интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Театр » Музыкальный театр » "Новая Опера" открыла 28-й сезон легендарным "Евгением Онегиным"

 
 
 

"Новая Опера" открыла 28-й сезон легендарным "Евгением Онегиным"

Автор: Ольга Пурчинская от 28-07-2018, 05:20, посмотрело: 442

26 июля 2018 года столичная «Новая Опера» вступила в театрально-концертный сезон 2018/19. Свой 28-й год театр начал поистине легендарным спектаклем – «Евгением Онегиным». Постановке Сергея Арцибашева (Народный артист России) в музыкальной редакции Евгения Колобова (Народный артист России) в октябре исполнится 22 года.
Сценография – Сергей Бахрин (Народный художник России).
Костюмы – Элеонора Маклакова (Народный художник России).
Главный хормейстер-постановщик – Наталья Попович (Народная артистка России, лауреат Государственной премии России).
Хормейстер – Мария Чекръкчиева.
Свет – Сергей Макряшин.

"Новая Опера" открыла 28-й сезон легендарным "Евгением Онегиным"Дирижер – Андрей Лебедев (лауреат премии «Золотая маска»).

В ролях:
ОнегинИлья Кузьмин (лауреат Международных конкурсов, баритон);
ТатьянаЕкатерина Петрова (лауреат Международных конкурсов, сопрано);
ОльгаАнастасия Лепешинская (лауреат Международных конкурсов, меццо-сопрано);
ЛенскийГеоргий Васильев (тенор);
ГреминЕвгений Ставинский (лауреат Международного конкурса, лауреат премии «Золотая маска», бас);
ЛаринаАнастасия Бибичева (лауреат Международного конкурса, меццо-сопрано);
Няня – Александра Саульская-Шулятьева (Заслуженная артистка Удмуртской Республики, меццо-сопрано);
ЗарецкийМихаил Первушин (лауреат Международного конкурса, бас);
ТрикеДмитрий Пьянов (тенор).

Творческая концепция постановочного тандема Сергея Арцибашева и Евгения Колобова превратила знаменитую историю, рассказанную А.С.Пушкиным, в трагедию. Существует гипотеза, согласно которой перед глазами умирающего человека за несколько мгновений проносится вся его жизнь. Финальный эпизод спектакля представляется мне чем-то подобным: после расставания с Татьяной Онегин в изнеможении опускается на стул, а буквально через пару секунд его посещают призраки прошлого – все остальные герои.

Несмотря на трагический оттенок, постановка, полная ярких музыкально-драматических портретов и музыкально-живописных пейзажей и натюрмортов, рожденная на стыке аскетичной сценографии и интенсивного, волнообразно нарастающего действия, воспринимается как романтическая история, насыщенное приключение. Спектакль не производит гнетущего впечатления, не вызывает щемящей, «томительной тоски». Не потому ли он любим зрителями нескольких поколений?

Каждое новое представление (а первое в сезоне – особенно) – прекрасная возможность открыть для себя что-то новое, ранее не замеченное. Такое возможно даже при созерцании истории, где известен каждый закоулок, знаком любой поворот сюжета, изучены все мизансцены.

Лед и пламень. Свет и тьма. День и ночь. Всюду контрасты. Они живут в семье Лариных, где старшая дочь (Татьяна) – задумчивая мечтательница, а младшая (Ольга) – беспечная шалунья. Они заключены в образе их матери, сочетающей в себе черты характера, унаследованные обеими барышнями.

Лирична, глубока, по-детски наивна и по-женски мудра Татьяна в исполнении Екатерины Петровой. За время спектакля героиня успевает пройти путь от барышни, растущей в сельской глуши, до блистательной великосветской дамы, разумной, сильной, решительной. В ее голосе слышатся мольба и нежность, искренность и верность, преданность и глубина. Девичий лиризм сочетается в ней с невероятной силой жены, матери, хозяйки дома. Тонкая улыбка в разные моменты спектакля кажется то доброжелательной, то наивной, то мечтательной, то романтичной, то жалкой, то грустной, то гордой.

Образ Ольги (Анастасия Лепешинская) – портрет кокетливой, веселой, игривой шалуньи. Юная барышня наслаждается жизнью, она абсолютно счастлива, ничто ее не заботит и не тревожит. И даже слово «вечность» кажется ей страшным. Героиня с удовольствием принимает ухаживания своего жениха, ждет его визита, прихорашивается, когда замечает подъезжающий экипаж. Она очень живая, подвижная, на лице отражаются все ее мысли и настроение. Голос завораживает, темперамент околдовывает. Беспечное обаяние юности удивительно гармонично сочетается с насыщенной густотой самых низких нот.

Трогательный лиризм первой влюбленности и жар испепеляющей страсти соединились в образе Ленского, созданном Георгием Васильевым. Юный поэт в минуты краткого свидания с возлюбленной невестой буквально светится от счастья. Жгучая ревность во время ссоры разжигает в его душе огонь, глаза мечут молнии. Кажется, пройдя мимо него, можно ошпариться. А что потом? Грусть, тоска, боль, обреченность. Весь этот насыщенный спектр чувств находит отражение в богатом голосе: солнечном, леденящем, обжигающем, звенящем, потрясающем.

Но самая серьезная метаморфоза происходит, безусловно, с заглавным персонажем – Евгением Онегиным (Илья Кузьмин). За два с половиной года герой проходит сложный путь от вечно скучающего светского льва, холодного, порядком утомившегося блеском высшего света столицы до влюбленного, сгорающего от внезапно вспыхнувшего чувства. Франт, щеголь, игрок, дуэлянт отправляется в деревню, чтобы развеять тоску. Кажется, что этот стройный красавец с бархатным голосом благородного оттенка сделан изо льда. На его губах постоянно играет ироническая усмешка, серьезного интереса к жизни в глазах не наблюдается. Ссора с Ленским возвращает герою яркие эмоции и выразительный темперамент. Он горит, но сожалеет, идет стреляться, но не хочет. Спустя два года, после долгого путешествия по дальним странам, Евгений возвращается в Петербург и попадает, по его собственным словам, «с корабля на бал». Несколько минут в доме князя Гремина, когда он видит совершенно новую, прекрасную, гордую, величественную Татьяну, преображают героя до неузнаваемости: в глазах горит огонь, в голосе появляются чувства – влюбленность, мольба, страсть. Теперь перед нами – человек, страдающий, переживающий, эмоционально насыщенный. Но прошлого уж не вернуть, время вспять не повернуть. Как жить дальше? Возможно ли? Судя по финальной сцене, нет!

Князь Гремин (Евгений Ставинский) – друг и родственник Онегина и совершенно другой человек. Бывалый воин, герой, человек, не раз в жизни понюхавший порох войны. Он мудр, силен, благороден. Теперь ему хочется нормальной, спокойной, счастливой жизни. Судьба дает ему такую возможность. Бархатный, глубокий, насыщенный голос звучит доверительно, доброжелательно, вкрадчиво. Каждое слово запоминается, оставляет в душе глубокий отпечаток.

Помещица Ларина в исполнении Анастасии Бибичевой предстала ласковой, доброй, любящей, заботливой матерью и хлебосольной хозяйкой. Она от души радуется, глядя на веселую, беспечную Ольгу, внимательно выслушивает и поддерживает переживающую хитрые перипетии французского романа Татьяну. Полон светлых воспоминаний, романтических настроений, ностальгии и житейской мудрости ее дуэт с няней (Александра Саульская-Шулятьева), вырастившей уже не одно поколение этой семьи. Перекличка двух меццо-сопрано покоряет глубиной драматизма и насыщенностью красок.

Француз Трике Дмитрия Пьянова очень искренне, прочувствованно, галантно поздравил героиню с ее именинами. Очаровательные куплеты полны национального шарма и колорита.

Зарецкий (Михаил Первушин) вновь впечатлил своим консерватизмом, любовью к тому, чтобы все всегда было «по правилам» - и дуэли, и бальные танцы. Ведь котильон можно танцевать лишь в строго определенный момент праздника, а любителям постреляться необходимо выполнять предписания кодексов. Это касается и наличия секундантов, и выбора оружия, и четкого высчитывания количества шагов.

Крестьянские песни и бальные сплетни, великосветские и деревенские беседы в исполнении артистов хора – замечательная связка, которая делает лирические сцены максимально живыми, логически увязывает их одну с другой. В условиях отсутствия деления спектакля на акты именно они помогают героям совершить не один скачок во времени и пространстве.

Симфонический оркестр театра под управлением Андрея Лебедева буквально на глазах зрителей рисует картины из жизни русских дворян, живущих как в столице, так и в сельской глуши. Музыкально-драматические образы явно утверждают, что это совершенно разные люди, характеры, типы личности. Также мелодии помогают максимально точно представить себе, как выглядели все эти дома, леса, поля и дворцы (несмотря на то, что сценография в спектакле, как было сказано выше, довольно аскетична).

Спектакль, открывающий 28-й сезон «Новой Оперы», получился очень ярким, полным неподдельных чувств и эмоций и горячих (почти итальянских) страстей. Вечер прошел на одном дыхании. Публика чувствовала себя соучастником действа.

Ольга Пурчинская

Фотография Марины Айриянц
еще фотографии

Категория: Театр » Музыкальный театр