интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Театр » Музыкальный театр » Король, шут и убийца, поражающий одним словом, в опере Джузеппе Верди "Риголетто"

 
 
 

Король, шут и убийца, поражающий одним словом, в опере Джузеппе Верди "Риголетто"

Автор: Ольга Пурчинская от 5-11-2017, 05:23, посмотрело: 320

«С ним мы равны: владею словом, а он – кинжалом:
Я зло над всем смеюсь, он – убивает»…


Два человека с разными судьбами: один – бродяга, другой – придворный. Первый – наемный убийца, цена его услуг невелика: он быстро выполняет свою работу за двадцать скуди. Второй – шут, служит при дворе, его задача – смешить короля и придворных, делать их вечера веселыми, а обстановку во дворце – непринужденной.

Наемного убийцу зовут Спарафучиле, шута - Риголетто, и имя это стоит в заглавии оперы Дж.Верди (либретто Ф.М.Пьяве по мотивам драмы В.Гюго «Король забавляется»). Каждый музыкальный фрагмент этого сочинения – истинная жемчужина, украшающая репертуар многих артистов. Арии, дуэты, ансамблевые и хоровые сцены, а также симфонические фрагменты раскрывают глубину характеров персонажей, помогают острее почувствовать драматизм обстоятельств и ощутить себя соучастником действа.

«Риголетто» - частый «гость» сцены московского театра «Новая Опера» имени Е.В.Колобова, один из ее «старожилов»: постановка ведет свою историю с конца прошлого века – с 19 декабря 2000 года. Режиссер – Ральф Лянгбака. Сценография и костюмы – Леннарт Мёрк. Хормейстеры – Наталья Попович (Народная артистка России, лауреат Государственной премии России), Андрей Лазарев. Художник по свету – Глеб Фильштинский.

Итак, горбатый шут Риголетто, обозленный на весь мир, и холодный, расчетливый убийца Спарафучиле, своим видом напоминающий бродягу, впервые встречаются в темном, мрачном лесу. Встреча носит характер знакомства, но даже небольшого обмена репликами становится достаточно, чтобы заронить в черной душе центрального персонажа мысли об избавлении от обитателей ненавистного ему королевского двора.

Король, шут и убийца, поражающий одним словом, в опере Джузеппе Верди "Риголетто"3 ноября 2017 года трагическая история Риголетто, жестокого обличителя пороков современного ему общества, карателя и вершителя судеб невинных жертв, стала истинным торжеством Грандиозных Личностей и Виртуозного Ансамбля.
Дирижер – Василий Валитов (Заслуженный артист Республики Татарстан).
В ролях:
Герцог МантуанскийАлександр Богданов (лауреат Международного конкурса, тенор);
Риголетто, придворный шутБорис Стаценко (лауреат Международных конкурсов, баритон);
Джильда, его дочьИрина Костина (лауреат Международных конкурсов, сопрано);
Спарафучиле, наемный убийцаАндрей Фетисов (бас);
Маддалена, его сестраАнна Викторова (лауреат Международных конкурсов, меццо-сопрано);
Граф МонтеронеВладимир Кудашев (Заслуженный артист России, бас);
Марулло, придворныйАлександр Попов (баритон);
Борса, придворныйМаксим Остроухов (тенор);
Граф ЧепраноБорис Жуков (бас);
Графиня ЧепраноСветлана Скрипкина (лауреат Международного конкурса, сопрано);
ДжованнаЕлена Свечникова (Заслуженная артистка России, меццо-сопрано);
ТюремщикСергей Тарасов (бас);
ПажЕкатерина Смолина (сопрано).

Шут – по обстоятельствам, король – по внутреннему миру. Таким предстает Риголетто в исполнении Бориса Стаценко. Суровый обличитель пороков общества, остряк-насмешник, жестокий каратель и кровавый мститель, - именно таким мы видим центрального персонажа на очередном празднике во дворце герцога Мантуанского. Выражение лица постоянно меняется, не проходит ни мгновения, чтобы невозможно было разглядеть отношение героя ко всем придворным аристократам.
Мрачный, трагический образ Риголетто разбавляется красками нежности и света, как только он покидает ненавистный замок и возвращается к себе домой, где его ждет единственная любящая и любимая душа – дочь Джильда. Здесь оказывается, что черная душа способна на прекрасные чувства. «Темный» человек на несколько минут преображается до неузнаваемости, ведь он говорит не просто с юной красавицей, а с собственной Вселенной, со смыслом жизни.
Придворный шут очень боится потерять свое бесценное сокровище. В итоге его главный страх материализуется. Ненависть к герцогу и его свите, одолевающая центрального персонажа много лет, оказывается сильнее любви, тьма затмевает свет настолько, что солнце над человеческим горизонтом Риголетто не взойдет больше никогда.

Наблюдение за жизнью персонажей Бориса Стаценко, их ростом и неустанным развитием – особенное удовольствие для театралов. Невероятная глубина образов, правдивость и искренность чувств, сильное драматическое нутро, живая мимика, открытый темперамент, мощный голос, переходы от нежности к агрессии, от света к тьме, от добра к злу и так далее – те самые «винтики», без коих сложно представить себе интересную роль артиста-виртуоза.

Единственный источник света в мрачной жизни Риголетто – дочь Джильда. В исполнении Ирины Костиной она – воплощение юности, нежности, легкости и изящества. «Хрустальный» голос виртуозно выводит сложнейшие колоратурные пассажи, а хрупкая, воздушная фигура и белое пышное платье превращают героиню в символ доброты, любви и красоты.
Но эта девушка – не просто изящная статуэтка. Прежде всего, перед нами человек, желающий жить полной жизнью и способный на сильные чувства. В финале спектакля молоденькая барышня, желая спасти человека, ставшего смыслом ее жизни, готова пожертвовать самым ценным, что у нее есть. В этот момент в еще совсем недавно нежной, «прозрачной» девушке просыпаются такая сила духа, непоколебимая воля и решительность, о каких никто и не догадывался!

Отец и Дочь. Два мира. Две планеты, которые так и не смогли стать единым целым, достичь гармонии и обрести долгожданное счастье. Так что трагический исход, вероятно, был неизбежен. Вероятно, горбун так и не отпустил бы свое дитя, не дал бы ей жить с тем, кто придется ей по сердцу.

Герцог Мантуанский в исполнении Александра Богданова произвел впечатление человека, уже давно научившегося разбираться в девушках и знающего толк в пирах, развлечениях и забавах.

Еще один жестокий обличитель пороков современного ему общества – граф Монтероне (Владимир Кудашев). Но это – не просто борец за справедливость. Прежде всего, перед нами оказывается представитель обесчещенного рода. Персонаж проклинает тех, кто уничтожил репутацию его дочери. По сути, это – завязка сюжета, основа всех дальнейших событий.

Лед и Пламень. Холодный расчет и Горячий темперамент. Кровожадность и Харизма. Жестокость и Страсть. Все это – о семейном «подряде» наемного убийцы Спарафучиле (Андрей Фетисов) и его сестры Маддалены (Анна Викторова). Она – знойная, роскошная красавица, обладающая роскошным голосом и сильнейшим магнетизмом – завораживает жертв и подготавливает их к «операции». Он – опытный в своем деле человек – спокойно, без лишней суеты и каких-либо эмоций выполняет очередное «поручение».

Придворные дамы и господа – Марулло (Александр Попов), Борса (Максим Остроухов), граф (Борис Жуков) и графиня (Светлана Скрипкина) Чепрано, паж (Екатерина Смолина), а также артисты хора – это пестрая толпа, и, одновременно, галерея ярких образов. Здесь мы видим родовитых богачей, любителей вкусно поесть, потанцевать и повеселиться. Слухи, сплетни, интриги, коварные проделки – ничто не чуждо этим людям. Любители ночных приключений готовы даже отправиться в лесную чащу, чтобы отомстить излишне активно, моментами сурово и даже жестоко высмеивающему их шуту. Вот только оказалось им совсем невесело…

Симфонический оркестр театра «Новая Опера» под управлением Василия Валитова погрузил зрителей в роскошную, изысканную атмосферу парадного зала герцогского жилища. Музыкальный материал сделал разговоры еще более вкрадчивыми, объятия – страстными, а танцы – галантными. Мелодии Дж.Верди окружили особым сиянием нежный образ Джильды, добавили «огня» роковой женщине Маддалене, наполнили мраком сердце Риголетто и холодом душу Спарафучиле. Лес стал еще более темным, а дом горбуна – светлым и уютным.

Ольга Пурчинская

Фотография Марины Айриянц
еще фотографии

Категория: Театр » Музыкальный театр