интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Театр » Музыкальный театр » Повесть З.Посмыш, музыка М.С.Вайнберга и современные технологии мультимедиа воссоздают ад 1940-х в спектакле "Пассажирка"

 
 
 

Повесть З.Посмыш, музыка М.С.Вайнберга и современные технологии мультимедиа воссоздают ад 1940-х в спектакле "Пассажирка"

Автор: Ольга Пурчинская от 28-01-2019, 06:10, посмотрело: 373

Традиционный Крещенский фестиваль московского театра «Новая Опера» имени Е.В.Колобова (тема нынешнего праздничного марафона – «Главный дирижер») представляет зрителям широчайшую палитру жанров. Так, в январе 2019 года уже можно было услышать грандиозный историко-патриотический шедевр («Жизнь за царя» М.И.Глинки), почти сказочную историю эпохи романтизма («Фауст» Ш.Гуно) и самобытную чешскую буффу с легким, изящным сюжетом («Проданная невеста» Б.Сметаны). Теперь пришла очередь сложнейшего, оказывающего психологическое давление сочинения, основанного на одной из наиболее трагических страниц истории человечества.

Повесть З.Посмыш, музыка М.С.Вайнберга и современные технологии мультимедиа воссоздают ад 1940-х в спектакле "Пассажирка"26 января 2019 года была сыграна, прочувствована и прожита опера М.С.Вайнберга «Пассажирка» (либретто А.Медведева при участии Ю.Лукина, литературная основа – повесть З.Посмыш «Пассажирка из каюты 45»). Показ был посвящен памяти Народного артиста СССР Иосифа Кобзона (1937 – 2018) – инициатора идеи и продюсера постановки.

Музыкальный руководитель – Ян Латам-Кениг (лауреат премии «Золотая маска»).
Режиссер – Сергей Широков (лауреат премии города Москвы).
Сценография – Лариса Ломакина.
Костюмы – Игорь Чапурин.
Хормейстер – Юлия Сенюкова.
Свет – Айвар Салихов.
Хореограф – Олег Глушков.
Премьера состоялась 27 января 2017 года.

Дирижер – Ян Латам-Кениг.

В ролях:
Марта, полька, заключеннаяНаталья Креслина (лауреат премии города Москвы, сопрано);
Лиза, немка, надзирательницаМария Патрушева (лауреат Международных конкурсов, меццо-сопрано);
Вальтер, муж Лизы, дипломатДмитрий Пьянова (лауреат премии города Москвы, тенор);
Тадеуш, возлюбленный Марты, заключенныйИлья Кузьмин (лауреат Международных конкурсов, баритон);
Катя, русская партизанка, заключеннаяКристина Бикмаева (лауреат Международных конкурсов, сопрано);
Кристина, полька, заключеннаяПолина Шамаева (победительница телевизионного конкурса «Большая Опера», меццо-сопрано);
Власта, чешка, заключеннаяОльга Терентьева (лауреат Международных конкурсов, сопрано);
Хана, еврейка, заключеннаяСветлана Злобина (меццо-сопрано);
Иветта, француженка, заключеннаяЕлена Терентьева (лауреат Международных конкурсов, сопрано);
Старуха, заключеннаяЕкатерина Кичигина (сопрано);
Бронка, старая заключеннаяАлександра Саульская-Шулятьева (Заслуженная артистка Удмуртской Республики, меццо-сопрано);
Первый офицер ССВиталий Ефанов (лауреат Международных конкурсов, бас);
Второй офицер ССВладимир Кудашев (Заслуженный артист России, бас);
Третий офицер ССАнтон Бочкарев (тенор);
Пассажир на кораблеСергей Тарасов (бас);
Главная надзирательницаТатьяна Кузнецова;
СтюардыАнатолий Григорьев, Марат Гареев (Заслуженный артист России);
Капо, надзирательницаНаталья Кириллова;
КомендантМихаил Анестратенко;
Заключенные в Освенциме, пассажиры и команда корабляартисты хора.

Соло на сцене:
СкрипкаИван Субботкин (лауреат Международных конкурсов).

Джазовый ансамбль:
ФортепианоАлександр Жиленков (лауреат Международного конкурса);
АккордеонАлексей Соколов;
ГитараМихаил Воробьев;
КонтрабасМаксим Новак;
УдарныеВиктор Сыч.

Освенцим (или, на международный манер, Аушвиц)… Уже много десятилетий это не просто точка на карте Европы, не просто город, расположенный в самом сердце Польши. У нескольких поколений людей его название ассоциируется с лагерем смерти, в котором в годы Второй Мировой войны были уничтожены десятки миллионов человек, собранных со всей Европы. Ад на Земле, увы, не мифологический, а самый настоящий.

Становясь узниками Освенцима, люди теряли абсолютно все – семью, свободу, индивидуальность, жизнь. В одном бараке могли оказаться представители разных национальностей – поляки, чехи, русские, украинцы, белорусы, французы, итальянцы и т.д. Список можно продолжать бесконечно. Больше всех гонений выпало на долю евреев и цыган. Первое, что ассоциируется с концлагерями – Холокост, массовый геноцид выходцев с Земли Обетованной.

Все узники делились на группы по всевозможным признакам – возрастному, половому, национальному, по состоянию здоровья, физической форме, выносливости. Те, кто попадал в «черный список», мгновенно приговаривался к смертной казни. Чаще других казнили представителей еврейского народа. Одетые в одинаковые робы, они различались по номерам и особым нашивкам, соответствующим классификации.

Жанр спектакля «Пассажирка» лично для себя я определила как трагедию с элементами оперного пения. Глубокий внутренний психологизм и сильнейшая драматургия, сложные переплетения человеческих судеб, характер взаимоотношений, мыслей и чувств представляются ключевыми моментами.

Музыка здесь – символ боли и отчаяния, страха и ужаса, мрака и обреченности. Симфонический оркестр театра «Новая Опера» под управлением Яна Латам-Кенига погружает зрителей в самое нутро адской машины под названием «Освенцим». Нервы здесь натянуты до предела. Атмосферу ужаса многократно усиливают такие звуки, как собачий лай, стук печатной машинки, удар колокола или голос на немецком языке, зачитывающий заключенным распорядок дня. Артисты хора в нескольких эпизодах исполняют свои партии монотонно, без каких-либо интонаций. Слова произносятся четко и ясно, согласные чеканятся. В такой подаче остро чувствуется обреченность пленников, теряющих сперва индивидуальность, а затем и право на жизнь.

Действие «Пассажирки» развивается в двух пространственно-временных плоскостях – в Освенциме 1945-го года и на роскошном корабле, плывущем из Европы в Америку, в 1960-м году. По сути, это параллельные плоскости, не имеющие друг с другом ничего общего.

В первом, лагерном мире максимально близко к оригиналу созданы бараки, места работы заключенных, а также самое страшное – Черная стена, та самая, у которой расстреливали врагов политического режима. Главное в этом месте – выстоять любой ценой, остаться человеком, выдержать натиск безжалостной адской машины. Современные технологии мультимедиа становятся увеличительным стеклом: они позволяют зрительскому глазу как бы заглянуть в души и узников, и их мучителей-палачей. Взгляды исподлобья полны испепеляющей ненависти. Надзиратели и офицеры смотрят жестоко, с чувством явного тотального превосходства. Еще бы – вершители человеческих судеб! Друг на друга пленники глядят сочувственно, с теплотой, надеждой, ужасом и состраданием.

Второй мир – корабль, на котором бывшая лагерная надзирательница Лиза плывет со своим мужем Вальтером в Бразилию, где супругов ждет новая жизнь, полная счастья и благополучия. Но одна неожиданная встреча перечеркивает крест-накрест абсолютно все. Попутчицей четы становится полька Марта, приговоренная к смерти в Освенциме и каким-то непостижимым образом сумевшая сбежать оттуда. Все, что происходит дальше – воспоминания обеих героинь. Дуэль Марты и Лизы – главная сюжетная линия спектакля. Это поединок характеров, темпераментов, душ и возможностей.

Марта в исполнении Натальи Креслиной – сильная, яркая личность, цельная натура. Внутри этой девушки – мощный энергетический стержень, она не теряет присутствия духа даже в самые тяжелые моменты. Она и словом, и действием поддерживает своих подруг по несчастью, постоянно находит в себе силы продолжать борьбу. Героиня любит и любима, у нее есть жених, но плененные, молодые люди были разлучены. «Выдержать, остаться человеком любой ценой» - вот установка для Марты! Живые глаза излучают свет и тепло, когда случается неожиданное свидание с возлюбленным. Впрочем, и другие узницы получают от польки свою порцию добрых, ласковых, нежных взглядов. А вот фашистских захватчиков это «зеркало души» испепеляет, выжигает ненавистью. Голос таит мотивы надежды и отчаяния, веры и решительности, силы и нежности, лиризма и драматизма.

Лиза в исполнении Марии Патрушевой (дебют в партии) – коварная немка, повелительница душ и вершительница судеб человеческих. Прямая, стройная, обладающая острым, пронзительным, как бы пронизывающим взглядом, она держит в страхе множество заключенных. Вспоминая свою службу в лагере, героиня с гордостью утверждает, что за все время ни разу не подняла на пленников руку. Она только писала рапорты, а всю черную работу по ее приказу выполняли другие. Лиза не считает себя виновной, не раскаивается, не о чем не жалеет. И все же внезапная встреча на корабле вселяет в ее душу страх. Глубокий, насыщенный, пряный голос озаряет яркими красками эмоциональное состояние персонажа, от спокойной, хладнокровной жестокости до обжигающе горячего, добела накаленного нервного срыва. А ведь в начале спектакля мы видим счастливую, беззаботную молодую женщину, наслаждающуюся приятным путешествием в обществе любимого человека.

Супруг Лизы Вальтер (Дмитрий Пьянов) – эталон спокойствия, уверенности в себе и в завтрашнем дне. Согласно собственному утверждению, он, как и все немцы, чрезмерно сентиментален. Между тем, услышав шокирующие подробности биографии своей жены, он проявляет себя агрессивным, жестоким человеком. Глаза мечут громовые молнии, голос приобретает острый, холодный оттенок. Всем своим видом персонаж выражает сильнейшее нервное возбуждение. Но больше всего этот человек боится потерять открывшиеся было перед ним перспективы серьезной дипломатической карьеры. Поступки своей жены многолетней давности он осуждать не склонен.

Жестокую «немецкую» линию в спектакле поддерживают три офицера СС (Виталий Ефанов, Владимир Кудашев, Антон Бочкарев), главная надзирательница (Татьяна Кузнецова), привилегированная заключенная капо (Наталья Кириллова) и комендант (Михаил Анестратенко). Они шокируют своими разговорами, циничными, несколько плоскими шутками; излишне старательно следят за соблюдением режима, выслуживаются перед руководством; вершат судьбы пленников, казнят и никогда не милуют.

Марта провела в Освенциме два года. Все это время ее поддерживала любовь. Когда-то она была разлучена со своим женихом, известным скрипачом Тадеушем (Илья Кузьмин). Случайная встреча польских заключенных наполнена красотой, мягкостью и благородством голосов, теплотой и нежностью взглядов. Музыкант измучен, походка выдает следы недавних жестоких допросов. Свидетелем внезапного свидания становится Лиза. Надзирательница решает использовать чувства узников в личных целях. Вот тут-то и проявляется героическое нутро Тадеуша – сильное, непокорное, отчаянное. Кажется, таким взглядом, ненавидящим, испепеляющим, можно уничтожить врага, не применяя каких-либо дополнительных усилий. Голос становится по-настоящему холодным, в нем отражено отношение персонажа к мучителям.

Освенцим – концентрационный лагерь, куда попадали люди едва ли не из всех точек Европы. В одном бараке, помимо польки Марты, оказались ее соотечественницы Кристина (Полина Шамаева) и Бронка (Александра Саульская-Шулятьева), а также русская Катя (Кристина Бикмаева, дебют в партии), чешка Власта (Ольга Терентьева), еврейка Хана (Светлана Злобина) и француженка Иветта (Елена Терентьева). У каждой героини за вратами ада осталась жизнь, семья, работа, увлечения. Теперь им только и остается, что мечтать о свободе. Отправляясь спать, они говорят: «Пусть нам приснится свобода».

«Выстоять любой ценой!». После отбоя узницы общаются, рассказывают друг другу о доме, о своей далекой и прекрасной Родине. Песня Кати о России в народном стиле – искреннее, пронзительное, психологически сильное признание в любви бескрайним просторам, прекрасной природе, родным и любимым, той жизни, которая, скорее всего, больше не вернется. Беседы Бронки и Кристины на религиозные темы заставляют задуматься о многом! Молитвы старой польской заключенной, беспокоящейся о четырех детях, трогают до глубины души. Сладкоголосая француженка Иветта согревает всё вокруг своим солнечным теплом. Еврейка Хана прекрасно понимает, что обречена, и не строит никаких иллюзий относительно зыбкого будущего. А вот Власта мечтает о том, что с ней будет, если плен когда-нибудь кончится. Эти моменты производят сильнейшее впечатление. Эмоциональный фон раскаляется до предела.

«Выстоять любой ценой!». К сожалению, многих людей адская машина поглотила моментально, и они попросту сошли с ума. Например, узница, которую в списке действующих лиц назвали просто старухой (Екатерина Кичигина). Волосы этой маленькой, хрупкой женщины покрыты сединой, а такое поведение более подошло бы ребенку.

Черная стена! Вот она – финишная точка для любого заключенного! Взглянул на нее человек – и все. Монотонно звучат голоса артистов хора. Да и не нужно здесь никаких красок. Момент погружает все во мрак…

А ведь есть еще один эффект, который оказывают технологии мультимедиа. Заходя в зал, зрители видят, что по стенам и потолку как бы бежит вода. Это не только океан, по которому плывут в Бразилию Лиза, Вальтер и Марта. Досмотрев спектакль до конца, можно понять, что оптическая иллюзия отправила нас на дно Черной реки, похоронившей немало узников. И она же спасла Марту.

«Пассажирка» - спектакль тяжелый. Во время него холодно и страшно. Визуальный ряд выстроен таким образом, что зритель оказывается не сторонним наблюдателем, а полноценным участником действия – узником Освенцима. Непростые ощущения, болезненные, но очень важно испытать их, понять и осознать.

Ольга Пурчинская

Фотография Марины Айриянц
еще фотографии

Категория: Театр » Музыкальный театр