интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Театр » Музыкальный театр » Погружение в "Пространство оперы" Вероники Джиоевой началось с концертной версии "Аиды" Верди

 
 
 

Погружение в "Пространство оперы" Вероники Джиоевой началось с концертной версии "Аиды" Верди

Автор: Ольга Пурчинская от 26-02-2018, 05:11, посмотрело: 545

Погружение в "Пространство оперы" Вероники Джиоевой началось с концертной версии "Аиды" Верди24 февраля 2018 года в московском театре «Новая Опера» имени Е.В.Колобова начался фестиваль Вероники Джиоевой (Народная артистка Республики Северная Осетия-Алания, Народная артистка Республики Южная Осетия, сопрано) «Пространство оперы». Марафон, который продлится до 21 марта, представляет собой творческий портрет Примадонны в пяти вечерах. В первый вечер прозвучала опера Дж.Верди «Аида» (либретто А.Гисланцони по сценарию О.Ф.Мариетта) в концертном исполнении.

Дирижер – Евгений Самойлов (Заслуженный артист России).
Режиссер – Алексей Вэйро.
Хормейстер – Юлия Сенюкова.

В ролях:
Аида, рабыняВероника Джиоева;
Амонасро, ее отец, царь ЭфиопииБорис Стаценко (лауреат Международных конкурсов, баритон);
Царь ЕгиптаАндрей Фетисов (бас);
Амнерис, его дочьАнастасия Лепешинская (лауреат Международных конкурсов, меццо-сопрано);
Радамес, египетский военачальникМихаил Губский (Заслуженный артист России, тенор);
Рамфис, верховный жрецАлексей Антонов (бас);
ЖрицаЛиана Сасс (Заслуженная артистка Республики Южная Осетия, сопрано);
ГонецВладимир Коваль (Заслуженный артист Республики Южная Осетия, тенор);
Жрецы, придворные, солдаты, слуги, рабы и пленные эфиопы, египетский народ – артисты хора.

Дирижер оркестра за сценой – Александр Жиленков.

Соло в оркестре:
Андрей Балашов (Заслуженный артист России, скрипка);
Елена Иванова (лауреат Международных конкурсов, скрипка);
Сергей Гречаников (лауреат Международного конкурса, флейта);
Антон Бальцевич (гобой);
Андрей Волохов (бас-кларнет);
Николай Асеев (труба);
Вадим Васильев (труба);
Валерий Конов (лауреат Международных конкурсов, труба);
Игорь Приходько (труба);
Людмила Янчишина (Заслуженная артистка России, арфа);
Полина Баранова (лауреат Международных конкурсов, арфа).

Концертное исполнение оперы включает в себя лишь некоторые мизансцены, делающие каждую эмоцию максимально живой и естественной. Минимум действия на сцене, отсутствие режиссерских концепций и популярных переносов знаменитого сюжета во времени и пространстве позволяют театралам-меломанам сосредоточиться на музыкальной драматургии во всем ее величии, а также насладиться виртуозной работой артистов.

Либретто оперы переносит нас в древние времена, когда во главе великих цивилизаций стояли фараоны. Места действия – Мемфис и Фивы. Музыкальный материал не только позволяет проникнуть в глубины внутренних миров центральных персонажей. Мелодии «рисуют» прекрасные пейзажи Эфиопии – далекой родины Аиды, дают возможность представить себе роскошный храм богини Фта, где можно побыть в тишине и спокойствии, торжественную обстановку парада воинов-победителей, заседание мудрых жрецов. Нежная «любовная лирика» развивается на фоне вдумчиво-страстного восточного колорита. Параллельно «живет» другая эстетика – военно-маршевая, медно-духовая, патетически-торжественная.

Основная сюжетная линия – классический любовный треугольник. И какой! Две роскошные царицы и отважный полководец. Одна из них – дочь фараона, вторая – пленница, ставшая рабыней. Первая хитра и коварна, вторая сильна и отважна, а в их сердцах живет одинаково сильное чувство.

Лирична, но воинственна, нежна, но страстна, порабощена, но не сломлена Аида в исполнении Вероники Джиоевой. Заглавная героиня – дочь царя, цветок, сорванный и насильно помещенный во вражеские земли. Принцесса любит человека, возглавившего военный поход против ее народа. На пути к счастью у нее есть крайне опасная соперница.
Голос певицы, теплый и мягкий, густой и завораживающий, рисует яркий, живописный портрет томящейся души, жертвы тяжелых обстоятельств, вынужденной бороться между чувством и долгом, любовью и войной, светом и тьмой.

Анастасия Лепешинская создала образ не менее сложной, многогранной дочери египетского фараона Амнерис. Эта героиня умна и хитра, властна и величественна. Она влюблена безответно, и никакое могущество не поможет ей покорить сердце отважного полководца, национального героя Египта. В душе принцессы происходит постоянная борьба света и тьмы, любви и ненависти, разума и эмоций.
Щедрый, «пряный», насыщенный голос певицы передает все грани сложного внутреннего мира царственной героини, любящей, но не любимой, правящей, но не счастливой, своенравной, но человечной.

Вокально-драматические «дуэли» между Аидой и Амнерис – особое эстетическое удовольствие, пир для оперных гурманов. «Битва» голосов, характеров и темпераментов полна неподдельных чувств. Атмосфера накаляется добела, кажется, еще немного – и в зал полетят искры! Такие «сражения» - неисчерпаемый источник радости и вдохновения.

Третий «угол» любовного треугольника, главный «двигатель» конфликта героинь – египетский военачальник Радамес (Михаил Губский). Этот персонаж разрывается между жаждой славы и любовью. Отважный и мудрый полководец, он, находясь во главе египетского войска, одержал уже немало блестящих побед. Но в сердце его живет сильное и светлое чувство к плененной Аиде.
Любовная линия героя роднит его с трубадурами и менестрелями. В голосе появляются трогающие сердце нежность и лиризм. Глубина и драматизм вытесняют из образа «все остальное», когда речь идет об очередном военном походе и, вероятно, об очередной славной победе.

Пленные эфиопы морально обезглавлены, поскольку, по официальной версии, в ожесточенном бою был убит их царь. На самом деле, он остался жив и попал в плен. Это – отец Аиды Амонасро. Борис Стаценко предстал в образе мудрого и сильного, смелого и воинственного, проигравшего, но не сдавшегося властителя.
Глубокий, околдовывающий голос проникает в сознание, как сокровенная тайна, и полностью завладевает вниманием зрителя, донося до его сведения что-то невероятно важное и интересное. А через секунду он «взорвет» атмосферу сокрушительным, лавинообразным потоком энергии.

Спокойный, разумный, рассудительный, мудрый… Все это – краткая характеристика царя Египта (Андрей Фетисов), вершителя судеб своего и плененного эфиопского народа. Его голос полон уверенности в себе и собственных силах, в правильности принятых решений и своевременности готовящихся военных походов.

Верховный жрец Рамфис (Алексей Антонов) – особенный человек, «связующее звено» между людьми и богами. Это он передает фараону волю высших сил, ведет суды и командует парадами. По сути, перед нами – теневой правитель древнего государства. Голос меняется от вкрадчиво-доверительного в беседах с фараоном до громоподобного, разящего в сцене процесса над Радамесом.

Яркие и интересные образы создали и исполнители небольших партий. Лиана Сасс - сладкоголосая жрица, глубоко, трогательно, проникновенно взывающая богиню Фта о помощи, и Владимир Коваль – отважный, бесстрашный гонец.

Ансамбли и массовые сцены – повод для отдельного разговора. Хор театра «Новая Опера» в торжественно-парадных эпизодах поразил силой и мощью полифонии. Казалось, мы присутствуем на реальном параде победы, настолько живо и торжественно, глубоко и красиво, грандиозно и драматично звучали голоса в сопровождении симфонического оркестра с солирующими медными духовыми инструментами.
Светом, одухотворенностью и нежностью пропитаны «женские» эпизоды в храме богини Фта. Молитвы жен, матерей и жриц поражают своей кристальной чистотой и, одновременно, силой и могуществом.

Концертное исполнение оперы Дж.Верди «Аида» - первое событие фестиваля Вероники Джиоевой «Пространство оперы». Впереди – еще четыре вечера, где «править бал» будут камерная и симфоническая музыка русских и зарубежных композиторов разных эпох.

Ольга Пурчинская

Фотография Марины Айриянц
еще фотографии

Категория: Театр » Музыкальный театр