интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Театр » Музыкальный театр » В третий день фестиваля хоровой музыки "Иное.3" зрители увидели "Сны погибших об Испании" на "Красном" фоне

 
 
 

В третий день фестиваля хоровой музыки "Иное.3" зрители увидели "Сны погибших об Испании" на "Красном" фоне

Автор: Ольга Пурчинская от 28-05-2018, 04:46, посмотрело: 321

«Если вы читаете этот текст,
Значит мы уже умерли. А вы?
Вы снитесь нам счастливые и живые,
молодые и поющие.
Поющие наши песни»…
Алексей Вэйро


В третий день фестиваля хоровой музыки "Иное.3" зрители увидели "Сны погибших об Испании" на "Красном" фонеТретий вечер фестиваля хоровой музыки «Иное.3», проходящего в эти дни в московском театре «Новая Опера» имени Е.В.Колобова, подарил зрителям незабываемые эмоции и впечатления от встречи с Испанией в трагическое мгновение ее истории. 26 мая 2018 года в Зеркальном фойе была исполнена хоровая опера «Красное, или Сны погибших об Испании» молодого композитора Татьяны Шатковской-Айзенберг. Ранее это сочинение звучало в концертной версии, и вот теперь оно обрело долгожданную форму спектакля.
Хормейстер – Юлия Сенюкова.
Режиссер – Алексей Вэйро.
Перевод на испанский язык – Елена Голодяевская.
Консультант по сефардским песням – Ольга Комок.

Соло:
Елена Хорошенина;
Наталья Кириллова;
Татьяна Метлина;
Михаил Воробьев.

Музыкальные инструменты:
СкрипкаОльга Пухальская;
Мелодион, гитараМихаил Воробьев;
КахонКирилл Троицкий.

Камерный хор театра «Новая Опера»:

Сопрано:
Екатерина Большунова, Юлия Васильева, Татьяна Гуляева, Юлия Журавлева, Мария Кондратюк, Татьяна Малиновская, Любовь Петрова, Елена Хорошенина.

Альты:
Наталья Кириллова, Людмила Козлова, Екатерина Лифинцова, Татьяна Метлина, Дарья Михайлова, Венера Пахомова, Ольга Пухальская.

Тенора:
Юрий Воробьев, Андрей Горбунов, Ярослав Зайцев, Алексей Ломакин, Евгений Моисеев, Денис Разознанный, Павел Саморуков, Владимир Федоткин.

Басы:
Владимир Банковский, Сергей Каныгин, Данил Литвинов, Иван Петров, Кирилл Троицкий, Василий Фунтиков.

В спектакле звучат авторские миниатюры и оригинальные вариации на тему испанских и сефардских народных песен.

Пролог.
La Guitarra«Гитара»
(на стихи Ф.Г.Лорки);

Героическая песня
(на стихи А.Айзенберга);

Вариации на испанские и сефардские народные песни:
Que Hermoza«Как прекрасна» (сефардская народная песня);
Arvix me galanica«Открой мне, любимая» (сефардская народная песня);
El Vito«Вито» (испанская народная песня);
La Cucaracha«Таракан» (испанская народная песня);
A la NanitaКолыбельная (испанская народная песня);

Танец ветряных мельниц
(на стихи А.Вэйро в переводе Е.Голодяевской);

Колыбельная Дон Кихоту
(на стихи Е.Голодяевской);

Танго
(на стихи Р.М.Рильке);

Колыбельная самолетов
(на стихи П.Германа);

Любовный дуэт
(на стихи Р.М.Рильке и испанские народные);

Плач о Сиде
(на стихи А.Айзенберга);

Молитва матери Амарго
(на стихи Ф.Г.Лорки);

Besame mucho«Поцелуй меня крепко»
(на стихи К.Веласкес Торес);

Кармен
(на стихи А.Айзенберга в переводе Е.Голодяевской);

Лабиринт
(на стихи А.Айзенберга в переводе Е.Голодяевской);

Финал.
Romance sonambuloСомнамбулический романс
(на стихи Ф.Г.Лорки).

«Сны погибших об Испании». Вторая часть названия хоровой оперы «Красное» выбрана неслучайно. Все, что мы видим в этом спектакле, представляет собой финальные мгновения жизни населения баскского городка Герника, на который 26 апреля 1937 года был совершен авианалет (первый в истории человечества случай воздушного террора, один из наиболее знаменитых эпизодов Гражданской войны в Испании). Все произошло в одно мгновение: населенный пункт был уничтожен, спастись не удалось никому.

Местное время – 16.30. Традиционный вид национального отдыха – сиеста – предполагал послеобеденный сон. Согласно существующей гипотезе, за несколько минут до смерти перед глазами человека стремительно пролетает вся его жизнь. В данном случае спящие люди видят образы – символы своей жаркой, живописной, прекрасной родины. Кармен, Дон Кихот, Санчо Панса, Сид, коррида, танго, фламенко, кастаньеты, - все это прочно ассоциируется у нас с Испанией.

Все эпизоды спектакля очень тесно связаны между собой, каждый последующий фрагмент музыкально и драматически вытекает из предыдущего. Здесь нет ничего лишнего, понятно каждое слово, каждое действие, каждая эмоция. Спокойный, безмятежный сон не может никого ввести в заблуждение: люди испытали на себе все тяготы гражданской войны, на их долю выпало много горя и лишений. Не упасть духом и не сломаться им помогали знойные, зажигательные ритмы, горячее солнце, яркие краски, всепоглощающая магия песни и танца.

Хоровая опера «Красное» раньше звучала в концертном исполнении. Сейчас она обрела форму спектакля. Минимальная сценография представляет собой стены, залитые краской характерного для названия цвета. Следы крови невинных жертв политического террора производят неизгладимое впечатление. Тем мучительнее, тяжелее и страшнее становится осознавать, что эти настоящие, сильные, искренние, естественные эмоции люди – герои постановки – переживают в последний раз. Еще секунда – и их дома будут стерты с лица Земли.

Баски живут и умирают, любят и ревнуют, пребывают то в окрыляющей эйфории, то в нокаутирующем горе. Легкая, беззаботная песня – хит всех времен La Cucaracha – сменяется тяжелейшей трагической колыбельной, картиной, где матери оплакивают своих малышей, а между ними ходит жестокая смерть, находящаяся в вечном поиске очередной жертвы.

Артисты камерного хора театра «Новая Опера» проживают каждое мгновение спектакля, увлекая зрителя за собой и заставляя его поверить в страшные обстоятельства. Аналогичные ощущения мне довелось испытать на спектакле «Пассажирка», значительная часть действия которого происходит в Освенциме.

Уникальна в своем разнообразии звуковая палитра этой истории. Здесь можно встретить и душераздирающий плач, и нежные, страстные ритмы танго, и беззаботное щебетание, и мрачный речитатив, и гнетущий монотонный монолог, и потрясающе яркую, насыщенную тембровую палитру. Юная беспечная красавица здесь гармонично сосуществует со скорбящей матерью, а бравый воин – с философом, мудрецом и созерцателем.

В спектакле звучит еще один хит, прочно ассоциирующийся с солнечной Испанией у нескольких поколений наших соотечественников. Речь идет о поистине легендарной песне - Besame mucho. В постановке она исполняется ближе к концу. Здесь все дышит романтикой, любовью, страстью и безграничным жизнелюбием. Тем тяжелее осознать, что герои истории переживают все самое радостное, светлое и счастливое в последний раз. Жить им остается всего несколько минут.

Опера «Красное» - третья часть фестиваля хоровой музыки «Иное.3». Она наводит на размышления о хрупкости человеческой жизни, эфемерности бытия и, по сути, безграничных возможностях подсознания. Именно там – в затаенных глубинах души – можно отыскать источник очищения души и обогащения интеллекта.

Ольга Пурчинская

Фотография Марины Айриянц
еще фотографии

Категория: Театр » Музыкальный театр