интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Театр » Музыкальный театр » Свет и Тьма, Добро и Зло, Душа и Плоть в спектакле Екатерины Одеговой "Фауст"

 
 
 

Свет и Тьма, Добро и Зло, Душа и Плоть в спектакле Екатерины Одеговой "Фауст"

Автор: Ольга Пурчинская от 9-12-2017, 05:28, посмотрело: 651

Иоганн Вольфганг Гете (1749 – 1832) и Шарль Гуно (1818 – 1893). Германия и Франция. Поэт и композитор. Два выдающихся деятеля искусства эпохи Романтизма подарили нам ярчайший шедевр музыкального театра – оперу «Фауст» (либретто Ж.Барбье и М.Карре). Несмотря на трагический финал, это сочинение наполняет ценителей Прекрасного радостью изнутри. Парад восхитительных номеров, знаменитых арий, дуэтов и ансамблей вводит в состояние, близкое к эйфории, заполняет окружающее пространство светом и красотой.

«Фауст» - частый гость не только на театральных подмостках, но и на сценах концертных залов. В этом произведении такое количество хитов для нескольких типов певческих голосов, что многие певцы и певицы охотно пополняют ими свой репертуар.

В год 150-летия первой постановки сочинения Ш.Гуно в Москве столичный театр «Новая Опера» имени Е.В.Колобова представил зрителям невероятно красивый спектакль с оригинальной авторской концепцией. Музыкальный руководитель – Ян Латам-Кениг (лауреат премии «Золотая маска»). Режиссер – Екатерина Одегова. Сценография – Этель Иошпа (лауреат премии «Золотая маска»). Костюмы – Светлана Грищенкова. Свет – Никита Смолов. Хормейстер – Юлия Сенюкова. Постановщик пластики – Сергей Сатаров. Драматург – Михаил Мугинштейн (Заслуженный деятель искусств России). Премьера состоялась 15 сентября 2016 года.

Вечные темы борьбы Добра и Зла, Света и Тьмы, Души и Плоти сияют драгоценным блеском в обрамлении насыщенного, богатого музыкального материала. Образы героев обретают глубину и лиризм, философская концепция, заложенная великим поэтом и драматургом, уступает место межличностным коммуникациям. Постановщики спектакля попытались рассмотреть знаменитый сюжет сквозь призму не менее выдающегося произведения – романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».

«Фауст» - одна из самых любимых моих опер. Регулярно посещая эту удивительную ее версию, полную красоты и чудес, я с неугасающим интересом наблюдаю, как границы между шедеврами Ш.Гуно и М.А.Булгакова становятся все более узкими, как франко-немецкие персонажи обретают черты, роднящие их с советскими. Сегодняшний рассказ посвящен двум представлениям, прошедшим в «Новой Опере» 5 и 6 декабря 2017 года.

5 декабря:
Свет и Тьма, Добро и Зло, Душа и Плоть в спектакле Екатерины Одеговой "Фауст"Дирижер – Андрей Лебедев (лауреат премии «Золотая маска»).
В ролях:
Доктор ФаустГеоргий Васильев (тенор);
МаргаритаИрина Байкова (лауреат Международного конкурса, сопрано);
МефистофельАлексей Антонов (бас);
Валентин, брат МаргаритыИлья Кузьмин (лауреат Международных конкурсов, баритон);
Зибель, студентАнна Синицына (меццо-сопрано);
Марта, соседка МаргаритыИрина Ромишевская (Заслуженная артистка России, меццо-сопрано);
Вагнер, солдатДмитрий Орлов (лауреат Международного конкурса, бас);
КлетчатыйСергей Сатаров;
ПажРэм Златопольский.

6 декабря:
Свет и Тьма, Добро и Зло, Душа и Плоть в спектакле Екатерины Одеговой "Фауст"Дирижер – Андрей Лебедев.
В ролях:
Доктор ФаустГеоргий Фараджев (лауреат Международного конкурса, лауреат Премии города Москвы, тенор);
МаргаритаЕлизавета Соина (сопрано);
МефистофельЕвгений Ставинский (лауреат Международного конкурса, бас);
ВалентинАлексей Богданчиков (лауреат Международных конкурсов, баритон);
ЗибельАнна Синицына;
МартаИрина Ромишевская;
ВагнерБорис Жуков (бас);
КлетчатыйСергей Сатаров.

Этот спектакль – бесконечная череда чудес и фантастических путешествий во времени и пространстве. Прощающийся с жизнью старик внезапно превращается в жаждущего любви и приключений юношу; умирающий солдат, еще недавно нежно любящий свою сестру, за несколько секунд до смерти становится воплощением Зла, проклинающим мнимую виновницу своих бед и несчастий; юный студент буквально на глазах теряет возможность дарить цветы своей возлюбленной: те вянут от одного только его прикосновения; кровь становится водой, а вода – вином…

Волшебный список можно продолжать еще очень долго. У всех упомянутых фокусов – «черное» нутро, в роли иллюзиониста – сам Князь Тьмы, Мефистофель. Вместе с резко помолодевшим доктором Фаустом он отправляется в дальнюю дорогу. География их путешествия весьма обширна: из скромной комнаты, едва освещенной одинокой лампочкой, герои попадают в очаровательный средневековый немецкий городок, где здания напоминают пряничные домики, а жители – сказочных персонажей Э.Т.А.Гофмана и братьев Гримм. А дальше их ждет волшебный сад Маргариты. Это место дышит любовью, красотой и нежностью, буквально излучает свет. Четкая проекция на внутренний мир героини! Территория душевной чистоты и непорочности сменяется темным, мрачным царством, миром, где живет и правит Мефистофель – Адом. Но даже в обители зла то и дело мелькают многочисленные светлячки, дарящие веру и надежду даже в самые непростые времена. А какие яркие, колоритные персонажи населяют каждую из этих сказочно-реалистичных территорий!

Неожиданное для самого себя путешествие во времени и пространстве постоянно меняет настроение, характер и даже личность заглавного персонажа – доктора Фауста. Одинокий старик-ученый, разочаровавшийся в жизни, вере, науке и религии, готовится встретить свой последний день. Но вместо смерти алхимик получает порцию волшебного зелья, дарящего молодость, страсть, здоровье, силы и красоту. И все это – ради одной юной девушки, покорившей его. Цена мимолетного, иллюзорного счастья непомерно высока – герой будет вечно принадлежать Князю Тьмы, совершившему это преображение.

Юный Фауст – воплощенная эмоция, страсть и экспрессия. Впечатление такое, будто у него внутри все кипит и бурлит. Еще немного – и произойдет взрыв. Вторая молодость иллюзорна, даже в момент долгожданного свидания с любимой образ не наполняется светом, остается мрачным и неспокойным.

Контракт между доктором и Мефистофелем оказывается кратковременным, вернее, его «земная» составляющая, и «взросление» (точнее, старение) внезапно помолодевшего героя происходит очень быстро. Наверное, именно поэтому в третьем акте спектакля он все чаще ворчит и огрызается, летящая походка становится значительно тяжелее, а стройный стан теряет былую гибкость. И это не случайно: источник юности (Маргарита) покидает его, значит, и земной жизни Фауста тут же придет конец.

Заглавный персонаж в исполнении Георгия Васильева – яркая, горячая, страстная натура. Он покоряет мужественным, «героическим» обликом и совершенно особенным «звенящим» голосом, затрагивающим струны души. Экспрессия и стать, горящий взгляд и неутолимая жажда жизни, стремительные переходы от старости к юности и обратно, - все это создает образ ослепленного желаниями ученого, так и не сумевшего воспользоваться обретенным даром. Разумеется, не по своей вине.
Георгий Фараджев наполнил образ Фауста обезоруживающим обаянием юности. А ведь за несколько минут до этого в его светлом, «солнечном» голосе слышались мрачные, «ворчливые» нотки, свойственные старикам. У этого доктора на первый план вышли лирика и нежность, агрессия и нервозность отошли на второй план.

Главный «режиссер» и «сценарист» всего, что происходит на сцене – это, безусловно, Мефистофель. Великолепный Князь Тьмы, благообразный, утонченный, похожий на джентльмена, здесь представляет собой гибрид двух литературных персонажей – Сатану из трагедии И.В.Гете и Воланда из романа М.А.Булгакова. Он никогда никуда не спешит, не теряет самообладания, очень много и внимательно наблюдает за людьми, их поступками, мотивами, взаимоотношениями и так далее. За долгие века им сделано немало выводов, и предугадать поведение любого человека в какой угодно ситуации этот персонаж может быстро и точно. Но понять светлые, добродетельные души – задача не из легких! Вот почему Мефистофеля так привлекает Маргарита.

В распоряжении этого персонажа оказывается целая свита. Главный его ассистент – молчаливый, но очень гибкий, пластичный и незабываемый Клетчатый (Сергей Сатаров). Именно он, выполняя эффектные хореографические элементы, помогает повелителю Сил Зла творить его темную магию. Фрау Марта (Ирина Ромишевская), соседка Маргариты, доводит юную героиню едва ли не до сумасшествия, а затем сопровождает Мефистофеля в финальной сцене. Маленький паж (Рэм Златопольский) освещает дорогу в Преисподней.

Евгений Ставинский создал образ философа, наблюдающего за жизнью на Земле с изрядной долей иронии, переходящей в сарказм. Насмешливый взгляд, изысканные манеры, сардоническая усмешка и псевдо-обходительная, квази-галантная манера общения делают этого персонажа глубоким, замкнутым, но очень обаятельным.
Мефистофель Алексея Антонова напоминает фокусника-иллюзиониста, чьи глаза никогда не выдадут всего, что происходит в душе. Загадочная полуулыбка не может ввести в заблуждение – перед нами находится по-настоящему коварный тип, прекрасно знающий, что произойдет в следующее мгновение, его нельзя обмануть и перехитрить. Победа в бою долгие годы остается исключительно за ним.

Князь Тьмы искал себе достойного противника, человека, который сможет его удивить и, возможно, даже победить. И такой герой в этой истории нашелся. Точнее, героиня, Маргарита, воплощение света, чистоты, силы духа и добродетели. Безграничная вера – сильнейшее оружие, защищающее прекрасную юную душу от вторжения зла. Эта хрупкая девушка – настоящий боец, способный выдержать сильнейшую осаду невероятно сильного врага.

Маргарита Ирины Байковой замкнута. Ею овладевают глубокие раздумья, кажется, она не замечает никого и ничего вокруг себя. Но это – не более, чем иллюзия. Приглядевшись внимательно, можно заметить, как загорелись ее глаза при виде восхитительной шкатулки, как легкий румянец покрыл ее щеки во время первой встречи с Фаустом, как подкосились ноги, когда брат Валентин вернулся с войны и узнал о «грехе» сестры. Героиня борется с осаждающим ее злом. Силы покидают ее тело, зато наполняют ее душу. Последнее мгновение жизни Маргариты становится триумфом ее чистоты и непорочности.
Елизавета Соина создает образ мечтательницы, скромной снаружи и яркой, экспрессивной, обворожительной изнутри. Все эти качества, скрытые от глаз посторонних, во всей красе предстают в сцене в саду. Примеряя драгоценности, девушка преображается на глазах. Но на светлый, непорочный образ мгновенно опускается легкая тень.

Валентин, брат героини – солдат, его вполне устраивает жизнь, наполненная боями и кратковременным отдыхом от них с друзьями, доброй чаркой и шутками. Вот и готовится он отправиться к местам боевых действий, оставляя единственного родного человека – сестру – одну. Вернется он домой или нет – никому не известно. Что же делать? Поручить заботу о ее судьбе Высшим Силам. Медальон, наполненный безграничной любовью, должен защищать его во время кровопролитных сражений. Искренние чувства творят чудеса – герой возвращается домой невредимым. Но что ожидает его по возвращении? Новости печальнее некуда – Маргарита обесчещена. Теперь необходимо срочно отомстить обидчику. Но амулет, еще недавно бывший верным оберегом, сейчас стал тяжелым, как камень. Значит, оберег больше не нужен, не так ли? А ведь это – очередное испытание, посланное Князем Тьмы отдельно взятому представителю рода человеческого! И проверку эту герой, увы, не прошел.

Илья Кузьмин предстает в образе сильного, доблестного, отважного человека, мужественно принимающего необходимость своего присутствия на войне. Судьба сестры заботит его больше, чем своя собственная. Характер этого персонажа, доброго, заботливого, искреннего и гимнически торжественного, идеально «ложится» на тот особый мягкий, бархатистый, теплый оттенок, какой заложен внутри баритона. Тем интереснее драматургически-музыкальное воплощение метаморфозы, происходящей в конце спектакля при непосредственном участии темных сил.
Валентин Алексея Богданчикова произвел впечатление младшего брата, юного, пылкого, искренне беспокоящегося о сестре, но не до конца еще осознавшего масштабов опасности, какую таит в себе война и тех изменений, которые она подчас вносит в личность человека. А что дальше? Неконтролируемые эмоции, гнев, несущий за собой разрушительные последствия.

Самый добрый персонаж спектакля – студент Зибель, безответно и безнадежно влюбленный в Маргариту. Он очень искренний, и даже в самый тяжелый момент предан своей Прекрасной Даме, готов на все, чтобы помочь ей в постигшей беде. В исполнении Анны Синицыной этот герой греет душу невероятной мягкостью и теплотой голоса, очаровательной улыбкой, совсем еще детской наивностью, впечатлительностью и естественностью.

Вагнер – заводила среди солдат. Он всегда во главе строя, определяет настроение и характер марша. Неприятный сюрприз от таинственного гостя достается и ему: молодой человек получает предсказание о своей гибели в бою.

Образы, созданные Дмитрием Орловым и Борисом Жуковым, напоминают ярких, красочных оловянных или деревянных солдатиков – любимые игрушки многих поколений мальчишек. Пластика, обаяние и эффектная работа с предметом вызывают симпатию к этому герою.

Артисты хора в этом спектакле – студенты, солдаты, горожане, девушки, женщины и духи. Чего здесь только нет – и бодрый задор басов, и светлый оптимизм теноров, и любознательность сопрано, и встревоженность альтов, и многое другое. «Земные» люди и духи, светлячки и «кукольные персонажи», сказочные жители и обитатели Преисподней, гости пасхальных празднеств и Вальпургиевой ночи, - все эти люди и волшебные создания смешались в восхитительный коктейль из музыки и драматизма.

Симфонический оркестр театра «Новая Опера» под управлением Андрея Лебедева погрузил зрителей в три волшебных мира, властителями которых выступают Фауст, Маргарита и Мефистофель. Чего только не отражено в богатом музыкальном материале: и прекрасная душа героини, и саркастическое коварство Князя Тьмы, и душевные терзания доктора, и любовь, и ярость, и возвышенное, и низменное, и душа, и плоть, и юность, и старость, и Рай, и Ад, и многое другое.

Ольга Пурчинская

Фотографии Марины Айриянц

еще фотографии:

5 декабря
6 декабря

Категория: Театр » Музыкальный театр