интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Театр » Музыкальный театр » Духовные шедевры В.А.Моцарта на Крещенском фестивале в "Новой Опере"

 
 
 

Духовные шедевры В.А.Моцарта на Крещенском фестивале в "Новой Опере"

Автор: Ольга Пурчинская от 21-01-2019, 05:28, посмотрело: 243

В московском театре «Новая Опера» имени Е.В.Колобова продолжается традиционный Крещенский фестиваль. В нынешнем году он получил название «Главный дирижер».

19 января 2019 года, в светлый праздник Крещения, прозвучали два духовных сочинения В.А.Моцарта (1756 – 1791) – Большая месса до минор и Реквием. Исполнителисолисты, хор и оркестр театра «Новая Опера». Дирижер – Филиппо Арлиа (Италия). Хормейстер – Юлия Сенюкова.

Оба произведения – важнейшие составляющие творческого наследия композитора. После смерти В.А.Моцарта опусы остались неоконченными, дописывали их современники, опираясь на дневники, тетради, черновики и пометки гениального мастера.

Первое отделение

В.А.Моцарт. Месса до минор
I. Kyrie (Господи, помилуй);
II. Gloria (Слава в вышних Богу);
III. Laudamus te (Хвалим Тебя);
IV. Gratias (Благодарим Тебя);
V. Domine (Господи Боже);
VI. Qui tollis (Берущий на Себя грехи мира);
VII. Quoniam (Ибо Ты один свят);
VIII. Jesu Christe (Иисус Христос); Cum sancto spiritu (Со Святым Духом);
IX. Credo (Верую);
X. Et incarnates est (И воплотившегося);
XI. Sanctus (Свят); Osanna (Осанна);
XII. Benedictus (Благословен); Osanna (Осанна).

Духовные шедевры В.А.Моцарта на Крещенском фестивале в "Новой Опере"Солисты:
СопраноАнастасия Белукова (лауреат Международного конкурса);
Меццо-сопраноВиктория Яровая (лауреат Международного конкурса);
ТенорЯрослав Абаимов (лауреат Международного конкурса);
БасЕвгений Ставинский (лауреат Международного конкурса, лауреат премии «Золотая маска»).

Месса написана в «масонской» тональности до минор. Могущественный символ «вольных каменщиков» - три бемоля при ключе (си, ми, ля). Одним из фактов биографии В.А.Моцарта является причастность композитора к этому элитарному сообществу, весьма узкому кругу избранных. В последние годы жизни он регулярно писал произведения для масонских таинств, обрядов, ритуалов и посвящений.

Месса – фрагмент католического богослужения. Это каноническое сочинение отвечает строгим требованиям жанра, имеет определенную структуру. Несмотря на минорную тональность, исполнение произвело очень светлое, радостное впечатление. Стройное звучание вокалистов-виртуозов – солистов и 4-голосного хора – и потрясающего, торжественно-благородного оркестра вызывало ощущение полета души, безграничной свободы, очищения мыслей и чувств, вдохновения. Нечасто доводиться испытать такое!

Арии солистов перемежаются хоровыми эпизодами. Некоторые фрагменты по красоте своей, мелодичности и проникновению в душу очень напоминают любимые оперные шедевры. Как тут не вспомнить о чудесных, волшебных, по-ангельски чистых, неземных вокальных произведений эпохи барокко? Светлый, прекрасный голос льется свободно, звук его похож на звон серебристого колокольчика или легкое журчание весеннего ручейка.

В.А.Моцарт также подарил меломанам несколько очень красивых ансамблей. Дуэты сопрано и меццо-сопрано, терцет женских голосов с тенором и восхитительный квартет – сосредоточение света, глубины, величия, красоты, благородства и мастерства. Возможность слушать духовную музыку в эстетике барочного оперного фрагмента – уникальный подарок меломанам.

Второе отделение

Духовные шедевры В.А.Моцарта на Крещенском фестивале в "Новой Опере"В.А.Моцарт. Реквием
I. Requiem (Покой вечный); Kyrie (Господи, помилуй);
II. Dies irae (День гнева);
III. Tuba mirum (Труба, разнося дивный клич);
IV. Rex tremendae (Царь грозного величия);
V. Recordare (Помни);
VI. Confutatis (Сокрушив отверженных);
VII. Lacrimosa (Плачевен этот день);
VIII. Domine Jesu (Господи Иисусе Христе);
IX. Hostias (Жертвы);
X. Sanctus (Свят); Osanna (Осанна);
XI. Benedictus (Благословен); Osanna (Осанна);
XII. Agnus Dei (Агнец Божий); Lux aeterna (Свет вечный).

Солисты:
СопраноКристина Бикмаева (лауреат Международных конкурсов);
Меццо-сопраноПолина Шамаева (победительница телевизионного конкурса «Большая Опера»);
ТенорГеоргий Фараджев (лауреат Международного конкурса, лауреат премии города Москвы);
БасЕвгений Ставинский.

Соло в оркестре:
Сергей Окинский (тромбон).

История создания Реквиема окутана завесой тайны. Существует немало легенд, имеющих налет мистики, волшебства, колдовства. Так или иначе, но композитору удалось полностью завершить лишь первые семь частей. Все последующие фрагменты дописывал его ученик Ф.Зюсмайер. В помощь молодому музыканту были наброски, этюды, записи и устные комментарии, оставленные В.А.Моцартом. Композитор учел все пожелания своего великого учителя и завершил начатое им дело

Реквием – еще один фрагмент католического богослужения, совершенно иной по своему наполнению. Перед нами – заупокойная месса, сильная, глубокая, пронзительная молитва, крик души, просьба, чтобы отошедшая душа как можно скорее закончила свои скитания и обрела вечный покой.

Здесь все очень торжественно, наполнено слезными, трагическими мотивами. В то же время религиозное христианское мировоззрение трактует понятие смерти несколько иначе, чем светское. Священные писания учат нас, что кончина человека – не горе, а праздник, торжество освободившейся от тягот земных души. Главное теперь – помолиться об ее успокоении.

Голоса сливаются с музыкой в единое целое. Духовный шедевр В.А.Моцарта в исполнении искусных мастеров – солистов, хора и оркестра театра под управлением Маэстро Филиппо Арлиа – источник света, веры, надежды и оптимизма в непростую, холодную зимнюю пору.

Четырехголосная хоровая полифония – предмет для отдельного разговора. Трогательная хрупкость и ангельская чистота сопрано, полет души тенора, материнская боль альта и вселенская скорбь баса сливаются в совершенной гармонии. Особенно сильное впечатление производят фрагменты, когда хор вступает постепенно, от самого низкого голоса до самого высокого. Постепенно пространство заполняется мощным, объемным звуком, завораживающим, четко доносящим до слушателя крайне важные, необходимые слова.

Реквием В.А.Моцарта – краеугольный камень среди произведений аналогичного жанра. Те эмоции и ощущения, которые он вызывает, сложно передать словами. В какой-то момент, ближе к концу, мне показалось, что я покинула пространство зала «Новой Оперы» и совершила перемещение во времени и пространстве. Разумеется, чудесная музыка и волшебные, неземные голоса не оставляли меня ни на секунду – предельная концентрация внимания! Но вдруг стало так хорошо, спокойно и уютно, все думы, печали и проблемы улетучились. Спокойствие! Блаженство! Счастье! С последними аккордами, однако, невероятный полет завершился. Но потрясающее ощущение остаются до сих пор.

Ольга Пурчинская

Фотографии Марины Айриянц
еще фотографии

Категория: Театр » Музыкальный театр