интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Театр » Музыкальный театр » Женские образы из русской романсовой классики в третий вечер фестиваля Вероники Джиоевой "Пространство оперы"

 
 
 

Женские образы из русской романсовой классики в третий вечер фестиваля Вероники Джиоевой "Пространство оперы"

Автор: Ольга Пурчинская от 13-03-2018, 03:57, посмотрело: 406

Женские образы из русской романсовой классики в третий вечер фестиваля Вероники Джиоевой "Пространство оперы"11 марта 2018 года в московском театре «Новая Опера» имени Е.В.Колобова прошел третий вечер в рамках фестиваля Вероники Джиоевой (Народная артистка Республики Северная Осетия-Алания, Народная артистка Республики Южная Осетия, сопрано) «Пространство оперы». Третий штрих к творческому портрету певицы – «Вечер русского романса». В программе сольного концерта в двух отделениях – вокальные миниатюры отечественных композиторов XIX – первой половины ХХ веков.

Партия фортепиано – Дмитрий Сибирцев (лауреат премии города Москвы, лауреат премии «Национальное достояние», лауреат премии фонда Ирины Архиповой).
Ведущий – Михаил Сегельман.

Первое отделение:

М.И.Глинка (1804 – 1875):
«Жаворонок» из цикла «Прощание с Петербургом» на стихи Н.В.Кукольника;
«Как сладко с тобою мне быть…», ор.48 на стихи П.П.Рындина.

А.С.Даргомыжский (1813 – 1869):
«Мне грустно» на стихи М.Ю.Лермонтова;
«Юноша и дева» на стихи А.С.Пушкина.

П.П.Булахов (1822 – 1885):
«И нет в мире очей…» на стихи неизвестного автора.

А.Е.Варламов (1801 – 1848):
«Не отходи от меня!» на стихи А.А.Фета;
«Что мне жить и тужить!...» на народные слова.

А.Л.Гурилев (1803 – 1858):
«Право, маменьке скажу» на слова Ю.Масальского в переводе Н.В.Берга.

Ц.А.Кюи (1835 – 1918):
«Царскосельская статуя» на стихи А.С.Пушкина;
«Коснулась я цветка…» на стихи В.И.Немировича-Данченко.

А.Г.Рубинштейн (1829 – 1894):
«Ночь» на стихи А.С.Пушкина.

Второе отделение:

Н.А.Римский-Корсаков (1844 – 1908):
«Пленившись розой, соловей…» (Восточный романс), ор.2, №2 на стихи А.В.Кольцова;
«На холмах Грузии», ор.3, №4 на стихи А.С.Пушкина.

П.И.Чайковский (1840 – 1893):
«То было раннею весной…», ор.38, №2 на стихи А.К.Толстого;
«Колыбельная песня», ор.16, №1 на стихи А.Н.Майкова;
«Серенада», ор.63, №6 на стихи К.Р.;
«Я ли в поле да не травушка была…», ор.47, №7 на стихи И.З.Сурикова.

С.В.Рахманинов (1873 – 1943):
«Сон», ор.8, №5 на стихи Г.Гейне в переводе А.Н.Плещеева;
«Полюбила я на печаль свою…», ор.8, №4 на стихи Т.Г.Шевченко в переводе А.Н.Плещеева;
«Сирень», ор.21, №5 на стихи Е.А.Бекетовой;
«Островок», ор.14, №2 на стихи К.Д.Бальмонта.

Русский классический романс – огромный, необъятный мир, Вселенная. В каждом сочинении малой формы проживается целая жизнь, полная искренних чувств и важнейших событий. Всего за несколько минут звучания дуэт голоса и фортепиано рассказывает историю, нежную, драматичную, грустную, веселую, красивую, страстную, меланхоличную, горячую и так далее. У таких разных, порой полярных сюжетов есть, как минимум, одна общая черта: они все, без исключения, наполнены глубиной, простором, исполняются душой и сердцем.

Русские классические романсы в исполнении Вероники Джиоевой явили меломанам целую плеяду ярких женских образов. Сквозь музыкальную канву перед нами возникали поочередно Дочь, Мать, Жена, Подруга и даже прекрасная природа с ее безграничными просторами и той особенной силой, какая уже несколько тысяч лет защищает огромную страну от напастей извне.

Каждая героиня в исполнении блестящей вокалистки, обладающей ярко выраженным драматическим талантом, получилась очень живой, реалистичной, не похожей на всех остальных. Мягкая, завораживающая, нежная теплота в голосе передает образ матери, укачивающей свое дитя. Внутренняя сила, свет и яркость – штрихи к «портрету» природы. Дочь покорила беззаботным весельем, озорством и безграничным обаянием. Наконец, облик жены наполнен трепетом и лаской, чистотой и добротой, волей и характером.

Фортепиано в камерном концерте – не только аккомпаниатор, а важнейший партнер вокалиста. Дмитрий Сибирцев красками музыки углубил прекрасные женские образы. Мягкие, деликатные «беседы» сопрано с роялем напоминали порой чудесное пение жаворонка, рассказывали о пробуждении природы после долгой зимы, становились неиссякаемым источником тепла и света. Веселый, звонкий птичий щебет гармонично сосуществовал с хрустально-серебристым журчанием ручьев, нежная элегия – с волнением и трепетом, а всепоглощающая любовь – с романтическим лиризмом.

Ведущий вечера Михаил Сегельман помог зрителям сориентироваться в бескрайнем пространстве океана под названием «полтора века русского романса». Каждый композитор, от М.И.Глинки до С.В.Рахманинова, внес в богатую традицию камерных вокальных миниатюр свои собственные штрихи. Уникальный творческий почерк знаменитых авторов был эффектно подчеркнут блестящим тандемом музыкантов-виртуозов. Результатом совместной работы Вероники Джиоевой и Дмитрия Сибирцева стали чудесные образы, осмысленные, наполненные светом, пропитанные широтой и теплотой души.

Ольга Пурчинская

Фотография Марины Айриянц
еще фотографии

Категория: Театр » Музыкальный театр