интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Театр » Музыкальный театр » Сказ о том, как "Проданная невеста" Б.Сметаны меломанов с чешской музыкальной и народной культурой знакомила

 
 
 

Сказ о том, как "Проданная невеста" Б.Сметаны меломанов с чешской музыкальной и народной культурой знакомила

Автор: Ольга Пурчинская от 25-01-2019, 06:15, посмотрело: 530

«В музыке – жизнь чехов».
Бедржих Сметана


В московском театре «Новая Опера» имени Е.В.Колобова продолжается традиционный Крещенский фестиваль. В 2019-м году он проходит под заголовком «Главный дирижер». Ежегодно в рамках этого грандиозного музыкального марафона зрители могут услышать не только свои любимые произведения – жемчужины репертуара, но и открыть для себя редко звучащие (в силу самых разных причин) шедевры мирового оперного искусства.

23 января 2019 года в рамках Крещенского фестиваля можно было услышать эксклюзивную программу – комическую оперу чешского композитора Б.Сметаны (1824 – 1884) «Проданная невеста» (либретто К.Сабины) в концертном исполнении.

Сказ о том, как "Проданная невеста" Б.Сметаны меломанов с чешской музыкальной и народной культурой знакомилаМузыкальный руководитель и дирижер – Феликс Коробов (Заслуженный артист России, Заслуженный артист Республики Абхазия, лауреат премии «Золотая маска», лауреат премии города Москвы).
Режиссер – Анна Левичева.
Хормейстер – Юлия Сенюкова.

В ролях:
Крушина, крестьянинАртем Гарнов (баритон);
Людмила, его женаАнна Синицына (меццо-сопрано);
Маженка, их дочьИрина Боженко (лауреат Международных конкурсов, сопрано);
Миха, богатый крестьянинОтар Кунчулиа (бас);
Гата, его женаИрина Ромишевская (Заслуженная артистка России, меццо-сопрано);
Вашек, их сынАлександр Тюпа (лауреат Международных конкурсов, тенор);
Еник, сын Михи от первого бракаАндрей Данилов (лауреат Международных конкурсов, тенор);
Кецал, деревенский сватАлексей Антонов (бас);
Директор циркаАнтон Бочкарев (тенор);
Эсмеральда, танцовщицаЕлена Терентьева (лауреат Международных конкурсов, сопрано);
Индеец, комедиантАндрей Фетисов (бас);
Крестьяне, деревенская молодежь (парни и девушки), артисты бродячего цирка (комедианты) – артисты хора.

Соло в оркестре:
Андрей Сухарев (кларнет).

Музыкальное искусство Чехии уникально и самобытно. Некогда (в эпоху Средневековья) сильная, могущественная страна однажды попала под иго Австрии, затем эстафету подхватила Австро-Венгрия. Разумеется, угнетатели оказали существенное влияние на все сферы жизни народа, что не могло не иметь негативных последствий для национального колорита. Все творчество чехов имело заимствованные у завоевателей корни.

Первые попытки создать национально-освободительное движение предпринимались в XIX веке. У истоков патриотизма чешского народа стоят деятели искусства, в том числе музыканты, писатели, поэты и драматурги. Среди них – композитор Б.Сметана, чьи сочинения рождены на стыке народной и классико-романтической традиций. Он стал первым классиком в своей стране.

Творчество Сметаны буквально пропитано национальными песенными и танцевальными мотивами, берущими свое начало в те далекие времена, когда родина композитора была сильным, свободным, независимым государством с собственными богатыми культурными и историческими традициями. Ключевая тема в его музыке – Родина.

«Проданная невеста» - опера, которую музыковеды относят к категории чешской музыкальной классики. Она увидела свет в середине XIX века (премьера состоялась в 1866 году) и сразу полюбилась публике. Зрители оценили и музыкальный материал, и легкий, ненавязчивый сюжет, и яркую, красивую постановку.

Правда, изначально Б.Сметана написал не оперу, а оперетту с танцами и диалогами. Позднее сочинение претерпело ряд изменений: появилось несколько новых музыкальных номеров, диалоги превратились в речитативы, количество действий увеличилось с двух до трех. В усовершенствованном, доработанном виде история о «Проданной невесте» пользуется популярностью во многих странах.

«Новая Опера» предложила своим гостям концертное исполнение шедевра Б.Сметаны, не отяготив его серьезными постановочными решениями, переносами места и времени действия, специфическими концепциями. Это позволило целиком и полностью сосредоточиться на прекрасной музыке. Симфонический оркестр театра под управлением Феликса Коробова погрузил зрителей в живописный мир чешских национальных мотивов. Удивительно, как много общего в мелодиях разных славянских народов – русского, польского, чешского, белорусского, украинского и др. Одновременно каждый из упомянутых этносов настолько самостоятелен, что везде можно уловить и абсолютно уникальные черты.

Сюжет оперы легкий, веселый и забавный. Действие происходит в небольшой чешской деревушке. Юная красавица Маженка влюблена в обаятельного юношу по имени Еник. Девушка ничего не знает о своем милом – кто он, откуда родом, из какой семьи? Между тем, отец, испытывающий материальные трудности, хочет выдать ее замуж за Вашека, сына богатого крестьянина Михи. Известно, что у него двое детей, но одного из них много лет назад выгнала из дома мачеха. Это и есть Еник.

Свадьбу берется устроить деревенский сват Кецал. Чтобы избавиться от мешающего его планам жениха и «провернуть дело», он готов даже заплатить Енику. Но юноша не менее хитер и изобретателен! Он соглашается, но предлагает подписать контракт, согласно которому Маженку выдадут замуж только за сына Михи. Девушка в шоке от предательства любимого, но когда выясняется, в чем дело, все заканчивается хорошо.

Солисты создали целую галерею ярких, самобытных, запоминающихся образов.

Кажется, Маженка в исполнении Ирины Боженко родилась на стыке трогательной нежности и веселой находчивости. В героине уживаются хрупкость, гордость, лиричность, драматизм, характер, пылкость, влюбленность, простота и благородство. Каждая упомянутая черта нашла отражение – сочную краску богатого, красивого голоса. Маженка – сложная натура, от нежного ангелочка до озорного чертенка, от простой сельской барышни до роскошной роковой женщины.
В минуты общения с любимым героиня нежна, трогательна и хрупка. Желая избавиться от навязанного жениха, она становится обаятельной «колючкой», девушкой «с характером».

Андрей Данилов (Еник) и Александр Тюпа (Вашек) создали образы противоположных друг другу братьев.
Старший (Еник) – пылкий, страстный, сильный, по уши влюбленный, в общем, истинный герой. Когда он общается с невестой, его голос согревает, обволакивает, завораживает. Это трубадур, вагант и менестрель в одном лице! Между тем, мы видим не только лирика, но и умного, предприимчивого человека, «кузнеца» собственного счастья. Он быстро принимает правильные, взвешенные решения, которые, в конце концов, приводят к заветной цели.
Младший (Вашек) – молодой человек, который так и не вырос. Неправильное воспитание привело к тому, что он остался большим ребенком. Этот персонаж любит шутки, забавы, подвижные игры. Вместо любовных серенад его звонкий, по-юношески задорный, по-молодецки удалой голос рисует образ любителя ярмарочных развлечений, не интересующегося ничем серьезным.

Ярчайший характер, взрывная харизма, безграничное обаяние и несокрушимая сила свойственны деревенскому свату Кецалу в исполнении Алексея Антонова. От его зоркого глаза и мощного, всепоглощающего голоса не укроется никто и ничто. Герой подмечает даже самые незначительные детали. Именно они помогают ему добиться успеха в делах. Но только не в этот раз! Хитрый, коварный Кецал проигрывает находчивому Енику.

Мать героини Людмила (Анна Синицына) – единственная из четырех родителей, кто думает о счастье своей дочери, а не о том, как бы заключить максимально выгодный для всех брак. Ее голос полон тепла и нежности, но не лишен и особенных «характерных» ноток. А вот ее мужу Крушине (Артем Гарнов) приходится думать о долгах, которые необходимо выплачивать. С этой целью и затевается история со свадьбой. Твердый, решительный голос его не лишен нежности и лиризма.

Отец Еника овдовел и вскоре женился вновь. Мачеха невзлюбила пасынка и выгнала его из дома. Вот почему он много лет странствовал. Так и стал он умным, смекалистым, быстро соображающим человеком. А родители его – крестьяне Миха (Отар Кунчулиа) и Гата (Ирина Ромишевская) – возвращения в родные пенаты не ждали.

Вашек так и остался большим ребенком, его тянет к развлечениям и забавам. Вот и привлек внимание юноши приехавший на гастроли бродячий цирк. Точнее, его сразила наповал красавица-танцовщица Эсмеральда (Елена Терентьева). Ее яркие глаза, обаятельная улыбка и головокружительные хрустально-серебристые колоратурные пассажи вскружили голову несостоявшемуся жениху Маженки.

«Хорошо сидит, далеко глядит» директор цирка (Антон Бочкарев), энергичным речитативом зазывающий гостей на представление. Бодрый, мажорный призыв раздается по всей округе. Представление обречено на успех! Особенно если удастся быстро заменить захмелевшего артиста, обнаруженного зорким глазом индейца (Андрей Фетисов).

Опера буквально пестрит номерами на любой вкус. Здесь есть восхитительные сольные арии, дуэты, ансамбли и массовые сцены в исполнении солистов и хора. Многоголосное звучание наполнено юмором, ощущением праздника, светом и оптимизмом. Эти хоровые мотивы определяют последующее настроение зрителей. Вечер подарил множество ярких впечатлений и положительных эмоций. Ведь музыка – источник жизни не только для чехов, но и для представителей любого другого народа, особенно если она красива, мелодична и исполняется на высочайшем уровне.

Ольга Пурчинская

Фотография Марины Айриянц
еще фотографии

Категория: Театр » Музыкальный театр