интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Театр » Музыкальный театр » Симбиоз и конфликт Востока и Запада в опере А.П.Бородина "Князь Игорь"

 
 
 

Симбиоз и конфликт Востока и Запада в опере А.П.Бородина "Князь Игорь"

Автор: Ольга Пурчинская от 11-04-2018, 03:44, посмотрело: 409

8 апреля 2018 года сцена московского театра «Новая Опера» имени Е.В.Колобова стала полем для ожесточенного конфликта между Востоком и Западом. В этот вечер звучало грандиозное сочинение А.П.Бородина, основанное на древнерусском средневековом эпосе («Слово о полку Игореве») – опера «Князь Игорь».
Музыкальный руководитель – Евгений Самойлов (Заслуженный артист России).
Сценическая редакция и постановка – Юрий Александров (Народный артист России).
Сценография и костюмы – Вячеслав Окунев (Народный художник России).
Режиссеры по пластике – Георгий Ковтун (Заслуженный деятель искусств России), Ирина Шаронова.
Главный хормейстер-постановщик – Наталья Попович (Народная артистка России, лауреат Государственной премии России).
Хормейстер – Юлия Сенюкова.
Художник по свету – Ирина Вторникова.
Премьера состоялась 16 апреля 2011 года.

Симбиоз и конфликт Востока и Запада в опере А.П.Бородина "Князь Игорь"Дирижер – Василий Валитов (Заслуженный артист Республики Татарстан).

В ролях:
Игорь Святославич, князь СеверскийСергей Мурзаев (Заслуженный артист России, баритон);
Ярославна, его женаОльга Терентьева (лауреат Международных конкурсов, сопрано);
Владимир Игоревич, его сынАлександр Богданов (лауреат Международного конкурса, тенор);
Князь Галицкий, брат ЯрославныДмитрий Орлов (лауреат Международного конкурса, бас);
Кончак, половецкий ханОтар Кунчулиа (бас);
Кончаковна, его дочьВалерия Пфистер (лауреат Международного конкурса, меццо-сопрано);
Овлур, крещеный половчанинАнтон Бочкарев (тенор);
Скула, гудочникСергей Тарасов (бас);
Ерошка, гудочникВениамин Егоров (лауреат Международных конкурсов, тенор);
НяняСветлана Скрипкина (лауреат Международного конкурса, сопрано);
Половецкая девушкаДжульетта Аванесян (лауреат Международного конкурса, сопрано);
Воины, народ, князья, княгини, бояре, боярыни, половецкие ханы, половецкие девушки, погорельцы – артисты хора.

Восток и Запад в этой опере идут «рука об руку» (как и в России на протяжении всей ее долгой, насыщенной истории). Это проявляется и в музыкально-драматическом материале, и в мельчайших нюансах образов, и в хореографических эпизодах, и в художественно-постановочных элементах (декорации, костюмы, грим, реквизит) спектакля.
Фундаментальное величие княжеских хором, соборов и иных «элитарных» построек, блеск князей и бояр и нищета простого русского народа перекликается с кричащей, вычурно-роскошной обстановкой временного пристанища половецкого хана.
Веселый, сытый, хмельной праздник у славянского князя заканчивается танцами и массовой потасовкой. Яства и напитки, подаваемые на пиру у половецкого хана, вызывают помутнение сознания, их национальные пляски сопряжены с первобытной агрессией и напоминают торжество разбушевавшейся стихии. Но до чего же красиво, пластично, легко и непринужденно все это выглядит!
Сильные, волевые, прямые, решительные черты русских князей резко отличаются от грозных, хитрых, вальяжно-агрессивных лиц половцев.

Музыкальный материал оперы насыщен и масштабными пейзажными, групповыми зарисовками, и яркими, сильными, глубокими образами, раскрывающимися как в соло, так и в ансамблях, и в массовых сценах. Симфонический оркестр театра под управлением Василия Валитова погружал зрителей то в бескрайний мир широкой русской души с ее тягой к просторам, прекрасной природе и любимой родине, то в стихийную, бурную, загадочно-непостижимую, жаркую, страстную половецкую вселенную.

Герои не похожи друг на друга также, как и их мелодии, костюмы, мысли и чувства. Образы подобны силам природы, стихиям, настолько мощными, естественными и темпераментными они получились.

Игорь Святославич в исполнении Сергея Мурзаева произвел неизгладимое впечатление сочетанием внешнего спокойствия, может быть, даже безразличия, с беспокойным внутренним миром. Душа его похожа на действующий вулкан. Огонь в глазах становится настолько сильным, что, кажется, врагов князь может испепелить одним только взглядом. Голос, глубокий, мощный, напористый, сметающий все на своем пути, околдовывает с первых секунд. Вот он – легендарный правитель Руси, важный персонаж Повести временных лет! За таким лидером пойдут и верная дружина, и бояре, и простой народ.
Титульный персонаж – не только воин. Когда он находится наедине со своими мрачными думами и вспоминает о любимой жене, героический образ наполняется особым лиризмом, нежностью и лаской. Все это отражается и на лице, и в голосе.
Князь Игорь Святославич и в плену остается чисто русским, его стремление к родным просторам неизменно. И даже на половецкой вечеринке, вкусив заморских яств и напитков, он пускается в русскую пляску.

Княгиня Ярославна Ольги Терентьевой восхищает силой воли и духа, мудростью, величием, ярким характером, чисто женской мягкостью и теплотой. Ее голос согревает, несет в себе свет, добро, наполняет души подданных безграничным оптимизмом, верой в миф о том, что самое лучшее будущее не за горами.
Добрая, справедливая, царственная «княгиня-матушка» заботится о тех, кто попал в беду. А вот тем, кто преступает допустимые пределы морали и этики, систематически злоупотребляет своим положением, придется несладко! Даже если провинившийся человек – ее близкий родственник.
Плакать и страдать, тосковать и переживать, томиться и скорбеть героиня может себе позволить лишь в гордом одиночестве. И только добрая няня (Светлана Скрипкина) видит слезы сильной правительницы.

Кому суждено ощутить на себе последствия гнева Ярославны сильнее всего? Конечно, ее родному брату, князю Галицкому! В интерпретации Дмитрия Орлова этот грубый, несколько пошлый, вульгарный персонаж предстает воплощением харизмы, обаяния и безграничной стихийной силы. Этот мощный темперамент не может сдержать практически ничто. За короткое время отсутствия правителя брат его жены успевает прославиться в самом худшем смысле.

Горячей страстью, юношеской порывистостью и влюбленностью наполнен образ молодого князя Владимира Игоревича (Александр Богданов). В этом персонаже как бы сошлись два заведомо параллельных мира – восточный и западный. Будущий правитель Руси, влюбившись в дочь половецкого хана, делает, возможно неосознанно, попытку примирить воинствующие страны. Но компромисс заведомо невозможен: слишком уж разных взглядов на мир и его устройство придерживаются два военачальника.

«Восток – дело тонкое». Знаменитый афоризм – лучшее описание образа хана Кончака в исполнении Отара Кунчулии. Гроза всех врагов, стихийно сильный, напоминающий мощный циклон, бушующий в морских или океанических водах, в родных пенатах он выглядит спокойным, внимательным хозяином. Однако радушие и щедрость, проявляемые героем по отношению к пленнику – Игорю Святославичу, - удачная «военная» хитрость. Под этой маской скрывается острый, зоркий глаз, следящий за врагом, томящимся в неволе.
Сложная палитра внутреннего мира хана находит отражение в ярких красках мощного голоса, лавинообразно летящего в зал и создающего ощущение безграничной силы половца, стоящего во главе войска, сметающего все и всех на своем пути. Разбушевавшаяся стихия – цунами, извержение вулкана, тайфун, пожар или наводнение в чистом виде!

Яркий, страстный, горячий темперамент, теплый, пряный, завораживающий голос, обаяние юности и изящные, грациозные движения. Все это – замечательные штрихи к образу Кончаковны, созданному Валерией Пфистер.
Принцесса томится в ожидании встречи с возлюбленным. Чувства свои героиня изливает теплой южной ночью, что эффектно подчеркивает силу ее темперамента и нетерпения.

Хитрость, коварство и обаяние – особенности, кратко характеризующие половчанина Овлура (Анртон Бочкарев), крещеного в русском плену. Звонкий голос, мягкие, вкрадчивые, несколько заискивающие интонации, кошачья пластика и особый костюм делают этого персонажа похожим на мага, околдовывающего всех вокруг.

Широкая душа, любовь к бескрайним просторам, спокойной жизни, веселым пирам, вкусной еде, обильным вакханалиям, танцам до упада и легким потасовкам – чисто русские черты характера – свойственные гудочникам Скуле (Сергей Тарасов) и Ерошке (Вениамин Егоров). Их замечательные песни, пляски, шутки и прибаутки делают пир в тереме князя Галицкого незабываемым праздником.

А в половецком стане тон вечеру задается совсем иначе. Тонкая, гибкая, легкая и изящная половецкая девушка (Джульетта Аванесян) порхает по сцене, как бабочка. Ее движения пластичны, а речи мягки и деликатны. Голос наполняет все вокруг медовой сладостью и шелковой прозрачностью. Насмотревшись на экзотическую красоту, многие бравые воины уже не хотели возвращаться из плена.

Артисты хора в этом спектакле предстают представителями разных миров (западного и восточного) и социальных слоев (князья, ханы, бояре, простой народ). В их образах сошлись русское и половецкое, богатое и бедное, безмятежное и отчаянное, счастливое и скорбящее. Роскошная палитра голосов – нежных сопрано, терпких альтов, лихих теноров и могущественных басов – наполнила все вокруг ощущением безграничной силы духа, несгибаемости характера, светлой веры в лучшее будущее как отдельно взятых героев, так и целого народа.

Ольга Пурчинская

Фотография Марины Айриянц
еще фотографии

Категория: Театр » Музыкальный театр