интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Театр » Музыкальный театр » Творчество и талант, дружба и любовь, нищета и болезнь в опере Дж.Пуччини "Богема"

 
 
 

Творчество и талант, дружба и любовь, нищета и болезнь в опере Дж.Пуччини "Богема"

Автор: Ольга Пурчинская от 24-05-2018, 04:51, посмотрело: 223

21 мая 2018 года московский театр «Новая Опера» имени Е.В.Колобова подарил своим зрителям последнюю в 27 сезоне встречу с героями «Богемы» Дж.Пуччини (либретто Дж.Джакозы и Л.Иллики по мотивам романа А.Мюрже «Сцены из жизни богемы»).
Дирижеры-постановщики – Фабио Мастранджело, Андрей Лебедев (лауреат премии «Золотая маска»).
Режиссер – Георгий Исаакян (Заслуженный деятель искусств России).
Сценография и костюмы – Хартмут Шоргхофер.
Художник по свету – Сергей Скорнецкий.
Главный хормейстер-постановщик – Наталья Попович (Народная артистка России, лауреат Государственной премии России).
Хормейстер – Юлия Сенюкова.
Премьера состоялась 4 декабря 2015 года.

Творчество и талант, дружба и любовь, нищета и болезнь в опере Дж.Пуччини "Богема"Дирижер – Юрий Медяник.

В ролях:
Мими, белошвейкаЕлизавета Соина (сопрано);
Рудольф, поэтХачатур Бадалян (лауреат Международных конкурсов, тенор);
Марсель, художникИлья Кузьмин (лауреат Международных конкурсов, баритон);
Мюзетта, гризеткаЕкатерина Миронычева (сопрано);
Шонар, музыкантАртем Гарнов (баритон);
Коллен, философВиталий Ефанов (лауреат Международных конкурсов, бас);
Бенуа, домохозяинАнатолий Григорьев (баритон);
АльциндорМихаил Первушин (лауреат Международного конкурса, бас);
Парпиньоль, бродячий продавец игрушекМаксим Остроухов (тенор);
Таможенные сержантыПавел Пфистер, Иван Петров, Кирилл Троицкий;
Двойник МимиВенера Пахомова;
Продавец фруктовВладимир Федоткин;
МальчикСавелий Бреус;
Студенты, гризетки, горожане, торговцы и торговки, официанты в кафе – артисты хора.

Соло в оркестре:
Максим Гусев (лауреат Международного конкурса, скрипка);
Павел Безинский (лауреат Международного конкурса, альт);
Сергей Лушин (виолончель);
Георгий Петров (лауреат Международных конкурсов, флейта);
Полина Баранова (лауреат Международных конкурсов, арфа).

Париж. Латинский квартал. Монмартр. В одной из мансард живут поэт Рудольф, художник Марсель, музыкант Шонар и философ Коллен. Их связывают тесные узы крепкой мужской дружбы. Молодые таланты создают замечательные произведения искусства, возможно, даже шедевры. Иногда им удается продать какое-нибудь творение и неплохо заработать. Хорошо в таком случае бывает не только самому Мастеру, но и приятелям-соседям, с которыми он охотно делится своим гонораром.

Гораздо чаще дела складываются совершенно по-другому. Деньги заканчиваются очень быстро, а для добычи новых средств необходимо вдохновение. Периодические (увы, регулярные) перебои с финансами не позволяют героям нормально питаться, отапливать и вовремя оплачивать свое жилье. Сырые стены, голод и холод могли значительно подорвать здоровье завсегдатаев парижских мансард, многие умирали во цвете лет.

Есть в спектакле две прекрасные дамы – белошвейка Мими и гризетка Мюзетта. У девушек разные внешние образы, характеры, судьбы и кавалеры. Первая мгновенно покорила сердце Рудольфа, вторая «украла» частичку души Марселя.

Жанр оперы определяется как интимная драма. Это история о живых людях, искренняя, настоящая, трогательная. Героев связывают крепкие узы дружбы и любви. Разорвать прочные связи никому не по силам. Здесь нет жестоких, коварных интриганов, желающих перекроить сюжет по своему проекту. Жестоким, безжалостным «режиссером», вершителем судеб человеческих становятся тяжелая болезнь и неустанно следующая за нею смерть.

Спектакль Георгия Исаакяна полон интересных образов, символов и метафор. Режиссер утверждает, что с трудом переносит богему как жизненное явление. Постановка во многом обличает некоторые особенности жизни талантливой творческой молодежи, доводящей себя до нищеты, болезней и ранней смерти. Вот и проходит между первым и последним действием три десятилетия. Меняется картинка, интерьеры, прически и стиль одежды. Почти все герои в финале выглядят сильно повзрослевшими. Но нежелание что-либо изменить в своей жизни остается с ними навсегда. Мечты, мечты… Марсель и Рудольф видят себя на некоем вернисаже, концептуальные инсталляции привлекают внимание модных искусствоведов, критиков, фотографов и светских персон. Всего через секунду они вновь оказываются в своей мансарде, где вновь нечего поесть, а денег, как всегда, нет. После очередной размолвки с музами вдохновение оставило их, вот и приходится ждать, пока добрые друзья – Шонар и Коллен – добудут самого простого провианта.

А что же героини? Каждая ушла своей дорогой, но, точно по мановению волшебной палочки, вернется в хорошо знакомую мансарду: повзрослевшая Мюзетта – чтобы в очередной раз воссоединиться со своим возлюбленным художником, а Мими – чтобы в последний раз увидеть любимого поэта и всех друзей, а затем отбыть в другой мир, где всегда тепло, уютно и хорошо.

Режиссер ввел уникального персонажа, который за весь спектакль не произнесет ни одного слова. Речь идет о двойнике Мими. Хрупкая фигура появляется два раза – в начале и в конце истории. Именно с ней общаются герои. «Основная» Мими представляется светлой, чистой, прекрасной душой, она свободно перемещается по сцене, находится как бы в центре событий, но, одновременно, на некотором возвышении. Она подходит к своим друзьям, хочет прикоснуться к ним, но это невозможно. Очень важно, что Лючия (а именно так по-настоящему зовут героиню) не меняется в течение спектакля, в финальном эпизоде она остается такой же юной и прекрасной, как в момент первого своего появления на сцене. Она – греза, мечта, чудесное видение, не покидающее души и сердца лиричного Рудольфа, яркой, искрящейся, острой на язык Мюзетты, находчивого, доброго Марселя, деятельного, щедрого Шонара и мудрого, глубокого Коллена до конца истории.

Жанр «интимная драма» предполагает постоянные межличностные коммуникации, мгновенно оформляющие взаимоотношения персонажей. Яркие сольные номера перемежаются с виртуозными дуэтами, ансамблями и массовыми сценами.

Арии позволяют глубоко проникнуть во внутренний мир героев, познакомиться с ними, уловить нюансы характера. Эпизоды общения представляют собой небольшие сценки из жизни людей, близкие и понятные каждому человеку. Здесь есть место радостям и печалям, смеху и слезам, встречам и расставаниям, ссорам и перемириям, праздникам и будням, танцам и дуэлям. Шутливые сценки переплетаются с тяжелыми драматичными моментами. Здесь очень многое происходит так, как в реальной жизни!

Музыкальный материал оперы углубляет образы, делает их более живыми, объемными, в каждом персонаже можно разглядеть и расслышать что-то родное, близкое и понятное. Возможно, кое-где зритель обнаружит себя, своих родных, близких или знакомых.

Несмотря на грустный финал, на щедрую пищу для ума, спектакль воспринимается легко. Веселые эпизоды, блестяще отыгранные солистами и артистами хора «Новой Оперы», не позволяют забыть, что жизнь творческих людей не была чередой нескончаемых проблем. Моменты радости, счастья и достатка заряжали их положительной энергией, давали много сил. Такой «багаж» - прекрасный источник вдохновения, поистине безграничная возможность творить, создавать шедевры.

Ольга Пурчинская

Фотография Марины Айриянц
еще фотографии

Категория: Театр » Музыкальный театр