интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Театр » Музыкальный театр » От сельской глуши до блестящей столицы, или Томление неприкаянной души в опере "Евгений Онегин"

 
 
 

От сельской глуши до блестящей столицы, или Томление неприкаянной души в опере "Евгений Онегин"

Автор: Ольга Пурчинская от 25-09-2017, 04:59, посмотрело: 249

Бескрайние просторы российской глубинки. Широта и щедрость сельских праздников. Изысканные танцы и долгие беседы, основанные на доброжелательности и доверии. Песни, проникающие глубоко в душу, услаждающие слух и ласкающие сердце… Все это – сцены из жизни русской древни, подробно описанные А.С.Пушкиным в его романе в стихах «Евгений Онегин» и П.И.Чайковским в одноименной опере (либретто композитора в соавторстве с К.С.Шиловским).

Совсем другим предстает в этих двух бессмертных сочинениях великосветский Петербург. Столица Российской Империи представлена во всем свойственном ей роскошном блеске, очень торжественная и помпезная. Но даже здесь, несмотря на принятые строжайшие нормы и правила, есть место человеческим взаимоотношениям, глубоким раздумьям, окрыляющей радости, светлой грусти, беззаботному веселью, философскому созерцанию и так далее.

Спокойная жизнь в сельской глуши или ежедневные балы, приемы и светские рауты в Петербурге? Что больше по душе молодому аристократу, никогда нигде не служившему и не обремененному материальными проблемами? Везде скучает заглавный персонаж романа в стихах А.С.Пушкина и оперы П.И.Чайковского «Евгений Онегин». Душа «молодого повесы» нигде не может найти успокоения, неустанно стремится сменить обстановку, но призраки прошлого следуют за ним по пятам. Обрести гармонию со своим внутренним миром этот герой не сможет никогда и нигде.

Тема «лишнего» человека, неприкаянной души, обреченной на вечные странствия, заигравшая особенно яркими красками в оперной интерпретации, крайне востребована в российской театральной среде. На сегодняшний момент опера «Евгений Онегин» существует в репертуаре львиной доли отечественных театров.

Одна из самых интересных версий «лирических сцен в семи картинах» вот уже более двух десятилетий является, можно сказать, одним из символов московского театра «Новая Опера» имени Е.В.Колобова. Премьера «Евгения Онегина» в музыкальной редакции Евгения Колобова (Народный артист России) состоялась 5 октября 1996 года. Режиссер – Сергей Арцибашев (Народный артист России). Сценография – Юрий Бархин (Народный художник России). Костюмы – Элеонора Маклакова (Народный художник России). Свет – Сергей Макряшин. Хормейстеры – Наталья Попович (Народная артистка России), Андрей Лазарев.

Спектакль, лишенный антрактов, проходит на одном дыхании. Беспрерывное действие как бы стирает все рамки – временные, пространственные, сезонные и так далее. Конфликты обостряются до предела, отчаяние трогает до глубины души, ярость мгновенно накаляет атмосферу добела.

От сельской глуши до блестящей столицы, или Томление неприкаянной души в опере "Евгений Онегин"Сильнейший эмоциональный фон, колоссальное напряжение и полное единение персонажей со зрителями случились в «Новой Опере» на представлении «Евгения Онегина» 22 сентября 2017 года.

Дирижер – Андрей Лебедев (лауреат премии «Золотая маска»).

В ролях:
ОнегинИлья Кузьмин (лауреат Международных конкурсов, баритон);
ТатьянаЕлизавета Соина (сопрано);
ОльгаВалерия Пфистер (лауреат Международного конкурса, меццо-сопрано);
ЛенскийЯрослав Абаимов (лауреат Международного конкурса, тенор);
ЛаринаЕлена Свечникова (Заслуженная артистка России, меццо-сопрано);
НяняИрина Ромишевская (Заслуженная артистка России, меццо-сопрано);
ТрикеАнтон Бочкарев (тенор);
ЗарецкийАндрей Фетисов (бас);
ГреминВладимир Кудашев (Заслуженный артист России, бас).

Семь сцен идут одна за другой, без перерыва. Герой плавно перемещается в следующий эпизод, погруженный в омут собственных внутренних проблем и страданий. При этом, внешние обстоятельства, в которых придется жить дальше, уже иные. Как же «сбросить» груз прошлого, ведь он так сильно давит на плечи?!

Татьяна так и не смогла оправиться после знакомства с Онегиным. Под покровом ночи она, охваченная сильным приступом вдохновения, изливает тонкую, ранимую, нежную девичью душу на листе бумаги. Маленькую темную комнату сменяет просторный сад, а внезапный творческий порыв – страх, стыдливость и моральное опустошение.
Через два года (в шестой картине) мы видим уже совершенно иную Татьяну. Вместо скромной, искренней юной девушки появляется роскошная, блистательная, изысканная молодая дама. Теперь она – княгиня, вращающаяся в высшем свете Петербурга. Мимолетная встреча с давним возлюбленным возрождает воспоминания и на минуту высвобождает горячую, страстную душу.

Героиня в исполнении Елизаветы Соиной – гармоничное сочетание вдумчивости и мечтательности, разума и наивности, душевной чистоты и мудрости. Это горячая, страстная натура, способная хладнокровно мыслить, быстро оценивать ситуацию и принимать правильное решение. Детская непосредственность и искренность Татьяны- обитательницы глуши сменяется несколько холодным величием и лоском великосветской дамы. Пройдя через все семь (точнее, шесть) картин, она «растет», и к концу произведения становится по-настоящему глубоким, зрелым человеком, верной подругой своему супругу и (в будущем) доброй, мудрой матерью грядущего потомства.
Яркий, теплый голос красивого, богатого оттенка очень тонко передает сложнейшую, контрастную палитру оттенков настроения и эмоционального состояния героини – сначала влюбленной и отвергнутой, а затем – сдержанной и разумной.
Изменилась ли Татьяна за два года? Безусловно! Время оказалось не властно лишь над ее любовью, вкусить которую ей так и не удалось.

Онегин – блестящий аристократ, выходец из высшего света Петербурга. «Сладкая жизнь» ему наскучила настолько, что он решил сменить обстановку и перебрался жить в сельскую местность. Но чем здесь можно заняться? Как развлекаться? Общество в этих местах совершенно другое – не то, что в столице. Тут все «живое», настоящее, искреннее.
Этот герой никак не может обрести гармонию с собственным внутренним миром, потому хорошо себя чувствовать он не сможет нигде. Такой человек будет ощущать себя «другим», в каком обществе бы ни оказался. Отсюда и непроходящая скука, и бесконечное томление неприкаянной души, и агрессия по отношению к обществу, тщательно маскируемая полным равнодушием и ледяным пренебрежением. А что же находится в самой сути заглавного персонажа, за надежно защищающей его «броней»? Горячее сердце способно чувствовать, радоваться, печалиться, страдать и так далее. Быть счастливым Евгению быть не дано – в этом спектакле за объяснением героев следует трагическая развязка.

Илья Кузьмин создал образ романтического героя, окруженного ореолом таинственности и загадочности. Его Онегин точно сошел со страниц одной из французских книг, которые так любили читать русские барышни первой четверти XIX века. Холодный, равнодушный, изысканный, погруженный в свои мысли, отстраненный, замкнутый, он мгновенно смутил покой Татьяны.
В начале спектакля мы видим героя, больше похожего не на участника событий, а на стороннего наблюдателя, мимолетным взглядом следящего за всем, что происходит. Легкая улыбка, взгляд, полный иронии, секундный интерес, затем - насмешка… Но все это возникает лишь на мгновение, после чего Онегин вновь впадает в апатию, скучает и тоскует. Хорошо такому человеку не будет нигде и никогда. Он обречен на вечные странствия, которые не принесут ему ни счастья, ни удовлетворения.
Лучший способ немного развеяться, когда тоска стала практически невыносимой, а финансовые проблемы отсутствуют - отправиться в дальние страны, сменить обстановку. Но внесет ли это благотворные изменения во внутреннее состояние героя? Нет! И на чужбине не смогла его душа обрести покой и гармонию.
Возвращение в светский Петербург и мимолетная встреча с «новой», величественной и прекрасной Татьяной меняют образ Онегина до неузнаваемости. Теперь его эмоции становятся сильными, открытыми и естественными. Холод и отстраненность сменяются почти молодецкой горячностью и порывистостью. В движениях проявляется яркая страсть, а в голосе, до этого спокойном, лирически-благородном, - глубина, драматизм и сокрушительная, «стихийная» сила.

Обаятельным, поэтичным, изысканно-аристократичным, искренним, по-мальчишески горячим предстал Ленский в исполнении Ярослава Абаимова. Этот герой покорил своей живостью и естественностью. Любовь и уважение, симпатия и восхищение, притяжение и отторжение, отчаяние и обида, гордость и честолюбие, - все это (и многое другое) отразилось на одухотворенном лице юноши, прошедшего за несколько минут путь от счастливого жениха и друга до обреченного человека, преданного двумя самыми дорогими людьми.

Ольга (Валерия Пфистер) – юная, веселая, обворожительная, беззаботная девушка, совершенно непохожая на свою старшую сестру Татьяну. Маленькая шалунья, она – сгусток жизненной энергии, символ весны, пробуждающейся природы.
Очень интересно сочетание образа совсем еще ребенка и низкого голоса, теплого, «пряного», завораживающего. Ольга – насмешница и легкомысленная кокетка. Но в самый драматичный момент, предшествующий дуэли, кажется, она разом резко взрослеет.

В образе помещицы Лариной (Елена Свечникова), похоже, присутствуют черты характера, свойственные ее дочерям, Татьяне и Ольге. В далекой юности она тоже любила читать французские романы, много думала о них, переживала, давала волю воображению. Однако, эта меланхолия довольно быстро покидала ее, уступая место природной живости и веселости.

Няня (Ирина Ромишевская) – крестьянка, уже много лет служащая в имении Лариных и вырастившая несколько поколений барских детей. Это добрая женщина, всем сердцем любящая своих воспитанниц и искренне, старательно заботящаяся о них.
Несмотря на солидный возраст, эта героиня не утратила обаяния и даже легкого кокетства. Рассказывая о своей далекой юности, она молодеет буквально на глазах. К сожалению, лишь на несколько минут.

Князь Гремин (Владимир Кудашев) – офицер, представитель высшего света Петербурга, родственник Онегина. Этого персонажа, мужа Татьяны, выделяют безграничная сила духа, богатство внутреннего мира и чисто русская широта души.
За время воинской службы ему пришлось пройти через ряд серьезных испытаний. Герой был серьезно ранен, получил тяжкие увечья. Тем не менее, душа его осталась молодой, а это значит, что Гремин сможет любить крепко, сильно, искренне не только свою жену, но и детей. В отличие от Онегина, его счастье оказалось возможным.

По-французски галантен, безгранично обаятелен и очарователен Трике в исполнении Антона Бочкарева. Его наивно-искренние куплеты, кажется, способны разрядить напряженную атмосферу, наполнить ее светом и доброжелательностью.

Зарецкий (Андрей Фетисов) – офицер старой закалки. С одной стороны, это – галантный кавалер и распорядитель на сельском празднике, может и светский разговор поддержать, и серию вальсов-экосезов-котильонов в самой пестрой компании станцевать. С другой стороны, мы видим непримиримого педанта, прагматика, тщательного блюстителя правил, обычаев и традиций. Прежде всего это касается проведения дуэлей.

Два непохожих друг на друга мира – галантный, изысканный, помпезно-роскошный великосветский Петербург и уютную, душевную, очень человечную сельскую местность – живописно представили артисты хора, исполнившие партии гостей на балах у Лариных и Гремина, крестьян, крестьянок, офицеров, помещиц и помещиков.

Симфонический оркестр театра «Новая Опера» под управлением Андрея Лебедева углублял образы героев, «рисовал» картины быта русской деревни и, на контрасте, дворцов и набережных столицы Российской Империи.
Томление неприкаянной души Онегина, глубокие переживания Татьяны, пылкая натура Ленского, девичье обаяние Ольги, величие Гремина, искреннее обаяние Трике, доброта няни и так далее, - все сложилось в яркое, живописное «полотно», изображающее сцены из русской жизни. «Нарисован» этот шедевр был силами музыки, драматургии, исполнительского мастерства и таланта артистов театра.

Ольга Пурчинская

Фотография Марины Айриянц
еще фотографии

Категория: Театр » Музыкальный театр