интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Театр » Музыкальный театр » "Набукко" Верди-Жагарса: победа Добра над Злом на Крещенском фестивале в "Новой Опере"

 
 
 

"Набукко" Верди-Жагарса: победа Добра над Злом на Крещенском фестивале в "Новой Опере"

Автор: Ольга Пурчинская от 5-02-2018, 06:08, посмотрело: 194

3 февраля 2017 года в рамках традиционного Крещенского фестиваля («Итальянские оперные вечера») в московском театре «Новая Опера» имени Е.В.Колобова случилась безоговорочная победа Добра над Злом. В этот вечер прозвучало третье сочинение Дж.Верди, основанное на библейском ветхозаветном сюжете - опера «Набукко» (либретто Т.Солеры) в оригинальной постановке Андрейса Жагарса. Музыкальный руководитель – Евгений Самойлов (Заслуженный артист России). Режиссер по сценическому движению – Элита Буковска. Сценография – Андрис Фрейбергс. Ассистент сценографа – Елена Зыкова. Костюмы – Кристине Пастернака. Художник по свету – Кевин Вин-Джонс. Главный хормейстер-постановщик – Наталья Попович (Народная артистка России, лауреат Государственной премии России). Хормейстер – Мария Чекръкчиева. Премьера состоялась 2 декабря 2006 года.

"Набукко" Верди-Жагарса: победа Добра над Злом на Крещенском фестивале в "Новой Опере"Дирижер – Валерий Крицков.
Дирижер сценического оркестра – Александр Жиленков.

В ролях:
Набукко, царь ВавилонаСергей Мурзаев (Заслуженный артист России, баритон);
Измаил, предводитель войска иудеевАлександр Скварко (лауреат премии города Москвы, лауреат Международного конкурса, тенор);
Захария, первосвященник иудеевЕвгений Ставинский (лауреат Международного конкурса, бас);
Абигайль, старшая дочь НабуккоОльга Терентьева (лауреат Международных конкурсов, сопрано);
Фенена, младшая дочь НабуккоВиктория Яровая (лауреат Международного конкурса, меццо-сопрано);
Верховный жрец ВаалаАндрей Фетисов (бас);
Абдалло, вавилонский военачальникМаксим Остроухов (тенор);
Анна, сестра ЗахарииСветлана Скрипкина (лауреат Международного конкурса, сопрано);
Воины, левиты, народ – артисты хора.

Соло на сцене:
Дмитрий Устименко (виолончель).

Соло в оркестре:
Сергей Лушин (виолончель);
Игорь Копачевский (флейта);
Мария Шапарь (английский рожок).

Современных поклонников музыкального театра уже не удивляют режиссерские ходы в виде перемещения действия постановки во времени и пространстве. Порой такие путешествия сильно искажают основной смысл оперы, принципиально меняют сюжет. Оригинальная режиссерская концепция Андрейса Жагарса переносит историю о вавилонском царе и угнетенных иудеях в Италию 1940-х годов. Это один из самых кровавых периодов в истории ХХ века: диктатура Муссолини, Вторая Мировая война. В таких условиях сюжет оперы обретает новый смысл, очень глубокий, понятный и близкий современному человеку. Реальные события, имевшие место в обозримом прошлом, трогают душу намного сильнее, чем легендарные битвы, возможно, придуманные или заметно приукрашенные.

40-е годы ХХ века – время, когда в Европе установилась тоталитарная власть фашистских режимов. Потомкам древних иудеев, населявшим страны Старого Света, пришлось пройти немало тяжелейших испытаний. Борьба за право на спокойную, независимую жизнь была долгой и мучительной.

Итак, как только открывается занавес, мы попадаем в Италию, в 1940-е годы. Действие происходит на территории станции метрополитена. Интерьеры и освещение похожи на современную московскую подземку. Герои одеты с учетом модных веяний указанного периода времени. Нарядные платья и костюмы, пышные прически, роскошные украшения и аксессуары – яркая, красивая «обертка», за которой скрываются боль, отчаяние, слезы и кровь огромного народа, перенесшего за сотни лет своего существования много лишений и горя.

Герои спектакля – представители двух миров. Образы вавилонян напоминают знаменитых диктаторов, вершителей судеб времен Второй Мировой войны, фашистов. Угнетенные (но не побежденные!) иудеи похожи на «обычных» людей, пассажиров метро, готовящихся отправиться в далекое путешествие. Внимательно наблюдая за их «попутчиками», можно предположить, что билет у них в один конец, а место назначения – какой-нибудь из многочисленных лагерей смерти. Кстати, в конце спектакля на одежде иудеев появляются звезды с номерами, что прочно ассоциируется с нашивками на робы узников концлагерей.

Центральная фигура оперы – вавилонский царь Набукко. В исполнении Сергея Мурзаева кровавый правитель предстает сильным, могущественным лидером, угнетателем целого народа. Но эта «несокрушимая стена» - только защитный барьер, «имидж» монарха. Когда царь оказывается в одиночестве, становятся заметны его внутренние страхи и переживания. Руки жестокого тирана по локоть испачканы в пролитой им крови невинных жертв. Он боится народных волнений и следующих затем восстаний.
Царь силен и могущественен. Власть его абсолютна. Монарх уверовал в собственное божественное происхождение, отверг Бога иудеев, объявил себя представителем высших сил. Такие шутки всегда заканчиваются очень плохо! Герой на глазах у подданных, врагов и рабов лишился разума. Сильный, мощный, глубокий голос сразу стал слабым, как бы померк. Метающие молнии глаза поблекли. Величественная осанка сделалась безвольной. Могучий диктатор оказался повержен.
А то, что произошло дальше, иначе, как чудом, назвать нельзя. В порыве отчаяния герой раскаялся в содеянных грехах и… был прощен, помилован. Тут же к нему возвратились былые силы и могущество. Волшебное преображение… А зло побеждено!

Жестокость и стремление к абсолютной, безграничной власти – черты вавилонского царя, которые унаследовала его старшая дочь Абигайль. Но ей не суждено получить все эти блага, поскольку ее мать – рабыня, и она не может стать наследницей трона. У незаконнорожденной принцессы есть еще одна страсть – любовь. Но и на этом фронте героиня проиграла. Что же ей остается? Захватить трон силой и править, сколько суждено.
Ольга Терентьева воплотила образ мечущейся царевны, в чьей душе разыгралась самая настоящая буря. Внутренний мир героини буквально «штормит», ее одолевают ревность, отчаяние, боль, печаль и злоба. А ведь еще совсем недавно там жили свет, добро, любовь, надежда и вера. Теплый, глубокий, эмоционально насыщенный голос рисует сложнейший, богатый внутренний мир молодой женщины, в одночасье потерявшей смысл жизни (узнав тайну своего происхождения, Абигайль мгновенно поняла, что потеряла не только любимого, но и шансы на трон). Но она будет бороться до последнего! Горящие стальным блеском глаза и огненный, взрывной темперамент – лучшие тому доказательства.
Абигайль – жестокий диктатор, суровый правитель, истинная дочь своего отца. В конце истории и с ней случается волшебная метаморфоза: готовая принять смерть, героиня раскаивается, просит прощения у отца, сестры, возлюбленного и его народа. Душа очищена. Зло побеждено!

В отличие от сестры, Фененазаконнорожденная дочь Набукко, и именно ей суждено унаследовать трон. Пока же героиня замещает отправившегося в очередной военный поход отца. Она любит и любима. Ради дорогого человека принцесса готова рискнуть жизнью. Чтобы быть с ним, она принимает веру его народа.
Виктория Яровая (дебют в партии) предстала в образе царевны-мученицы, принимающей на себя боль и страдание народа. Она готова быть с подданными до самого конца, возглавить их. В непростые времена сердце принцессы согревает любовь. Этой героине свойственны тепло, свет, доброта и внутренняя мягкость. Эти черты характера отражает бархатный, пряный, пьянящий, насыщенный голос аристократично-богатого оттенка. Но и драматизма ей не занимать! Все действия, эмоции и состояния отразились в глазах, жестах и движениях.

Негласное соперничество двух сестер шло по двум фронтам. Борьбу они вели за трон и за сердце иудейского полководца Измаила (Александр Скварко) – сильного, мужественного, отважного героя, готового на все, чтобы отстоять свою родину. А в случае поражения ему остается лишь один путь – смерть.
Искренне, всем сердцем и душой он предан своей возлюбленной Фенене, дочери и наследнице главного врага своего народа.

Евгений Ставинский предстал в образе первосвященника иудеев Захарии – истинного лидера, человека, оказывающего моральную поддержку попавшему в беду народу. Его мощный, глубокий, богатый голос оказывает успокаивающее действие, но врагам может внушить благоговейный трепет и страх.

Еще один басовый персонаж, верховный жрец Ваала (Андрей Фетисов) – совершенно другой человек, «серый кардинал» Вавилона. Он ведет собственную игру: готовится совершить дворцовый переворот при первом удобном случае.

Есть в этой истории и действительно верные, преданные помощники других участников военного конфликта: сестра Захарии Анна (Светлана Скрипкина) и начальник вавилонской стражи Абдалло (Максим Остроухов).

Персоналии – важнейшие действующие лица оперы «Набукко». Но есть здесь еще один ключевой персонаж - это страждущий, угнетаемый, но не поверженный иудейский народ. Наблюдение за играющим эту роль хором «Новой Оперы» - ни с чем несравнимое эстетическое удовольствие. Каждое мгновение сценической жизни героев отражается в чудесной гармоничной полифонии. Нежные, парящие сопрано, бархатистые, скорбящие альты, отважные тенора и брутальные басы передают непростые, но такие естественные состояния, настроения и эмоции страдающих людей: веру и надежду, свет и тьму, силу и отвагу, любовь и ненависть, отчаяние и агрессию, и многое другое.

Симфонический оркестр театра под управлением Валерия Крицкова помогал зрителям не запутаться в непростом путешествии во времени и пространстве, предложенном режиссером. Музыкальный материал содержит элементы военного марша и легкого, изящного вальса, боль скорбящих и силы непобежденных, силу любви и слабость власти. Библейская ветхозаветная легенда обрела черты волшебной сказки, где счастливый финал оказался возможен только для тех героев, кто не преступил границ Света, а если и преступил, то раскаялся и вернулся. Вот и получилось полное торжество Добра, в пух и прах разгромившего Зло.

Ольга Пурчинская

Фотография Марины Айриянц
еще фотографии

Категория: Театр » Музыкальный театр