интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Театр » Музыкальный театр » Элегантно-кружевная "Лючия ди Ламмермур" расцвела на сцене "Новой Оперы"

 
 
 

Элегантно-кружевная "Лючия ди Ламмермур" расцвела на сцене "Новой Оперы"

Автор: Ольга Пурчинская от 30-04-2018, 05:06, посмотрело: 334

Театр – уникальное место. Это сложнейший организм, работающий четко и слаженно. Каждый вечер здесь происходят события, для определения которых самым подходящим словом будет Магия или Таинство. Порой оказывается так, что на глазах зрителей рождается не просто спектакль, а самое настоящее чудо. Причем такое может случиться не только на премьере. Иногда невероятный отклик в душе и сердце зрителя находит не новорожденная постановка, а действо, уже какое-то время царившее на сцене. При таком рождении чуда, когда каждое действие, каждая сцена, каждый персонаж органичны, прекрасны, естественны, когда все, происходящее на сцене, воспринимается, как событие из жизни, мне посчастливилось присутствовать совсем недавно.

27 апреля 2018 года в московском театре «Новая Опера» имени Е.В.Колобова вновь кипели жаркие страсти, обрамленные в изысканные рамки бельканто. Горячий южный темперамент царит в холодной северной Шотландии. Политическая ситуация в стране вынуждает лорда пожертвовать личным счастьем и жизнью родной сестры с целью собственного спасения и сохранения социального статуса. Такова опера Г.Доницетти «Лючия ди Ламмермур» (либретто С.Каммарано по мотивам романа В.Скотта «Ламмермурская невеста»).
Музыкальный руководитель – Дмитрий Волосников (лауреат премии «Золотая маска»).
Режиссер – Ханс-Йоахим Фрай.
Сценография и костюмы – Петр Окунев.
Хормейстер – Юлия Сенюкова.
Свет – Айвар Салихов.
Премьера состоялась 18 января 2018 года.

Элегантно-кружевная "Лючия ди Ламмермур" расцвела на сцене "Новой Оперы"Дирижер – Дмитрий Волосников.

В ролях:
Лорд Энрико ЭштонАнджей Белецкий (лауреат Международного конкурса, баритон);
Лючия, его сестраИрина Боженко (лауреат Международных конкурсов, сопрано);
Эдгардо РавенсвудАлексей Татаринцев (Заслуженный артист Республики Северная Осетия-Алания, лауреат премии «Золотая маска», тенор);
Лорд Артуро БэклоуАлександр Скварко (лауреат Международного конкурса, лауреат премии города Москвы, тенор);
Раймондо, священник, наставник ЛючииОтар Кунчулиа (бас);
Алиса, компаньонка ЛючииГалина Бадиковская (сопрано);
Норманно, начальник стражиВениамин Егоров (лауреат Международных конкурсов, тенор);
Дамы и кавалеры, пажи, воины, слуги – артисты хора.

Соло в оркестре:
Сергей Гречаников (лауреат Международного конкурса, флейта);
Полина Баранова (лауреат Международных конкурсов, арфа).

На сцене все очень стильно и красиво, дорого и богато. События разворачиваются на территории роскошного замка – фамильной резиденции древнего рода Равенсвудов. Цепь драматических событий привела к тому, что хозяин разорился и потерял имение, которое было собственностью нескольких поколений его предков. Когда начинается спектакль, дом занимает другая, не менее родовитая семья Эштон. Два клана в одночасье стали смертельными врагами. Далее наследники двух семейств – Лючия Эштон и Эдгардо Равенсвуд – влюбляются друг в друга. Два сильнейших чувства – ненависть и любовь – терзают молодого героя. Интриги главы враждебного рода, обремененного властью, но стремительно теряющего свои позиции, приводят к одной из самых пронзительных, сильных и красивых трагедий в щедром на эмоции оперном мире.

В спектакле царят три цветакрасный, черный (темно-серый) и золотой. Драгоценный оттенок спектра сияет лишь на двух центральных героях – Лючии и Эдгардо. Цвет вина, страсти и крови обрамляет заведомо отрицательных персонажей – лордов Энрико Эштона и Артуро Бэклоу, а также начальника стражи Норманно. Темные одежды оттеняют заведомо положительных героев – Алису и Раймондо. Две огромные красно-черные реки растекаются по сцене и в массовых сценах.

Все очень красочно. Костюмы щедро декорированы пряжками, перьями, кружевами и оборками. Серьезное внимание художник по костюмам уделил аксессуарам – головным уборам, веерам, перчаткам. Глядя на каждого человека, находящегося на сцене, можно мгновенно понять, кто перед нами находится – аристократ или слуга, военный или штатский.

Роскошные декорации и костюмы – эффектный фон, приковывающий взгляд к тому, что происходит на сцене. Это восхитительное обрамление усиливает внимание зрителя, вкушающего истинный деликатес для оперного гурмана – шедевр бельканто. Восхитительная изысканно-кружевная музыка и элегантный виртуозный вокал, а также насыщенный сюжет и глубина образов становятся главными героями спектакля.

Постановка, несмотря на мрачную сюжетную линию, очень светлая. В конце создается ощущение безоговорочного торжества добра, его возвышения над злым и жестоким обществом, над огромным миром. Здесь все предельно логично. Каждый жест, шаг, движение, эмоция теперь выверены до мелочей и очень естественны. Это позволяет сосредоточиться исключительно на музыкально-драматической канве оперы, не отвлекаться на попытки домыслить оригинальную задумку режиссера.
Энрико Эштон, получивший долгожданное согласие сестры на желанный брак, подбирает фальшивое письмо, оклеветавшее ее возлюбленного, и прячет его в папку с важными документами, лицо его при этом выражает полное удовлетворение.
Лючия в самом начале спектакля встревожена, ее терзают мрачные предчувствия. Это очень живая, естественная, абсолютно земная девушка. И только сильные потрясения меняют ее до неузнаваемости.
Свидание Лючии и Эдгардо, завершающееся обручением, проходит в некотором движении. Сперва, рассказывая о межклановой ненависти, герой отдаляется от героини. Во время лирической, любовной части своей встречи персонажи стоят, держа друг друга в объятиях.
Встреча двух врагов, Эдгардо и Энрико (вызов на дуэль), практически статична. Лишних движений здесь и не требуется – музыка и голоса артистов и без того создают предгрозовое напряжение в атмосфере!

Воплощение нежности, света, искренности и чистоты. Такова заглавная героиня в исполнении Ирины Боженко. Ее голос – удивительное сочетание хрустальной хрупкости, эфемерной воздушности, невероятной силы и яркого темперамента. Душа Лючии – сложнейшая материя, рождающаяся на стыке двух инструментов – «живого» (сопрано) и «механического (арфа и флейта). Мягкие, завораживающие, свободно льющиеся струнные пассажи рисуют образ юной души, живой, любящей, искренней, но встревоженной, томимой предчувствиями неотвратимо приближающейся беды. Легкие, звонкие, прозрачные колоратурные «беседы» голоса и духового инструмента рисуют трагический портрет умирающей героини.

Силен и благороден, полон света и душевной чистоты Эдгардо Равенсвуд Алексея Татаринцева. Герой, одетый в золотой костюм, кажется, сам соткан из солнечного света. Диапазон голоса колеблется от кристально чистого, ласкового, серебристого журчания влюбленного юноши до леденящего душу крика человека, чье сердце разрывается от ревности и испепеляющей ненависти.

Лорд Энрико Эштон в исполнении Анджея Белецкого – царственный, сильный, волевой аристократ, хитрый политик, тактик и стратег. Четкие жесты, величественная стать и мощный, громоподобный голос – ярчайшие штрихи к портрету лидера, человека, обремененного властью и готового пойти на что угодно ради достижения глобальной цели.
Лорд Энрико – не только жестокий тиран, но, прежде всего, человек. В момент подписания Лючией вожделенного брачного контракта его фигура торжественна, выражает полное удовлетворение. На лице в этот момент отражаются тяжкие думы и томление души. Разумеется, увидеть это не должен ни один человек, присутствующий на свадьбе.

Лорд Артуро Бэклоу Александра Скварко (дебют в партии) – изысканный кавалер, яркий, блестящий, шикарный, с эмоционально насыщенным, богатым, страстным голосом. Моментами этот персонаж напомнил мне повелителя кукол Карабаса-Барабаса, воздействующего на своих подопечных и подавляющего их.

Свет, доброта и невероятная сила наполняют образ священника Раймондо в исполнении Отара Кунчулии. Герой очень похож на благородного волшебника, его мощный, всепоглощающий, насыщенный голос, кажется, проникает повсюду. Эта почти стихийная сила может найти и – хочется верить – покарать всех, кто творит зло на Земле.

Вениамин Егоров наделил своего героя – начальника стражи Норманно – хитростью, коварством, яркой харизмой и выразительным характером. Внимательный наблюдатель, этот человек видит и слышит очень много, ничто не ускользнет от его острого, зоркого взгляда.

Алиса в исполнении Галины Бадиковской – темпераментная, но холодная, эмоциональная, но равнодушная, подвижная, но статичная компаньонка героини. Безмолвный свидетель всех свиданий Лючии и Эдгардо, она пытается отговорить свою подругу от продолжения отношений, несущих в себе скрытую угрозу личной безопасности и счастью юной аристократки.

Артисты хора в большинстве представляют собой блестящее великосветское общество, собравшееся по поводу выдающегося события – свадьбы Лючии Эштон и лорда Артуро Бэклоу, а также воинов, слуг и пажей. Мажорное настроение гостей роскошного праздника всего за несколько мгновений переворачивается на 180 градусов. На веселые, беспечные, радостные лица ложатся тени страха, паники и ужаса. Созерцая стремительное сумасшествие героини, убившей в первую брачную ночь супруга, гости полны искреннего сочувствия. Празднование бракосочетания превращается в карнавал на крови. Что может быть более органично в таком случае, чем ярко-красные одеяния половины присутствующих?

Симфонический оркестр театра под управлением Дмитрия Волосникова мягко, деликатно, драматически выверено сопровождает действие этой кружевной, изысканной, потрясающе красивой оперы. Музыкальный материал делает образ каждого героя более глубоким, живым и объемным. Каждая эмоция, обыгранная на языке чарующих звуков и прекрасной гармонии, становится близкой и понятной каждому человеку, даже не владеющему итальянским языком. Великая музыка и драматический талант исполнителей ломают все преграды на пути к тотальному погружению в сюжет.

Ольга Пурчинская

Фотография Марины Айриянц
еще фотографии

Категория: Театр » Музыкальный театр