интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Театр » Музыкальный театр » "Простым рожден я быть певцом…": 200-летию со дня рождения А.К.Толстого посвящается…

 
 
 

"Простым рожден я быть певцом…": 200-летию со дня рождения А.К.Толстого посвящается…

Автор: Ольга Пурчинская от 11-11-2017, 04:49, посмотрело: 196

5 сентября (24 августа по старому стилю) 2017 года исполнилось 200 лет со дня рождения русского поэта, писателя и драматурга Алексея Константиновича Толстого (1817 – 1875), представителя знаменитого графского рода Толстых. Его творческое наследие обширно. Автор оставил глубокий след во всех родах литературы. Некоторые произведения знакомы нам еще со школьной скамьи, приобщение к другим происходит позже.

Лирика А.К.Толстого нашла отражение в вокальных миниатюрах русских и европейских композиторов XIX – XX веков. Сочинения А.П.Бородина, Ц.А.Кюи, Н.А.Римского-Корсакова, С.И.Танеева, А.Т.Гречанинова, Ф.Листа, С.В.Рахманинова, П.И.Чайковского и П.П.Булахова звучали 9 ноября 2017 года в Зеркальном фойе московского театра «Новая Опера» имени Е.В.Колобова. В этот день прошел камерный концерт в двух отделениях «Простым рожден я быть певцом…», посвященный 200-летию со дня рождения поэта.

"Простым рожден я быть певцом…": 200-летию со дня рождения А.К.Толстого посвящается…Автор идеи, партия фортепиано, комментарий к программе – Михаил Сегельман.

Первое отделение:
А.П.Бородин (1833 – 1887). «Спесь». Солист – Александр Попов (баритон);
Ц.А.Кюи (1835 – 1918). «Звонче жаворонка пенье…». Солистка – Виктория Шевцова (лауреат Международного конкурса, сопрано); «Слушая песнь твою…». Солист – Александр Попов;
Н.А.Римский-Корсаков (1844 – 1908). «Запад гаснет в дали бело-розовой…». Солистка – Александра Саульская-Шулятьева (Заслуженная артистка Удмуртии, меццо-сопрано); «Не ветер, вея с высоты…». Солистка – Ольга Ионова (лауреат Международного конкурса, сопрано); «Горними тихо летела душа небесами…». Солистка – Ольга Терентьева (лауреат Международных конкурсов, сопрано); «Звонче жаворонка пенье…». Солистка – Елена Терентьева (лауреат Международных конкурсов, сопрано);
С.И.Танеев (1856 – 1915). «Не ветер, вея с высоты…». Солистка – Александра Саульская-Шулятьева;
А.Т.Гречанинов (1864 – 1956). «Острою секирой…». Солистка – Ольга Ионова;
Ф.Лист (1811 – 1886). «Слепой певец». Мелодекламация. Солистка – Александра Саульская-Шулятьева.

Второе отделение:
Ф.Лист. «Не брани меня, мой друг…». Солистка – Виктория Шевцова;
С.В.Рахманинов (1873 – 1943). «Тебя так любят все…». Солистка – Александра Саульская-Шулятьева; «Смеркалось…». Солистка – Эльвира Хохлова (Заслуженная артистка России, сопрано);
П.И.Чайковский (1840 – 1893). «Слеза дрожит…». Солист – Александр Попов; «Не верь, мой друг…». Солистка – Ольга Терентьева; «Средь шумного бала…». Солист – Анджей Белецкий (лауреат Международного конкурса, баритон); «То было раннею весной…». Солистка – Елена Терентьева; «Кабы знала я…». Солистка – Ольга Терентьева; «Серенада Дон Жуана». Солист – Анджей Белецкий; Дуэт «Минула страсть». Солистки – Елена Терентьева, Ольга Терентьева; «Благословляю вас, леса…». Солист – Анджей Белецкий;
П.П.Булахов (1822 – 1885). «Колокольчики мои…». Солистка – Эльвира Хохлова.

Автор идеи концерта Михаил Сегельман составил программу вечера таким образом, чтобы раскрыть сложный, многообразный мир поэта максимально ясно и глубоко. Этого эффекта удалось достичь при помощи прикосновения к камерному творчеству сравнительно небольшого количества композиторов. Новые грани лирических произведений А.К.Толстого открылись меломанам в миниатюрах, прежде всего, Н.А.Римского-Корсакова и П.И.Чайковского. Но не менее интересны и насыщены сочинения остальных композиторов – А.П.Бородина, С.И.Танеева, Ц.А.Кюи, Ф.Листа и др.

Песни и романсы – совершенно особенные жанры музыкальных произведений. Дуэты голоса и рояля раскрывают нам тайны, скрытые глубоко внутри знакомых текстов. Мелодическое обрамление по-новому расставляет смысловые акценты. В результате вперед выходит не то, что мы считали главным, декламируя стихотворение или поэму. Наблюдение может превратиться в размышление, фантазия – в предчувствие, спокойствие – в бурю, и так далее.

Диалоги голоса и инструмента зажимают самые разные струны души. Это зависит и от характера исполняемого произведения, и от тембральной окраски голоса. Так, высокое, «хрустальное» сопрано буквально пропитано светом и чистотой; низкое сопрано несет тепло и глубину, а меццо-сопрано – драматизм и надрыв; наконец, баритон поражает разнообразием эмоций, от веселого разгула широкой души до элегических раздумий и романтического разлада героя со своим внутренним миром.

Не все стихотворения А.К.Толстого композиторы использовали полностью. В некоторых случаях на мелодию положено лишь несколько строф. Эти фрагменты в музыкальном обрамлении воспринимаются совершенно иначе. Иногда кажется, что в таком случае выведенные литературоведами «главная» и «побочная» темы, заложенные автором, меняются местами. Или вообще на авансцену выводится нечто иное, то, чего раньше никто не замечал. А творчество музыкантов позволяет по-новому расставить смысловые акценты. Кто знает, возможно, и поэт смотрел не в ту сторону, куда настойчиво ведут своих учеников искусствоведы?

Дуэты голоса и фортепиано – полноценные, предельно насыщенные диалоги, живо, ясно передающие те сложные образы, какие заключены в литературном и музыкальном материале камерной миниатюры. Средства музыкальной выразительности, актерское мастерство и безграничное богатство русского языка позволяют артистам «Новой Оперы» рассказывать о знаменитых поэтах и композиторах при помощи их песен, романсов и стихотворений, положенных на музыку. Кстати, мелодекламация – монолог, ритмичный, глубокий, пропитанный драматизмом, - произвела сильнейшее впечатление. Синтез искусств поистине творит чудеса!

Ольга Пурчинская

Фотография Марины Айриянц
еще фотографии

Категория: Театр » Музыкальный театр