интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Театр » Музыкальный театр » Домик, полный чудес, для Гензеля, Гретель и других детей всех возрастов и профессий

 
 
 

Домик, полный чудес, для Гензеля, Гретель и других детей всех возрастов и профессий

Автор: Ольга Пурчинская от 10-10-2017, 05:02, посмотрело: 296

«…ведь даже в самый трудный час
Бог хранит и любит нас!»


Каким должен быть спектакль для всей семьи? Малышам хочется видеть волшебную сказку, сотканную из ярких эффектов, чудес, происходящих на их глазах, красивых героев, торжества Добра над Злом и так далее. Взрослым зрителям нравится, когда постановщики наполняют такие истории глубоким философским подтекстом, несут в себе не только Развлечение, но и Познание.

Домик, полный чудес, для Гензеля, Гретель и других детей всех возрастов и профессий8 октября 2017 года московский театр «Новая Опера» имени Е.В.Колобова представил первую премьеру 27-го сезона – оперу для детей и не только «Пряничный домик, или Гензель и Гретель» (музыка Э.Хумпердинка, либретто А.Ветте, литературная основа – сказка братьев Гримм «Гензель и Гретель», русский текст – Е.Поспелова, О.Прохорова). Музыкальный руководитель и дирижер – Андрей Лебедев (лауреат премии «Золотая маска»). Режиссер – Екатерина Одегова. Художники – Этель Иошпа (лауреат премии «Золотая маска»), Анна Кострикова. Хормейстер – Юлия Сенюкова. Свет – Тимофей Ермолин. Драматург – Михаил Мугинштейн.

В ролях:
Петер, вязальщик метелИлья Кузьмин (лауреат Международных конкурсов, баритон);
Гертруда, его женаНаталья Креслина (лауреат премии города Москвы, сопрано);
Гензель, их сынАнна Синицына (меццо-сопрано);
Гретель, их дочьЕкатерина Миронычева (сопрано);
Пряничная ведьма (Knusper Hexe) – Дмитрий Пьянов (тенор);
Песочный человечек / Человечек росыЕлена Терентьева (лауреат Международных конкурсов, сопрано).

Соло в оркестре:
Максим Гусев (лауреат Международного конкурса, скрипка);
Павел Безинский (лауреат Международного конкурса, альт);
Сергей Лушин (виолончель).

Основа визуального ряда постановки – небольшой домик, расположенный на лесной опушке. Это – не просто здание, а самый настоящий чудо-конструктор.
В начале мы видим «аскетичный» вариант – хижину бедного вязальщика метел Петера, которую он делит со своей женой Гертрудой и двумя детьми – сыном Гензелем и дочкой Гретель. Живут дружно, как говорится, в тесноте, да не в обиде. Здесь часто бывает нечего поесть, но царит теплая, веселая атмосфера. Люди, любящие друг друга всем сердцем и душой, по четкому убеждению отца семейства, богаче иных вельмож, все время ссорящихся и постоянно излучающих негатив. Крошечная кухня вызывает светлое чувство ностальгии у взрослых зрителей: обстановкой своей она напоминает аналогичное помещение советских квартир. Небольшая плита, яркая утварь и металлические банки для сыпучих продуктов отправляют во времена счастливого детства.
Кульминация спектакля также происходит внутри домика, но совсем иного. За несколько минут антракта скромное жилище волшебным образом преображается в предел мечтаний многих детей, особенно таких голодных, как Гензель и Гретель. На другой опушке огромного леса малышей ждет встреча с избушкой, построенной из свежих, мягких и ароматных пряников. Окна сделаны из леденцов, а крыша покрыта самым лучшим шоколадом. Все сказочное жилище щедро украшено зефиром, карамельными тростями и леденцами на палочке. Визит в такое место – невероятное удовольствие для детей! Но за радости необходимо платить, а цена порой оказывается непомерно высокой.
Еще одно важное место действия спектакля – лес, место, где обитают не только растения и животные, но и волшебные существа, духи природы, способные как спасти человеку жизнь, так и накликать на него беду. Невероятной красоты поляна днем пестрит яркими цветами и спелыми плодами, а ночью загадочное мерцание светлячков может ввести в транс кого угодно!

Эта история – эффектное сочетание сказочных чудес и легких, ненавязчивых уроков. Она дает возможность не только поверить в иллюзии, но и познать вечные ценности. Безграничная сила веры, надежды и любви, дружба, находчивость, смелость и неразрывные семейные узы способны найти выход из самого затруднительного положения, отыскать заветную дорогу к родному дому, сделать своим родным незабываемый, счастливый праздник, на который еще совсем недавно не было средств.

Каждый герой представляет собой яркую индивидуальность. Образы полны нюансов, придающих интересный, порой неожиданный оттенок классической музыкально-драматической палитре.

Анна Синицына (Гензель) и Екатерина Миронычева (Гретель) достигли полного слияния со своими персонажами. Уже с первых секунд спектакля появилось устойчивое ощущение, что перед нами – не взрослые артистки, а маленькие дети или подростки. Сочные, звонкие, свежие голоса наполнены искренностью и теплотой, а легкие, несколько угловатые движения несут в себе живое, естественное, безграничное обаяние юности.

Очаровательным деткам – замечательных родителей! Илья Кузьмин (Петер) и Наталья Креслина (Гертруда) создали образы добрых людей, веселых оптимистов, темпераментных супругов, любящих друг друга и своих малышей. И даже регулярное отсутствие средств к существованию не способно погасить внутренний свет и притупить веру в Бога (подтверждением чему служит цитата, приведенная в эпиграфе) и в лучшее будущее.
Перед нами – два абсолютно живых человека, имеющих как достоинства, так и недостатки. Излишняя эмоциональность мамы, ее гневные, громоподобные тирады могли закончиться для детей очень плохо.
Папа – работящий, но не слишком успешный ремесленник. Любая профессиональная удача приводит не только к приобретению вкусных гостинцев для всей семьи, но и к потреблению отцом «бодрящих» напитков.
Очень интересно наблюдать, как стремительно меняются в течение спектакля состояния обоих родителей – от веселости к ярости, от агрессии к озабоченности, от радости к ужасу, от паники к счастью.

Конфетная ведьма в этом спектакле предстает в амплуа травести. Эту партию исполнил Дмитрий Пьянов, сначала напугавший, а затем очаровавший всех малышей в зале. Хозяйка пряничного домика, такая же пестрая, как сладости на его фасаде, - злая колдунья. Она заманивает к себе в дом детей (что сделать совсем просто, приманка-то какая – пряники, леденцы, шоколад, конфеты и так далее!), запекает в печи и съедает. А в промежутках бегает по залу, общается со зрителями и воздействует на них безграничным обаянием.

Очень сложно представить сказочный лес без волшебных существ. Такие здесь тоже встречаются! Например, Песочный человечек и Человечек росы (обе партии исполнила Елена Терентьева).
Первый живет в дупле, появляется только ночью и усыпляет своим чарующим пением всякого бдящего путника.
Второй появляется на заре. Светлое, прелестное журчание «серебристого» голоса, напротив, пробуждает даже тех, кто находится во власти снотворных чар.

Артисты хора в спектакле воплощают разнообразные образы Тревожной матери, Старого ангела, Лыжника-гнома, Оленя, Козла, Ворона, Волка, Русалки, Петуха-родителя, Грибов-детей и Ангелов-детей. Эта пестрая, разноцветная компания не только внимательно наблюдает за всем, что происходит, но и создает постоянное движение, журчание, шелест и иные звуки природы, без которых невозможно представить себе никакой лес – ни настоящий, ни сказочный.

Симфонический оркестр театра «Новая Опера» имени Е.В.Колобова под управлением Андрея Лебедева погрузил маленьких и взрослых зрителей в чудесную атмосферу волшебной истории. Потрясающий, глубокий, насыщенный музыкальный материал эффектно оттеняет самые разные эмоции: радостное предвкушение Рождества, напряженность после семейного конфликта, леденящий душу страх, мрачное предчувствие беды, одухотворенную веру в Бога, возбуждение при поедании вкусных сладостей, вводящую в оцепенение панику, счастливое воссоединение семьи и многое другое.

«Пряничный домик, или Гензель и Гретель» - спектакль, который и развлекает, и завораживает, и дает богатую пищу для ума. Постановка Екатерины Одеговой будет интересна представителям нескольких поколений одного семейства – от опытных театралов до самых маленьких ценителей искусства.

Ольга Пурчинская

Фотография Марины Айриянц
еще фотографии

Категория: Театр » Музыкальный театр