интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Театр » Музыкальный театр » Импровизации в эстетике спиричуэлс в камерном хоровом спектакле "Черное"

 
 
 

Импровизации в эстетике спиричуэлс в камерном хоровом спектакле "Черное"

Автор: Ольга Пурчинская от 31-03-2018, 04:52, посмотрело: 190

Импровизации в эстетике спиричуэлс в камерном хоровом спектакле "Черное"29 марта 2018 года в Зеркальном фойе московского театра «Новая Опера» имени Е.В.Колобова прошел спектакль камерного хора «Черное». Уникальное действо основано на спиричуэлс – духовных песнях и гимнах афроамериканцев. Представление полно особой магии. Действо озаряет пространство ярким светом, наполняет души зрителей теплом и дарит щедрую порцию драйва и прекрасного настроения.

Хормейстер – Юлия Сенюкова.
Режиссер – Алексей Вэйро.
Художник – Этель Иошпа (лауреат премии «Золотая маска»).
Граффити – Дима Аблек, Паша Объект.

Камерный хор театра «Новая Опера»:

Сопрано:
Екатерина Большунова, Юлия Васильева, Татьяна Гуляева, Юлия Журавлева, Мария Кондратюк, Татьяна Малиновская, Елена Хорошенина.

Альты:
Наталья Кириллова, Людмила Козлова, Татьяна Метлина, Венера Пахомова, Ольга Пухальская.

Тенора:
Михаил Воробьев, Анатолий Иванов, Алексей Ломакин, Евгений Моисеев, Павел Саморуков, Андрей Стебеньков, Владимир Федоткин.

Басы:
Владимир Банковский, Сергей Каныгин, Данил Литвинов, Иван Петров, Кирилл Троицкий, Василий Фунтиков.

Соло:
Михаил Воробьев;
Сергей Каныгин;
Наталья Кириллова;
Владимир Федоткин;
Елена Хорошенина.

Инструментальное сопровождение:
Мелодическая гармоникаМихаил Воробьев;
Бас-гитараКирилл Троицкий;
ПеркуссияОльга Пухальская, Андрей Стебеньков, Кирилл Троицкий.

В спектакле звучат спиричуэлс:

Were you there«Был ты там?» (аранжировка H.T.Burleigh);
Wade in the water«Окунись в воду» (аранжировка S.Schultz-Kokerbeck);
Ride the chariot«Управляй колесницей» (аранжировка W.H.Smith);
Go tell it on the mountain«С горы ты разнеси весть» (аранжировка P.Mussino);
Witness«Свидетель Господа» (аранжировка J.Halloran);
Sometimes I feel like a motherless child«Иногда я чувствую себя ребенком, лишенным матери» (аранжировка J.Klimek);
God’s gonna set this world on fire«Бог предаст этот мир огню» (аранжировка M.Hogan, E.B.Hogan);
Amazing grace«Чудесная благодать» (христианский гимн);
I got shoes«У меня есть обувь» (аранжировка A.Parker, R.Shaw);
The battle of Jericho«Битва при Ерихоне» (аранжировка M.Hogan);
Down to the river to pray«У реки молитву вознесу» (аранжировка M.Noia);
Пять спиричуэлс (аранжировка J.Rawson):
Steal away«Прикоснуться к Богу»;
Nobody knows the trouble I see«Никто не знает, как мне трудно»;
Standing in the need of prayer«Прими мою молитву»;
Swing low, sweet chariot«Легко колесница несет»;
Deep river«Глубокая река»;
I’m gonna sing«Я буду петь» (традиционные песнопения);
Do, Lord«Боже, вспомни обо мне» (аранжировка E.Flathers);
Elijah Rock«Пророк Илия» (аранжировка M.Hogan);
Dry bones«Сухие кости» (аранжировка L.Jerhart);
Ride on, Jesus, ride«Скачи, Иисус» (аранжировка G.Hamilton);
Kumbayah«Будь рядом с нами» (аранжировка L.Juras).

Также звучит:
Б.Окуджава. «На фоне Пушкина снимается семейство».

Режиссер Алексей Вэйро определил жанр уникального спектакля как «представление без представления», оригинальную профессиональную вариацию на тему домашнего музицирования. Каждый номер может быть как самостоятельным произведением, так и составной частью общего действа.

Все, что происходит на сцене, представляющей собой щедро разукрашенное модными граффити пространство показывает различные по своей драматургии эпизоды из жизни афроамериканцев. Судьба этих народов была непростая, на их долю выпало немало суровых испытаний: голод, постоянно подстерегающие опасности, длительное пребывание в неволе. Тяжелые условия труда, скромные доходы и отсутствие качественной, разнообразной пищи приводили к частым недугам и ранней смерти.

Афроамериканский народ не был сломлен под гнетом обстоятельств. В их жизни все же присутствовали радость и веселье, счастье и свет. Они обустраивали свой быт, создавали семьи, продлевали род. Не упасть духом в тяжелые времена (войны, болезни, стихийные бедствия) им помогала вера. Наблюдая за американцами-католиками, наши герои видели, в том числе, молитвы, после чего обращались к высшим силам в доступной себе манере. Подобно ветхо- и новозаветным традициям, в фольклоре афроамериканцев возникли образы Stabat mater («Матери скорбящей»), пророков, агрессивной толпы и многие другие.

Восхитительная полифония заполняет камерное пространство светом веры и надежды, теплом любви и семейного очага, силой воли, драйвом и позитивом. Даже грустные эпизоды дарят порцию мажорного настроения. Образы мужей и жен, отцов и дочерей, матерей и сыновей, братьев и сестер рисуются не только мизансценами импровизационного характера, но и, прежде всего, богатейшей, насыщенной палитрой голосов: журчащих, нежных сопрано, теплых, ласковых альтов, звонко-героических теноров и мощных, брутальных басов.

В спектакле «Черное» на фоне классических спиричуэлс в оригинальных авторских аранжировках рождаются сценки из жизни народа. Герои – люди. Они встречаются и влюбляются, ссорятся и мирятся, защищают и защищаются, любят и оберегают, веселятся и развлекаются, страдают и скорбят. В каких бы условиях не оказался человек, к какой расе, национальности и религии бы не принадлежал, он все равно будет тянуться к свету, к добру и к миру. Даже полумрак, царящий на сцене, не в состоянии скрыть тот поток положительной, солнечной энергии, какую персонажи вызывают своими действиями. Все это очень похоже на некое таинство, магический ритуал.

Эта история никогда не повторится. Каждое новое представление будет разительным образом отличаться ор предыдущего. Неизменным останется лишь музыкальный материал. Впрочем, здесь есть еще одна константа: невероятный заряд бодрости, оптимизма и прекрасного настроения, которое выносят из театра все зрители. А еще всем дается богатейшая пища для ума.

Такие спектакли – прекрасный повод задуматься об этом мире, о том, что происходит и как (по возможности) с этим бороться. Остроактуальные тяжелейшие события текущей недели опустошили нас морально, накалили атмосферу. Говорить о своих чувствах, передавать крики отдельно взятых душ лучше всего удается посредством всесильного, всемогущего искусства. Приобщение к Прекрасному традиционно наполняет, насыщает теплом, позитивом и оптимизмом. После этого становится легче дышать, мысли работают куда быстрее и эффективнее.

Ольга Пурчинская

Фотография Марины Айриянц
Еще фотографии

Категория: Театр » Музыкальный театр