интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Театр » Музыкальный театр » Сказка, быль и скрытые подтексты в спектакле Дмитрия Бертмана "Золотой петушок"

 
 
 

Сказка, быль и скрытые подтексты в спектакле Дмитрия Бертмана "Золотой петушок"

Автор: Ольга Пурчинская от 2-09-2018, 05:39, посмотрело: 291

31 августа 2018 года на сцене Московского музыкального театра «Геликон-Опера» под руководством Дмитрия Бертмана царил спектакль, премьера которого стала финальным аккордом прошлого сезона – «Золотой петушок» Н.А.Римского-Корсакова (либретто В.Бельского на основе одноименной сказки А.С.Пушкина). Эта постановка была осуществлена совместно с театром Deutsche Oper-am-Phein (Дюссельдорф, Германия).

Режиссер-постановщик – Дмитрий Бертман (Народный артист России).
Музыкальный руководитель – Владимир Федосеев (Народный артист СССР).
Дирижер-постановщик – Валерий Кирьянов.
Художник-постановщик и художник по костюмам – Эне-Лииз Семпер (Эстония).
Художники по свету – Томас Хазе (США), Денис Еноков.
Хормейстер – Евгений Ильин.
Хореограф – Эдвальд Смирнов.

Сказка, быль и скрытые подтексты в спектакле Дмитрия Бертмана "Золотой петушок"В ролях:
Царь ДодонАлексей Дедов (бас);
Царевич ГвидонВадим Летунов (тенор);
Царевич АфронКонстантин Бржинский (баритон);
Воевода ПолканГригорий Соловьев (бас);
Ключница АмелфаЕкатерина Облезова (Заслуженная артистка России, меццо-сопрано);
ЗвездочетМихаил Серышев (тенор);
Шемаханская царицаЛидия Светозарова (сопрано);
Золотой петушокКирилл Новохатько (контратенор);
ТанцовщикиАртем Давыдов, Богдан Мотрук;
ТанцовщицыОльга Давыдова, Ольга Депутатова, Анна Медкова, Елена Рванцева;
Бояре, боярские жены и дети, слуги, стража, народ, ратники, пушкари, рабыни, скороходы, арапчатаартисты хора.

«Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Так закончил свою сказку о золотом петушке А.С.Пушкин. Действительно, в этом произведении есть, над чем подумать, поразмыслить. Дмитрий Бертман мастерски подошел к решению этой творческой задачи, наполнив едва ли не каждый эпизод захватывающего действа подтекстами. Самая суть режиссерского замысла никогда не лежит на поверхности. Для того, чтобы попытаться дойти до истины, нужно посмотреть спектакль предельно внимательно, возможно, даже не один раз. Попытаемся разобраться со всем увиденным и услышанным.

Сценография выполнена в духе минимализма, что позволяет зрителю сосредоточиться на происходящем, не отвлекаться бесконечно на созерцание масштабных, вычурных, навороченных декораций. Сооружение-конструктор сперва предстает в виде абсолютно реалистичного жилья царя Додона, а затем трансформируется в сказочный, волшебный, иллюзорный шатер Шемаханской царицы.

«Царские палаты» просторны, уютны и вполне современны. Чего здесь только нет – и огромная баня, в которой одновременно могут находиться несколько человек, и рабочий кабинет самодержца, где он ведет важные государственные дела.

Шатер заморской красавицы похож на фантастическое кабаре, место, где исполняется самое безрассудное, дерзкое, отчаянное желание. Но расплата за него может оказаться непомерно высокой. Да и в полной реалистичности всего происходящего здесь уверенными быть не стоит! Вполне возможно, что это – чудесная, прекрасная, зыбкая, эфемерно-прозрачная иллюзия!

Обильная пена в котле прикрывает холеные тела Додона (Алексей Дедов) и его сыновей, царевичей Гвидона (Вадим Летунов) и Афрона (Константин Бржинский). Правитель и его наследники проводят время шумно, весело и пьяно, состязаются в остроумии и в вокальных поединках. Противостояние баса, тенора и баритона – отборных мужских голосов – истинное удовольствие для меломана.

Тяжелые трудовые будни царя – череда бесконечных звонков. А государственных телефонов на его рабочем столе стоит великое множество. Иногда важные переговоры наслаиваются друг на друга и владыка, забывшись, хватает все трубки одновременно и говорит всем своим «коллегам-партнерам» одно и то же. Никакого индивидуального подхода! Все только в общих чертах! А страна, хоть это и некое абстрактное сказочное царство, давно уже переживает самый настоящий глобальный кризис.

У Додона есть верная помощница – ключница Амелфа (Екатерина Облезова), напомнившая мне строгую чиновницу «среднего звена», любезную с начальством и излишне суровую, даже грубую с представителями простого народа. Характерный образ подчеркивается сочным голосом холодного оттенка. Эта героиня прочно ассоциируется с популярными персонажами актуальных политических представлений.

В опере Н.А.Римского-Корсакова есть заглавный, титульный персонаж – Золотой петушок. В спектакле Дмитрия Бертмана их два. Первый – та самая птица, которую все мы хорошо знаем. Царственный, изящный, величественный, он сидит в своей клетке и спокойно, вальяжно, несколько свысока наблюдает всю происходящую суматоху. Пернатый артист по кличке Шарж блестяще справляется с ролью!
Второй – солист Кирилл Новохатько, обладатель редкого типа голоса – контратенор. Звонкие, остро характерные, сложнейшие трели сказочного оракула производят сильное впечатление. Здесь уже становится сложно понять, где кончается быль и начинается сказка. Особенно хочется отметить, как здорово, как точно передает артист повадки своего персонажа, насколько легко узнать по его движениям яркую, пеструю, птицу. А его золотой наряд с хвостом, хохолком, щедро декорированный перьями и пайетками – произведение искусства. Именно таким и должен быть театральный костюм для волшебной постановки!

«Царствуй, лежа на боку»! О такой жизни можно только мечтать! Установку царю дает оракул – золотой петушок. Пока он так говорит – можно ни о чем не беспокоиться. Но вот звучит другая фраза: «Берегись, будь начеку»! Сперва царь-лежебока отправляет в военный поход своих сыновей. Можно расслабиться, ни о чем не беспокоиться, жить в уютной обстановке родного дома. Но ненадолго. Чудесная птица опять призывает к бдительности и осторожности. На этот раз Додон вынужден покинуть комфортное жилище. Сыновей своих царь находит мертвыми: они закололи друг друга.
Безутешный Додон хочет найти врага, но ему является «счастье» в лице прекрасной, фантастической, сказочной Шемаханской царицы (Лидия Светозарова). Сладкоголосая красавица с тонким станом и особенной пластикой завораживает заморского гостя. А в помощь ей – гибкие, изящные, атлетически сложенные танцоры и танцовщицы. Яркая, величественная, с ног до головы одетая в золото, героиня не несет с собой заряд тепла, напротив, она излучает холод. Коварная обольстительница, загипнотизировав царя и получив от него то, чего хотела, обретает свое истинное лицо. Под маской прелести скрывается злоба, алчность и агрессия. Вот она – покорительница сердец и завоевательница пространств. Но в помощь царевне – мистические силы. Она – колдунья.

Во время общения Додона с Шемаханской царицей на ее территории за правителем безмолвно следовал воевода Полкан (Григорий Соловьев). Он присутствовал на каждом свидании, его зоркий глаз внимательно следил за этим международным саммитом. Как здесь не вспомнить про представителей советских спецслужб, неусыпно следивших за гражданами СССР, оказавшимися за рубежом!

Есть в этой опере-небылице (а именно так обозначил ее жанр сам композитор) еще один сказочный персонаж, объединяющий вымышленный и реальный миры. Речь идет о волшебнике звездочете (Михаил Серышев). Именно он дарит царю золотого петушка, после чего Его Величество не проходит предназначенное ему испытание и сурово расплачивается за это. Голос мага обволакивает, искушает, доверительно приглашает в другой мир с совершенно иной реальностью.

Сцена возвращения царя Додона в обществе молодой жены Шемаханской царицы – один из наиболее сильно впечатливших эпизодов спектакля. Здесь Дмитрий Бертман очень аккуратно показал потрясающую разницу между представителями «высшего общества», элиты и рядовыми гражданами (в данном случае подданными) страны. Здесь же мы увидели пламенный привет «санкционной запрещенке» и той издевательской легкости, с какой «сильные мира сего» и их ближайшее окружение пренебрегают собою же установленными правилами и порядками.

Хор театра представил контрастные образы «сливок общества» и обычных людей. Чопорный блеск света и яркая, живая, «настоящая» искренность «простого» населения» весьма выразительны и многозначительны.

Симфонический оркестр под руководством Валерия Кирьянова погрузил зрителей в уникальный мир музыки Н.А.Римского-Корсакова, рожденной на стыке сказки и были, иллюзий и реальности, фантастики и правды. «Волшебные» мотивы здесь гармонично сосуществуют с «земными». Восхитительные мелодии наполняют атмосферу зала «Стравинский» разнообразным содержанием мыслей и душ героев и персонажей. Все это в сочетании с режиссерскими решениями Дмитрия Бертмана и актерскими работами солистов и артистов хора создает действо, которое хочется смотреть внимательно, отбросив все актуальные проблемы.

Ольга Пурчинская

Фотография Марины Айриянц
еще фотографии

Категория: Театр » Музыкальный театр