интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Театр » Музыкальный театр » Грандиозные лирико-патриотические полотна в опере М.И.Глинки "Жизнь за царя"

 
 
 

Грандиозные лирико-патриотические полотна в опере М.И.Глинки "Жизнь за царя"

Автор: Ольга Пурчинская от 3-10-2018, 05:30, посмотрело: 252

1 октября 2018 года на сцене московского театра «Новая Опера» имени Е.В.Колобова вновь прозвучал грандиозный шедевр М.И.Глинки «Жизнь за царя» (либретто Е.Ф.Розена, эпилог В.А.Жуковского). Новый состав исполнителей дал возможность увидеть совершенно другие характеры полюбившихся персонажей.

Музыкальный руководитель и дирижер – Андрей Лебедев (лауреат премии «Золотая маска»).
Режиссер – Алексей Вэйро.
Хормейстер – Юлия Сенюкова.

Грандиозные лирико-патриотические полотна в опере М.И.Глинки "Жизнь за царя"В ролях:
Иван Сусанин, крестьянин села ДомининоВладимир Кудашев (Заслуженный артист России, бас);
Антонида, его дочьИрина Костина (лауреат Международных конкурсов, сопрано);
Ваня, приемный сын СусанинаАлександра Саульская-Шулятьева (Заслуженная артиста Удмуртской Республики, меццо-сопрано);
Богдан Собинин, ополченец, жених АнтонидыАлександр Богданов (лауреат Международного конкурса, тенор);
Польский гонецСергей Шеремет (Заслуженный артист Украины, баритон);
Начальник польского отрядаОтар Кунчулиа (бас);
Русский воинМихаил Первушин (лауреат Международного конкурса, бас);
Соло в хореВладимир Федоткин (тенор);
Крестьяне и крестьянки, ополченцы, дамы и кавалеры польского двора, рыцариартисты хора.

Соло в оркестре:
Сергей Гречаников (флейта);
Антон Бальцевич (гобой);
Андрей Сухарев (кларнет).

Музыкальный материал оперы настолько ярок и живописен, что масштабные картины, на которых разворачиваются события, являются воображению зрителя без какой-либо сценографии. Русская деревня, крестьянская изба, стольный град, польский замок, дремучий лес – места, где вершатся судьбы не только четырех центральных персонажей, но и двух народов. Россия и Польша. Русь и Речь Посполитая. Конфликт двух держав продолжался на протяжении нескольких столетий, победа на разных этапах была то за одними, то за другими.

Симфонический оркестр театра под управлением Андрея Лебедева помогает публике проникнуть в самую суть двух непохожих друг на друга наций, таких, какими их увидели М.И.Глинка и его соавтор Е.Ф.Розен. Интересно, что «русская» тема в опере представлена яркими вокально-драматическими образами (мастерски воплощенными солистами и артистами хора), а «польская» - по большей части национальными танцами. Это не удивительно: вечные противники Руси празднуют победу и беззаботно веселятся на роскошном, несколько помпезном великосветском балу.

Русское крестьянское торжество – празднество иного характера. Здесь все куда проще и искреннее: люди радуются победе, весне, возвращению героев, скоро грядущей новой спокойной и счастливой жизни с самым лучшим и желанным царем (Михаил Романов).

На фоне таких музыкальных «декораций» солисты театра ярко и виртуозно раскрывают сложные, глубокие характеры своих героев, людей родных, искренне любящих друг друга, верных своей родине и своему царю. Таков центральный персонаж, Иван Сусанин. Владимир Кудашев создал образ русского крестьянина, главы семейства и преданного соратника молодого боярина, которому суждено стать правителем на Руси.
Герой рассудителен, не слишком щедр на эмоции. Общаясь с детьми, он излучает доброту, тепло и ласку. Разговаривая с врагами, Сусанин «глядит волком», в голосе появляется холодный, стальной оттенок.
Множество самых разных чувств переживает крестьянин, готовясь встретить в глухом лесу свою последнюю зарю. Богатый, насыщенный голос артиста стремительно меняет краску: он попеременно выражает то светлый лиризм любящего отца, то мрачный, леденящий душу драматизм обреченного человека, то придающую силы надежду на успех героического похода.

Антонида в исполнении Ирины Костиной впечатлила выразительностью образа и богатством музыкально-драматических красок. Голос артистки удивителен: с одной стороны, он серебристый, хрустальный, журчащий и похож на рождественский колокольчик, а с другой – теплый, солнечный, обволакивающий. Все эти особенности явили восхитительную Антониду – юную, светлую, нежную, искреннюю, любящую. Эта девушка – ласковая дочь, сестра и невеста, а в будущем – добрая жена и мать.
Страдания и душевные терзания героини – тема для отдельного разговора. Слезы, предчувствия неотвратимо надвигающейся беды омрачают радость от долгожданной встречи и скорой свадьбы с любимым человеком. Ну а в Москву Антонида, совершенно опустошенная, скорбящая, прибывает уже сиротой, но дочерью героя. Поникшая, с погасшим взором, она, как будто, вмиг повзрослела.
Каждое мгновение Ирина Костина проживает, потому ее героине зритель верит от первой до последней ноты.

Глубокую симпатию вызывает и самый молодой персонаж оперы – приемный сын Сусанина Ваня в исполнении Александры Саульской-Шулятьевой. Глубокий, теплый, завораживающий голос рисует светлый, окруженный внешним лиризмом и пропитанный глубоким внутренним драматизмом образ мальчика-сироты, будущего ратного воина-героя.
Ваня искренний, порывистый, эмоциональный. Совсем еще ребенок, он выполняет важнейшее поручение и помогает приемному отцу, любившему и воспитавшему его как родного, совершить подвиг и спасти молодого, желанного царя.

Богдан Собинин в исполнении Александра Богданова представляется мне бывалым воином, не раз уже понюхавшим пороха ожесточенных боев. Голос артиста заставляет вспомнить о русских народных песнях, которые поются душой и сердцем.

Михаил Первушин вновь предстал в образе русского воина, торжественного, сильного, заполняющего пространство торжественными звуками мощного, раскатистого голоса. На несколько мгновений у меня создалось впечатление, что это сам царь вышел навстречу Антониде, Ване и Богдану Собинину, приехавшим в столицу на коронацию.

Торжественность, помпезность, праздничность, острая характерность, выразительность, богатство музыкальной и драматической фактур, лирическая нежность и мужественная брутальность, - каких только красок не продемонстрировали блестящие артисты хора! Отважные русские крестьяне и самодовольные, самоуверенные польские шляхи, хрупкие девушки и ратные воины сошлись в восхитительной полифонии.

Хор начинает оперу (сразу за увертюрой), он же ее и заканчивает. Но первым вступает солист – Владимир Федоткин. Его голос – олицетворение смелого, отважного, сильного духом русского человека, в одиночку вышедшего на неравный бой с вражеским войском.

А победителем из этой схватки вышел царь Федор Михайлович Романов, положивший конец Смутным временам и давший начало новой династии, которой будет суждено править нашей страной на протяжении трех столетий.

Ольга Пурчинская

Фотография Марины Айриянц
еще фотографии

Категория: Театр » Музыкальный театр