интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Театр » Музыкальный театр » И снова "с корабля на бал" Онегин мчится сквозь года…

 
 
 

И снова "с корабля на бал" Онегин мчится сквозь года…

Автор: Ольга Пурчинская от 6-09-2018, 04:53, посмотрело: 264

4 сентября 2018 года на сцене московского театра «Новая Опера» имени Е.В.Колобова вновь жили, страдали и боролись за свое счастье герои спектакля «Евгений Онегин». «Лирические сцены в семи картинах» - выдающийся пример творческого взаимодействия двух символов русского искусства XIX века: романа в стихах А.С.Пушкина и музыки П.И.Чайковского.

Музыкальная редакция – Евгений Колобов (Народный артист России).
Режиссер – Сергей Арцибашев (Народный артист России).
Сценография – Сергей Бахрин (Народный художник России).
Костюмы – Элеонора Маклакова (Народный художник России).
Главный хормейстер-постановщик – Наталья Попович (Народная артистка России, лауреат Государственной премии России).
Хормейстер – Мария Чекръкчиева.
Свет – Сергей Макряшин.
Премьера состоялась 4 октября 1996 года.

И снова "с корабля на бал" Онегин мчится сквозь года…Дирижер – Андрей Лебедев (лауреат премии «Золотая маска»).

В ролях:
ОнегинИлья Кузьмин (лауреат Международных конкурсов, баритон);
ТатьянаЕлизавета Соина (сопрано);
ОльгаАнастасия Лепешинская (лауреат Международных конкурсов, меццо-сопрано);
ЛенскийАлексей Неклюдов (лауреат Международных конкурсов, тенор);
ГреминАлексей Тихомиров (лауреат Международного конкурса, лауреат премии города Москвы, бас);
ЛаринаАнастасия Бибичева (лауреат Международного конкурса, меццо-сопрано);
НяняМаргарита Некрасова (Заслуженная артистка России, меццо-сопрано);
ЗарецкийАндрей Фетисов (бас);
ТрикеМаксим Остроухов (тенор).

Спектакль пропитан широтой души. Мне всегда казалось, что в музыке зашифрован образ того самого простора, без которого просто не может существовать русский человек. При этом нельзя не замечать и бесконечные внутренние терзания и томления, что одолевают титульного персонажа во время действия, а также до него и после. Этот человек просто не может понять, где, как и с кем он хочет жить, работать, проводить часы досуга.

Сценография постановки бросается в глаза своей аскетичной простотой, но может сказать гораздо больше, чем иные масштабные сооружения. Музыкальная драматургия и актерская игра построены таким образом, что с каждой новой сценой зритель почти физически ощущает смену сезона и дислокации. За два с небольшим часа вместе с героями спектакля зритель успевает пережить смену времени года (из лета в зиму) и места действия (из провинции в столицу), а также совершить небольшой скачок во времени («улететь» на два года вперед).

Несмотря на яркие, зрелищные массовые сцены (главным образом это сцены балов – скромного сельского и пышного столичного), постановка очень камерная, своего рода интимная драма. Каждый монолог, диалог или ансамбль – глубокое, очень личное откровение, позволяющее внимательно вглядеться в героев, понять их характер, определить, что ими движет в тот или иной момент действия.

Интереснее всего наблюдать за теми персонажами, которые перемещаются через всю историю, проходят настоящую школу жизни, усваивают ее уроки с разной степенью успешности и получают соответствующую своим достижениям награду. Таких человека всего два – Татьяна и Онегин.

Татьяна проходит непростой путь от юной, наивной, задумчивой, мечтательной сельской девочки до блистательной высокородной дамы – достойной представительницы высшего света Петербурга.
В исполнении Елизаветы Соиной героиня предстает такой барышней, какую описал в своем романе А.С.Пушкин. Кажется, она живет в своем собственном мире, рожденном под воздействием любимых французских книг. Татьяна грустна, печальна, мысли, мечты и фантазии ее находятся где-то очень далеко.
Героиня пережила глубокую личную драму. Прошло два года. Она вышла замуж, перебралась из сельской глуши в столицу и… преобразилась. Девушка все также задумчива и мечтательна, но уже не витает в облаках. Перед нами появляется мудрая, спокойная, уверенная в себе молодая женщина, верная подруга и надежная спутница своего супруга. А чувства? Да, они никуда не делись. Но разум одерживает безоговорочную победу. А что же дальше? Достойная, безбедная и, возможно, долгая и счастливая жизнь.
Голос Елизаветы Соиной очень мягко, деликатно, красиво иллюстрирует сложный, богатый внутренний мир Татьяны. Теплый, бархатистый тембр передает весь спектр девичьих страданий, от светлой грусти до сжигающей изнутри, всепоглощающей страсти, от тоски до скорби, от надежды до отчаяния, от воодушевления до низвержения.

Онегин уже в самом начале спектакля оказывается под гнетом «томительной тоски», которая не оставит его практически до самого конца не только истории, но и жизни. Хорошо, спокойно, уютно и комфортно этому человеку не будет нигде и никогда. Преследуемый призраками прошлого, герой не сможет спрятаться от них. Да и от себя тоже! Вот она – трагедия одной личности, всем своим нутром противопоставленной современному себе обществу.
Илья Кузьмин предстает в образе вечно скучающего, тоскующего, ироничного аристократа-насмешника, внешне холодного, равнодушного, спокойного. А внутри его героя горит огонь. В начале спектакля это – практически угасший интерес к жизни, в конце – разгорающееся, всепоглощающее пламя страсти.
Вся сложная, многогранная личность героя рисуется красивым голосом особого благородного оттенка. А еще стремительно меняющимся выражением лица и глаз, движениями и жестами.

Младшая сестра Татьяны Ольга – полная ей противоположность. В исполнении Анастасии Лепешинской мы видим веселую, харизматичную, жизнелюбивую шалунью. Эта героиня – воплощение обаяния юности, жизни и свободы. Ее «пряный» голос очаровывает не только влюбленного жениха: услышав однажды, не забудешь вовек.

Алексей Неклюдов в образе поэта Ленского представляет собой воплощение света, искренности, вдохновения, душевного тепла, пылкости, юношеского максимализма, сильнейших эмоций и страстей. Эту сложнейшую, многогранную личность прекрасно, четко «рисует» голос, которому подвластны разнообразные краски всех этих и многих других состояний.

Один из самых глубоких, сильных, по-человечески зрелых персонажей оперы – князь Гремин. В исполнении Алексея Тихомирова мы видим истинного героя в самом широком смысле этого слова. Благородство и манеры, осанка и жесты, посадка головы и по-царски богатый, щедрый, глубоко насыщенный, красочный голос, - все эти черты выдают нам сильного, отважного воина, верного и надежного защитника своих «тылов», мужчину, рядом с которым жена и дети будут чувствовать спокойствие и уверенность в завтрашнем дне.

Дуэт помещицы Лариной (Анастасия Бибичева) и няни (Маргарита Некрасова) в этот раз похож на общение двух верных подруг со стажем. Загадочные улыбки и заговорщицкие взгляды, какими они все время обмениваются, - явное свидетельство взаимной симпатии и безоговорочного доверия барыни и служанки, знающих друг друга уже не одно десятилетие. А как красив, как мелодичен разговор двух меццо-сопрано!

Артисты хора блистали в качестве гостей двух совершенно непохожих друг на друга балов – сельского и столичного. Правда, если внимательно прислушаться, то великосветские разговоры своим содержанием почти не отличаются от веселого щебетания юных барышень – гостий провинциального праздника. А вот дресс-код будет абсолютно разным.
Песни крестьян в русском народном стиле – еще один прекрасный повод приобщиться к бескрайним просторам русской национальной культуры, одним из безусловных символов которого являются опера и роман «Евгений Онегин».

Семь лирических картин – грандиозные музыкально-драматические полотна, которые ярко, выразительно представляют зрителям музыканты симфонического оркестра театра под управлением Андрея Лебедева. Слушая эту бессмертную музыку, мы совершенно явно видим: русскую деревню, ее леса, поля и реки; устройство быта одного дворянского семейства, проживающего в глубинке; зимний праздник в барском доме; роскошный бал в Петербурге. Вот они – разнообразные фоны, на которых развиваются события оперы, места, где вершатся непростые судьбы ее героев. Здесь же максимально ярко раскрываются их образы, проявляются характеры.

«…с корабля на бал» попадает герой в столицу после двух лет странствий, попыток уйти от себя – старого и найти себя – нового, разумеется, безуспешных. Призраки прошлого так и не оставляют Онегина в покое, ведь, по его собственному признанию, он «не создан для блаженства». Вот такой персонаж – никого по-настоящему не любящий, живущий праздно и бесцельно. Но его судьба, описанная когда-то гениальным поэтом и положенная на музыку столь же гениального композитора, будоражит умы и чувства любителей искусства уже много лет. И будет интересовать и волновать еще очень долго.

Ольга Пурчинская

Фотография Марины Айриянц
еще фотографии

Категория: Театр » Музыкальный театр