интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Театр » Музыкальный театр » Дружба и любовь, нищета и талант обитателей одной мансарды в опере Джакомо Пуччини "Богема"

 
 
 

Дружба и любовь, нищета и талант обитателей одной мансарды в опере Джакомо Пуччини "Богема"

Автор: Ольга Пурчинская от 20-04-2018, 05:48, посмотрело: 180

18 апреля 2018 года сцена московского театра «Новая Опера» имени Е.В.Колобова вновь превратилась в одну из легендарных парижских мансард. В этот вечер звучала красивая и грустная история о молодых и талантливых, но очень бедных творческих людях – «Богема» (опера Дж.Пуччини на либретто Дж.Джакозы и Л.Иллики по главам из романа А.Мюрже «Сцены из жизни богемы»).
Дирижеры-постановщики – Фабио Мастранджело, Андрей Лебедев (лауреат премии «Золотая маска»).
Режиссер – Георгий Исаакян (Заслуженный деятель искусств России).
Сценография и костюмы – Хартмут Шоргхофер.
Художник по свету – Сергей Скорнецкий.
Главный хормейстер-постановщик – Наталья Попович (Народная артистка России, лауреат Государственной премии России).
Хормейстер – Юлия Сенюкова.
Премьера состоялась 4 декабря 2015 года.

Дружба и любовь, нищета и талант обитателей одной мансарды в опере Джакомо Пуччини "Богема"Дирижер – Юрий Медяник.

В ролях:
Мими, белошвейкаНестан Мебония (сопрано);
Рудольф, поэтГеоргий Васильев (тенор);
Марсель, художникИлья Кузьмин (лауреат Международных конкурсов, баритон);
Мюзетта, гризеткаДжульетта Аванесян (лауреат Международного конкурса, сопрано);
Шонар, музыкантАртем Гарнов (баритон);
Коллен, философВиталий Ефанов (лауреат Международных конкурсов, бас);
Бенуа, домохозяинАнатолий Григорьев (баритон);
АльциндорАндрей Фетисов (бас);
Парпиньоль, бродячий продавец игрушекМаксим Остроухов (тенор);
Таможенные сержантыПавел Пфистер, Иван Петров, Кирилл Троицкий;
Двойник МимиВенера Пахомова;
Продавец фруктовАндрей Стебеньков;
МальчикСавелий Бреус;
Студенты, гризетки, горожане, торговцы и торговки, официанты в кафе – артисты хора;
Хор Детской музыкально-хоровой школы «Пионерия» имени Г.А.Струве. Хормейстеры – Елена Веремеенко, Ирина Куренкова.

Соло в оркестре:
Максим Гусев (лауреат Международного конкурса, скрипка);
Павел Безинский (лауреат Международного конкурса, альт);
Сергей Лушин (виолончель);
Георгий Петров (лауреат Международных конкурсов, флейта);
Полина Баранова (лауреат Международных конкурсов, арфа).

Георгий Исаакян не выносит богему, как жизненное явление. В его спектакле нет места жалости к людям, ведущим так называемый богемный образ жизни, жалующимся на тяжесть своего существования и несправедливость современного мира. Напротив, постановщик показывает слабые стороны псевдо-романтического, иллюзорно-прекрасного мира узкой прослойки творческой интеллигенции.

Поэт Рудольф, художник Марсель, музыкант Шонар и философ Коллен живут в небольшом помещении в одной из парижских мансард. Они молоды и талантливы. В порыве вдохновения каждый может создать настоящий шедевр. Судьба творений печальна: очень скоро большинство сочинений отправляются в печку, чтобы хоть немного согреть жилье морозным вечером. Денег на покупку дров у героев нет, вот они и вынуждены отапливать помещение плодами собственного труда. Зимой в доме должно быть тепло, поэтому и не остается у творцов даже «проектов в стол». Никаких перспектив на будущее.

Молодые, темпераментные, горячие и красивые, Рудольф и Марсель выражают свои чувства не только на бумаге и холсте. В их жизнь приходит настоящая любовь, сильная, страстная и стремительная. По небосклонам их внутренних Вселенных пролетают две яркие кометы – Мими и Мюзетта. С такими красавицами долгие спокойные вечера дома у камина героям явно не грозят! Девушкам необходимо не только вкусно поесть и сладко выпить, но и одеться с учетом всех последних тенденций моды, выглядеть свежо, ухоженно, дорого и богато. А тут, оказывается, нечем отопить комнату…

Есть у героев два замечательных друга и соседа, которые и кругозор расширить помогут, и мысли в порядок привести, и с голода умереть не дадут. В канун Рождества Шонару удается неплохо заработать, а это значит, что дома будет тепло, вкусно, весело и уютно. Да еще и «стратегические запасы» в виде хрустящих банкнот остались! Сказка! Праздник! А философ Коллен пополняет свою внушительную коллекцию книг. Ему будет, чем развлечь приятелей и их прекрасных муз.

Каждое действие спектакля – очередная картина из жизни парижской богемы. Каждый следующий эпизод вытекает из предыдущего и, одновременно, разительно отличается от него. Здесь есть будни и праздники, свет и тьма, счастье и отчаяние, любовь и дружба, красота и талант, магнетизм и страсть, надежда и нерешительность, болезнь и смерть.

В постановке Георгия Исаакяна есть уникальный персонаж – двойник Мими. Героиня как бы делится на две части. Первая, светлая, нежная и прекрасная, представляет собой душу молодой девушки, охваченной тяжким недугом, но не утратившей невероятный магнетизм, благодаря которому Рудольф влюбился в нее с первого взгляда. Вторая – хрупкая, тонкая, бледная, представляет собой тень, то, что осталось от прежней, здоровой Мими. Иногда героиня находится на сцене одна, а в кульминационный момент «раздваивается». Тогда все действие происходит вокруг «тела», «душа» же становится наблюдателем, как бы голограммой. Присутствие ее незримо, девушка не может прикоснуться к остальным персонажам, поговорить с ними.

Музыкальный материал этой истории полон живых, искренних чувств. Симфонический оркестр театра под управлением Юрия Медяника погрузил зрителей в богатейший, бескрайний мир жизни и творчества обитателей парижских мансард. Чудесные мелодии очень точно, ярко и эффектно дополняют и многократно углубляют образы героев, помогают понять их сложные натуры. Здесь есть место нежной лирике и веселой буффонаде, накаляющимся страстям и нарастающему драматизму, окрыляющему счастью и гнетущему, опустошающему горю.

18 апреля в партии Мими дебютировала Нестан Мебония. Героиня в ее исполнении покорила сочетанием трогательной, хрупкой, нежной фактуры и теплого, мягкого, обволакивающего голоса. Хрустальная прозрачность и одышка, душевные терзания и физические страдания тяжким грузом давят на белошвейку. В конце спектакля казалось, что она стала совсем маленькой, тоненькой, как девочка. А голос делался все более легким, серебристым, прозрачным. Душа Мими покинула тело и, прежде чем уйти в вечность, подарила несколько незабываемых, прекрасных, искренних минут всем, кто был рядом с ней.

Действующий вулкан, воплощенная стихия, неукротимая энергия. Такие ассоциации приходят в голову, когда в памяти возникает образ поэта Рудольфа, созданный Георгием Васильевым. Сильный, горячий, страстный, обладающий невероятно ярким, теплым, солнечным голосом и мощным темпераментом, центральный персонаж мгновенно покоряет сердце героини. Они притягиваются, как две противоположности. Ее трогательная болезненная хрупкость и его здоровая энергетика сходятся в чудесный, гармоничный дуэт.

Внутренняя мягкость, свет и доброта наполняют образ художника Марселя в исполнении Ильи Кузьмина. А появление одной прекрасной музы вызывает в его душе целый спектр чувств, от любви до ревности, от радости до отчаяния, от уютного тепла до испепеляющего жара, что особенно ярко артист передает и выражением лица, и красками голоса.

Мюзетта Джульетты Аванесян – настоящий огонь! Яркая, харизматичная, живая и веселая, моментами она буквально закипает от бушующих внутри страстей. Несмотря на экспрессию, героиня обладает чистой душой и добрым сердцем. Чтобы облегчить мучения умирающей подруги, она готова расстаться с самым ценным своим имуществом. Это – девушка-комета, стремительно врывающаяся в жизнь и преображающая ее до неузнаваемости.

Музыкант Шонар (Артем Гарнов) и философ Коллен (Виталий Ефанов) – еще два типичных представителя творческого сообщества французской столицы. В отличие от своих друзей, они не заняты делами сердечными, не тратят время и силы на личную жизнь.
В результате у Шонара есть немало возможностей заработать на жизнь и себе, и соседям. Например, устроить всем незабываемое Рождество.
Коллен предпочитает неустанно расширять свой кругозор, лучший его друг и самый верный спутник – книга. Он очень много читает, думает и анализирует. В тяжелую минуту ради помощи друзьям, попавшим в беду, герой готов пожертвовать самым ценным своим имуществом – старым поношенным пальто. К сожалению, слишком поздно.

«Богема» - торжество ярких индивидуальностей, прекрасных, добрых, замечательных персонажей, объединенных узами дружбы и любви. Кроме того, этот шедевр эпохи веризма полон замечательных ансамблей. Роскошны и незабываемы квартеты Рудольфа, Марселя, Шонара и Коллена. Эти эпизоды – синтез сценических искусств самого высокого качества: вокала, хореографии, декламации и фехтования. Настроения колеблются от лирики до буффонады.

Сцены с участием Мими и Рудольфа, Мюзетты и Марселя – торжество лирики и драматизма, комедии и мелодрамы, нежности и брутальности. Если в первом случае нежность переходит в обреченность, то во втором бурные ссоры заканчиваются не менее эмоциональными перемириями.

Несколько веселых минут добавляют в спектакль рассчитывающий получить оплату жилья за три месяца домохозяин Бенуа (Анатолий Григорьев), немолодой, но богатый кавалер Мюзетты Альциндор (Андрей Фетисов), которого красавица оставляет с носом, и гроза всех родителей - бродячий продавец игрушек Парпиньоль (Максим Остроухов).

Артисты хора создали образы парижан, спешащих в последние секунды рождественского Сочельника сделать все необходимые покупки – игрушки, сладости, сувениры и прочие приятные мелочи представлены на ярмарке в Латинском квартале в огромном количестве. Глаза разбегаются от этого разнообразия! Суета, бытовые сценки с участием детей и их родителей, студентов и полицейских наполнили атмосферу духом праздника, предчувствием волшебства, скорого исполнения давних желаний.

Ольга Пурчинская

Фотография Марины Айриянц
еще фотографии

Категория: Театр » Музыкальный театр