интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Театр » Музыкальный театр » Два вечера и четыре века итальянских песен в "Новой Опере"

 
 
 

Два вечера и четыре века итальянских песен в "Новой Опере"

Автор: Ольга Пурчинская от 23-01-2019, 05:03, посмотрело: 266

20 и 22 января 2019 года в Зеркальном фойе московского театра «Новая Опера» имени Е.В.Колобова прошли два концерта итальянских песен: эпизод I и эпизод II. Уже второй сезон столичные меломаны имеют возможность поближе познакомиться с вокальными миниатюрами едва ли не самой оперной страны мира.

Два вечера и четыре века итальянских песен в "Новой Опере"Итальянские песни: эпизод I

Первое отделение

А.Страделла. Se I miei sospiri«Если мои вздохи»;
Дж.Кариссими. Vittoria, Vittoria!«Победа, победа!» (на стихи Д.Бениньи).
СолистАртем Крутько (лауреат Международного конкурса, контратенор). Партия фортепианоДмитрий Сибирцев.

Дж.Каччини. Amarilli, mia bella«Амариллис, моя красавица» (на стихи А.Гуарини).
СолисткаМария Буйносова (лауреат Международного конкурса, сопрано). Партия фортепианоДмитрий Сибирцев.

А.Скарлатти. Gia il sole dal Gange«Уже солнце сияет над Гангом» (на стихи А.Скарлатти);
Le violette«Фиалка» (на стихи А.Скарлатти).
СолистЯрослав Абаимов (лауреат Международного конкурса, тенор). Партия фортепианоАнна Ситникова.

Дж.Каччини. Ave Maria«Радуйся, Мария».
СолисткаМария Буйносова. Партия фортепианоАнна Ситникова.

Ф.П.Тости. A vucchella«Уста» (на стихи Г.Д’Аннунцио).
СолистЯрослав Абаимов. Партия фортепианоДмитрий Сибирцев.

Ф.П.Тости. Non t’amo piu«Не люблю тебя больше» (на стихи К.Эррико);
Ч.А.Биксио. La strada del bosco«Тропинка в лесу».
СолистАлексей Богданчиков (лауреат Международных конкурсов, баритон). Партия фортепианоДмитрий Сибирцев.

Сицилийская народная песня Abballati!«Танцуйте!»;
В.Д’Аннибале. ‘O paese d’’o sole«Солнечный край» (на стихи Л.Бовио).
СолистГеоргий Фараджев (лауреат Международного конкурса, лауреат премии города Москвы, тенор). Партия фортепианоДмитрий Сибирцев.

Дж.Россини. La regatta veneziana«Гребные гонки в Венеции» (на стихи Ф.М.Пьяве).
СолистыМария Буйносова, Артем Крутько. Партия фортепианоАнна Ситникова.

Второе отделение

А.Вивальди. Piango, gemo«Плачу, стеная».
СолистАртем Крутько. Партия фортепианоАнна Ситникова.

В.Беллини. Ma rendi pur content«Но сделай меня счастливым» (на стихи П.Метастазио) из цикла «Пятнадцать камерных сочинений» (1829).
СолистАлексей Богданчиков. Партия фортепианоАнна Ситникова.

В.Беллини. Il fervido desiderio«Жгучее желание» из цикла «Пятнадцать камерных сочинений»;
L’allegro marinaro«Веселый моряк» из цикла «Пятнадцать камерных сочинений».
СолисткаГаяне Бабаджанян (лауреат Международных конкурсов, меццо-сопрано). Партия фортепианоАнна Ситникова.

Дж.Россини. La promessa«Обещание» (на стихи П.Метастазио) из цикла «Двенадцать песен» (1830 – 1835).
СолистГеоргий Фараджев. Партия фортепианоАнна Ситникова.

Дж.Россини. L’esule«В изгнании» (на стихи П.Метастазио) из цикла «Грехи старости», 3-й альбом (1855 – 1868);
Aragonese«Арагонский» (на стихи П.Метастазио) из цикла «Грехи старости», 11-й альбом (1857 – 1860).
СолисткаМария Буйносова. Партия фортепианоАнна Ситникова.

Дж.Т.Альбинони. Adagio (Non so dove trovati)Ажадио («Не знаю, где найти тебя»).
СолистАртем Крутько. Партия фортепианоДмитрий Сибирцев.

П.Масканьи. SerenataСеренада (на стихи Л.Стеккетти);
О.Респиги. Nebbie«Туманы» (на стихи А.Негри).
СолистГеоргий Фараджев. Партия фортепианоДмитрий Сибирцнев.

Р.Мусумарра. Мелодия из музыки к фильму «Болезнь любви» (1987).
СолистАртем Крутько. Партия фортепианоДмитрий Сибирцев.

Неаполитанская песня Santa Lucia«Санта Лючия».
СолистАлексей Богданчиков. Партия фортепианоДмитрий Сибирцев.

Э.ди Капуа. O sole mio«О мое солнце» (на стихи Дж.Капурро).
СолистыЯрослав Абаимов, Георгий Фараджев. Партия фортепианоДмитрий Сибирцев.

Два вечера и четыре века итальянских песен в "Новой Опере"Итальянские песни: эпизод II

Первое отделение

В.Беллини. Vanne, o rosa fortunate«Иди же, о счастливая роза» (на стихи неизвестного автора) из цикла «Пятнадцать камерных сочинений»;
Per pieta, bell’idol mio«Молю, мой прекрасный кумир» (на стихи П.Метастазио) их цикла «Пятнадцать камерных сочинений».
СолисткаЕкатерина Петрова (лауреат Международных конкурсов, сопрано). Партия фортепианоДмитрий Сибирцев.

В.Беллини. Vaga luna, che inargenti«Тусклая луна» из цикла «Пятнадцать камерных сочинений».
СолистСергей Мурзаев (Заслуженный артист России, баритон). Партия фортепианоАнна Ситникова.

В.Беллини. La farfalletta«Бабочка» из цикла «Пятнадцать камерных сочинений».
СолисткаАнна Синицына (меццо-сопрано). Партия фортепианоАнна Ситникова.

Г.Доницетти. Il giuramento«Клятва».
СолистыГеоргий Васильев (тенор), Илья Кузьмин (лауреат Международных конкурсов, баритон). Партия фортепианоАнна Ситникова.

Дж.Верди. Il poveretto«Нищий» (на стихи неизвестного автора, 1847).
СолистИлья Кузьмин. Партия фортепианоДмитрий Сибирцев.

Дж.Верди. La spazzacamino«Трубочист» (на стихи С.М.Маджони) из сборника «Шесть романсов» (1845).
СолисткаЕкатерина Петрова. Партия фортепианоДмитрий Сибирцев.

Дж.Верди. L’esule«Изгнанник» (на стихи Т.Солеры, 1839).
СолистСергей Мурзаев. Партия фортепианоДмитрий Сибирцев.

Дж.Россини. L-invinto«Приглашение» (на стихи К.Пеполи);
Canzonetta spagnuola«Испанская канцона» (на стихи неизвестного автора, 1821).
СолисткаГаяне Бабаджанян. Партия фортепианоАнна Ситникова.

Ф.П.Тости. La mia canzona!«Моя песня!» (на стихи Ф.Чиммино, 1901).
СолистИлья Кузьмин. Партия фортепианоДмитрий Сибирцев.

Ф.П.Тости. Ideale«Идеал» (на стихи К.Эррико, 1882).
СолистСергей Мурзаев. Партия фортепианоДмитрий Сибирцев.

Н.Рота. Parla Piu Piano«Поговори со мной» (на стихи Л.Кьюсика в переводе Дж.Бонкомпаньи).
СолистДмитрий Бобров (тенор). Партия фортепианоДмитрий Сибирцев.

Второе отделение

О.Респиги. Notte«Ночь» (на стихи А.Негри, 1912) из цикла «Шесть лирических песен», часть 2.
СолисткаАнна Синицына. Партия фортепианоАнна Ситникова.

О.Респиги. Il giardino«Сад» (на стихи Ф.Рокии, 1912) из цикла «Шесть лирических песен», часть 2.
СолисткаЕкатерина Петрова. Партия фортепианоАнна Ситникова.

О.Респиги. Su una violetta morta«О мертвой фиалке» (на стихи П.Б.Шелли, 1912) из цикла «Шесть лирических песен», часть 2;
Pioggia«Дождь» (на стихи В.Аганур, 1909) из цикла «Шесть лирических песен», часть 1.
СолисткаАнна Синицына. Партия фортепианоАнна Ситникова.

О.Респиги. Egle«Эгла» (на стихи А.Рубино, 1917) из цикла «Лесные божества».
СолисткаЕкатерина Петрова. Партия фортепианоАнна Ситникова.

О.Респиги. Crepuscolo«Сумерки» (на стихи А.Рубино, 1917) из цикла «Лесные божества».
СолистГеоргий Васильев. Партия фортепианоАнна Ситникова.

Э.Нутиле. Mamma mia che vo’sape?«Мама, что она хочет знать?» (на стихи Ф.Руссо, 1909).
СолистДмитрий Бобров. Партия фортепианоДмитрий Сибирцев.

Э.де Куртис. Ti voglio tanto bene«Я так люблю тебя!» (на стихи Д.Фурно, 1937);
С.Кардило. Catari«Жестокое сердце» (на стихи Р.Кордифферо, 1911).
СолистГеоргий Васильев. Партия фортепианоДмитрий Сибирцев.

Л.Денца. Vieni!«Приди!» (на стихи Э.Кармело);
Р.Фальво. Dicitencello vuje«Скажите, девушки…» (на стихи Э.Фуско, 1930).
СолистСергей Мурзаев. Партия фортепианоДмитрий Сибирцев.

Р.Мусумарра, Л.Барбаросса. Notte«Ночь».
СолистДмитрий Бобров. Партия фортепианоДмитрий Сибирцев.

Л.Денца. Funiculi, Funicula«На качелях» (на стихи П.Турко).
СолистыГеоргий Васильев, Дмитрий Бобров. Партия фортепианоДмитрий Сибирцев.

Ведущий обоих концертов Михаил Сегельман рассказал много интересного из истории итальянской песенной традиции, неустанно развивающейся на протяжении более четырех столетий, подробно остановился на особенностях перевода на русский язык, порой мешающих назвать произведение дословно, четко соответствуя первоисточнику. Нельзя забывать и обо всем разнообразии вокальных форм эпохи барокко, и об особой эстетике бельканто, и об уникальных неаполитанских песнях, и о киномузыке.

В.Беллини, Дж.Россини, Дж.Верди, П.Масканьи и др.композиторы известны, прежде всего, своими операми. Но в их творчестве существует и немало камерных произведений, в том числе вокальных. Некоторые песни по своей музыкальности, глубине и силе чувств напоминают знаменитые арии, каватины, ариозо, баллады и т.д.

Слушая песни авторов эпох барокко, бельканто, романтизма и веризма, меломан постоянно ловит себя на том, что вокальная миниатюра напоминает маленький оперный моноспектакль. Каждая песня заключает в себе интересную историю или важное событие. Да что там – порой она содержит целую жизнь, крайне насыщенную, прочувствованную, осознанную.

Дуэты голоса и рояля создают глубокие, яркие, трепетные, искренние образы в музыкальной эстетике эпох. Здесь улавливаются мотивы страданий и одиночества, чувств и эмоций, страстей и экспрессии. Как по-разному, уникально, неповторимо, самобытно раскрывают все богатство своих героев солисты «Новой Оперы»! В зависимости от тембра и темперамента, мы получаем комических или драматических, мажорных или минорных, меланхоличных или агрессивных, благородных или коварных персонажей. Так бывает и в оперном репертуаре, и в камерном, и в ариях, и в песнях.

Неаполитанские песни – отдельный пласт итальянской музыкальной культуры, живущий и неустанно развивающийся на грани академического и популярного искусства. Многочисленные камерные сочинения создают уникальную атмосферу летнего отдыха с его жарким солнцем, теплым морем, ласковым ветерком, вкусной легкой едой, душевной гармонией и отличным настроением.

Неаполитанские песни – жемчужины концертного репертуара многих оперных артистов. Публика всегда ждет их с нетерпением. Чаще всего мировые хиты итальянского происхождения звучат в исполнении теноров. Это не удивительно: теплые, солнечные, журчащие, звонкие голоса едва ли не сильнее всего ассоциируются с Италией.

Мне больше всего нравятся концерты, где неаполитанскую вокальную классику – все любимые хиты – поют обладатели самых разных голосов. Сопрано добавляют трогательную хрупкость и нежность, меццо-сопрано – горячий, страстный темперамент с легкими «медово-пряными» нотками, а баритоны – мягкий, благородный, стильный звук. Щедрая порция эстетического удовольствия на каждом шагу!

Киномузыка в исполнении оперных вокалистов обретает совершенно новые формы и очертания. Глубина чувств и выразительность подачи эффектно сочетается с непревзойденными славными традициями классической академической традиции. С одной стороны, мы слушаем знакомые, любимые мелодии, а с другой постоянно улавливаем нечто новое, неожиданное, интересное.

Доводилось ли вам когда-нибудь задумываться, о чем именно поется в ваших любимых миниатюрах? Часто случается так, что серьезным препятствием становится языковой барьер. В течение двух вечеров солисты «Новой Оперы» представляли зрителям целую панораму маленьких спектаклей, где было понятно все – и настроение, и образ, и характер, и содержание.

Камерный концерт – парад дуэтов голоса и музыкального инструмента. В данном случае это был рояль. Партию «короля инструментов» поочередно исполняли Анна Ситникова и Дмитрий Сибирцев. Под их чуткими пальцами фортепиано, точно по волшебству, создавало эффект присутствия в сказочном лесу, на парусной регате, в мире большого кино, на бескрайних просторах природы и т.д. Мелодии таят в себе мотивы любви и страсти, авантюр и приключений, действий и размышлений, созерцания и философии.

Наверное, каждого человека в нашей стране с итальянской песенной традицией связывает очень многое. Все мы любим эту музыку, прочно ассоциирующуюся с неизменно коротким и всегда долгожданным летом. Вокальные миниатюры таят в себе разные истории – светлые и темные, радостные и печальные, но все они буквально пропитаны оптимизмом. Мелодии, даже заведомо печальные, грустные, вызывают улыбку и очередное стремление к жаркому солнцу, теплому морю, горячему песку, спокойному, безмятежному и счастливому времяпрепровождению.

Итальянские песни – это не только Неаполь с его богатейшими культурными традициями. Два концерта познакомили меломанов с яркими страницами камерных шедевров одной из самых оперных стран мира, созданных за последние четыре сотни лет.

Ольга Пурчинская

Фотографии Марины Айриянц

Еще фотографии:

Итальянские песни: эпизод I
Итальянские песни: эпизод II

Категория: Театр » Музыкальный театр