакивающих ноток, относящихся к «ожившей» героине, устремившейся навстречу любви;
Мизгирь (Александр Попов) – торговый гость, заморский купец, чужак. Образ романтического героя, сильного, смелого, благородного, но немного дикого, горячего, страстного эффектно подчеркивает не только особый костюм, стать и гордая осанка, но и насыщенный, мужественный голос мягкого, бархатного оттенка.

Каждый житель Берендеева царства – яркая, самобытная личность со своим уникальным внутренним миром.

Если Снегурочка – воплощение хрустальной хрупкости, холодная и нежная, то Купава (Наталья Креслина) – истинная женщина, яркая, сильная, горячая, страстная. Ее чувства искренни и естественны, любить и ненавидеть эта героиня будет всем сердцем. Глаза – зеркало души, они отражают все, что героиня переживает в данный момент: сверкают счастливым возбуждением, когда Купава рассказывает о своем красавце-женихе, и мечут молнии, когда долгожданная помолвка отменяется.

Юный пастушок Лель (Артем Крутько) – настоящий соловей. Своими задушевными, трогательными, по-русски широкими песнями он привлек внимание многих девушек. Сладкоголосый и нежный, но мужественный и брутальный певец – покоритель сердец молодых берендеек. Этот персонаж напоминает странствующих европейских музыкантов рыцарских времен – трубадуров, вагантов, менестрелей.

Царь Берендей (Георгий Фараджев) – правитель спокойный, величественный, мудрый и справедливый. Он любит свой народ, искренне заботится о нем, твердой рукой уверенно ведет людей к самой лучшей жизни. Мужественный облик, решительный взгляд, пурпурное одеяние и яркий, солнечный, богатый голос дополняют королевский образ.

Приемные родители Снегурочки – старые берендеи Бобыль (Максим Остроухов) и Бобылиха (Елена Свечникова) – яркие, харизматичные, неунывающие, неукротимые люди. Их песни и пляски, а также легкие бытовые столкновения – источник веселья и хорошего настроения надолго.

Зоркие и голосистые бирючи (Александр Тюпа, Михаил Первушин) – верные, надежные царские глашатаи, люди, стремительно, громоподобно и звонко распространяющие среди подданных важную информацию. Такие специалисты справляются со своей задачей быстро и качественно, несмотря на отсутствие доступных нашим современникам каналов связи.

Шумные народные гулянья – неотъемлемый атрибут жизни славян. Без них невозможно представить себе ни одно грандиозное празднество. Люди беззаботно веселятся, поют песни, водят хороводы, прыгают через костры, вкусно и обильно едят и выпивают. Их игры и забавы, нравы и обычаи видны в ярких массовых сценах. Артисты хора – не только свидетели появления в слободке диковинной красавицы Снегурочки и заморского гостя Мизгиря, но и активные участники жизни легендарного государства.

На сцене в течение всего спектакля постоянно царит волшебство. Чудесные декорации, костюмы и разноцветный свет позволяют увидеть, как быстро меняются времена года. Красный свет, символизирующий солнце, здесь имеет разные оттенки, холодные и теплые. Духи природы танцуют в ледяных глыбах и заснеженных сугробах, люди ходят по весенним полям, от которых веет холодом. Только в финале представления, после таяния Снегурочки, мы видим торжество долгожданного тепла, воцарение длинного, жаркого, солнечного лета.

Костюмы – настоящее буйство красок. Какие только наряды всевозможных оттенков не носят многочисленные духи природы, царские жрецы и представители свит Весны и Мороза. Нежные и светлые оттенки соседствуют с яркими и темными, простые и скромные одежды – с роскошными и богатыми, однотонные ткани – с набивными.

В спектакле есть очень зрелищная сцена – проводы масленицы. Согласно поверью, бытовавшему у древних славян, сожжение чучела зимы должно ускорить наступление настоящей, теплой, солнечной весны. Действо веселое и в то же время торжественное. Оно напоминает мне хвалебную песнь, исполняемую во славу ожидаемого подарка матери-природы.

Ольга Пурчинская

Фотография Марины Айриянц
еще фотографии

Категория: Театр » Музыкальный театр