интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Театр » Музыкальный театр » Акустическое путешествие в пространстве концерта А.Г.Шнитке на стихи Г.Нарекаци открыло фестиваль хоровой музыки "Иное.3"

 
 
 

Акустическое путешествие в пространстве концерта А.Г.Шнитке на стихи Г.Нарекаци открыло фестиваль хоровой музыки "Иное.3"

Автор: Ольга Пурчинская от 17-05-2018, 03:39, посмотрело: 350

15 мая 2018 года в московском театре «Новая Опера» имени Е.В.Колобова начался фестиваль хоровой музыки «Иное.3». В первый из четырех вечеров марафона прозвучало сочинение А.Г.Шниткеконцерт для хора на стихи Г.Нарекаци. Текст взят из «Книги скорбных песнопений» в переводе Н.Гребнева.
Хормейстер – Юлия Сенюкова.
Режиссер – Алексей Вэйро.
Художник – Этель Иошпа.
Главные герои фестиваля – камерный хор театра.

«Иное» - уникальное явление. Это не просто фестиваль, а, прежде всего, творческая лаборатория, интереснейшие эксперименты, результатами которых постановщики охотно делятся со своими зрителями-слушателями. Каждый раз, отправляясь на спектакли и концерты в рамках данного проекта, гость должен быть готов к встрече со множеством сюрпризов. Нынешняя, третья серия «Иного» не стала исключением.

Акустическое путешествие в пространстве концерта А.Г.Шнитке на стихи Г.Нарекаци открыло фестиваль хоровой музыки "Иное.3"15 мая при входе в театр каждый посетитель получил небольшой листок с ярким заголовком: «Что нужно знать зрителю, собравшемуся в акустическое путешествие по фойе театра – на «Концерт для хора на стихи Г.Нарекаци» А.Г.Шнитке». Оказалось, что в этот вечер не будет концерта в традиционном понимании. Конкретного места за гостем на сей раз не закрепили, зато появилась уникальная возможность свободно перемещаться по всему доступному зрителям пространству «Новой Оперы».

Едва прозвучал второй звонок, как театр погрузился во мрак. Солнечный свет временно потерял доступ в фойе. «Путеводной звездой» для зрителей стал восхитительный камерный хор и, прежде всего, хормейстер Юлия Сенюкова. Лица артистов освещались фонарями – лучами веры и надежды, несущими людям покой, а их душам – очищение.

Концерт для смешанного хора в литературной основе своей имеет труд средневекового армянского поэта, монаха, философа и богослова Григора Нарекаци (951 – 1003) – «Книгу скорбных песнопений», точнее ее третью главу (всего их 95). Сочинение написано в четырехчастной форме:
1. О Повелитель сущего всего, бесценными дарящий нас дарами…;
2. Собранье песен сих, где каждый стих наполнен скорбью черною до края…;
3. Всем тем, кто вникнет в сущность скорбных слов…;
4. Сей труд, что начинал я с упованьем и с именем Твоим

Режиссер Алексей Вэйро стал проводником зрителей в мир духовной музыки А.Г.Шнитке. Каждой части концерта предшествовало чтение фрагментов романа Ф.Кафки «Процесс». Акустическое путешествие началось на самом верхнем этаже фойе театра. Перед каждой следующей частью артисты (а вместе с ними и зрители) спускались все ниже и ниже, пока не достигли камерной площадки «Новой Оперы» - уютного Зеркального фойе.

Вместе с точкой дислокации менялся и характер музыки. Неизменно кристально чистая, несущая свет и играющая роль «путеводной звезды», она стремительно обретала силу, напряжение, волнение. Зрители стали свидетелями и, по сути, соучастниками таинства, чудесного ритуала очищения души, просветления. Вот она – необъяснимая магия искусства! То, что мы увидели, лично для себя я определила как мистерию.

Хоровая музыка… Полифония… Есть в этих словах что-то околдовывающее, завораживающее. Красота голосов и их совершенное слияние в полной гармонии всегда заполняют пространство и – я уверена! – сердца и души меломанов добрым теплом, мягким светом и ощущением полного покоя. Хрустально-серебристые сопрано сосуществуют с солнечно-брутальными тенорами, а пряно-пьянящие альты – с сокрушительно сильными, но по-человечески деликатными басами. Каждый тип голоса существует сам по себе, но также является значительной частью совершенного Целого.

Чем ниже спускались акустические путешественники, тем более «земным» становился прекрасный звук, заполнявший пространство фойе театра. Если в начале пути сильнее слышались голоса «ангелов», то на подступах к финальной точке силу постепенно набирали голоса «человеческие», «земные». С каждой секундой нарастало волнение, предвкушение давно желанного Открытия, казалось, еще чуть-чуть – и случится настоящее Чудо.

Акустический концерт… Пение a capella… Между тем, сила, чистота и красота наблюдаемой в режиме реального времени мистерии была такова, что создавалось ощущение наличия симфонического (или, как минимум, камерного) оркестра.

Мистерия. Таинство. Магия. На глазах сотни человек свершилось рождение Чуда. Каждый зритель увидел, услышал и – самое главное – почувствовал что-то свое, сокровенное, глубокое, личное, чрезвычайно важное. Произошло ли очищение души? Безусловно! Также как и сознания. Устойчивое ощущение легкости, спокойствия и творческого полета не покидает. А ведь это – только начало! Дальнейшее погружение в философскую концепцию авторов фестиваля Юлии Сенюковой и Алексея Вэйро будет еще более интересным!

Вот как описывает первый вечер «Иного.3» сам режиссер:
«В концепции фестиваля Концерт Шнитке на стихи Г.Нарекаци – это некий вход, врата. Здесь рождается образ человека, узнавшего, что Бог есть; начало движения от реальности к чему-то Абсолютному, идеальному, выстраивание для себя перспективы этого пути-приключения от истока к будущей кульминации».

Начало положено. Впереди еще три вечера, которые должны развить эту интересную идею. Эксперименты, рожденные на стыке академической духовной музыки и оригинальной формы, позволяют сделать множество интересных открытий, проникнуть как можно глубже в бескрайний мир философских концепций мудрецов прошлого, настоящего и будущего. Фестиваль «Иное» - оригинальная попытка познать сложные, таинственные, загадочные и потому притягательные миры «других» людей, стран, народов, цивилизаций. Он завершится 31 мая 2018 года.

Ольга Пурчинская

Фотография Марины Айриянц
еще фотографии

Категория: Театр » Музыкальный театр