интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Театр » Музыкальный театр » Два спектакля "Князь Игорь" открыли двадцать седьмой сезон "Новой Оперы"

 
 
 

Два спектакля "Князь Игорь" открыли двадцать седьмой сезон "Новой Оперы"

Автор: Ольга Пурчинская от 10-08-2017, 06:06, посмотрело: 419

Театральное межсезонье, как правило, длится довольно долго. Чаще всего перерыв, необходимый для отдыха коллектива и приведения в порядок всех помещений (предназначенных как для сотрудников, так и для зрителей), продолжается месяц – полтора. Иногда эта пауза длится дольше.

В 2017 году мои летние театральные «каникулы» оказались рекордно короткими – они продлились немногим больше трех недель. Театральный сезон 2017-18 начался 7 августа в московском театре «Новая Опера» имени Е.В.Колобова.

Свой 27-й сезон «Новая Опера» открыла одним из самых популярных своих спектаклей – «Князем Игорем» А.П.Бородина (либретто автора при участии В.В.Стасова, литературная основа – «Слово о полку Игореве», один из знаменитейших памятников русской средневековой культуры). Грандиозное действо настолько полюбилось публике, что зал был забит до отказа два вечера подряд – 7 и 8 августа 2017 года.
Музыкальный руководитель и дирижер – Евгений Самойлов (Заслуженный артист России). Сценическая редакция и постановка – Юрий Александров (Народный артист России). Сценография и костюмы – Вячеслав Окунев (Народный художник России). Режиссеры по пластике – Георгий Ковтун (Заслуженный деятель искусств России), Ирина Шаронова. Хормейстеры – Наталья Попович (Народная артистка России, лауреат Государственной премии России), Марина Василькова. Художник по свету – Ирина Вторникова. Премьера состоялась 16 апреля 2011 года.

В ролях:
Два спектакля "Князь Игорь" открыли двадцать седьмой сезон "Новой Оперы"7 августа: Игорь Святославич, князь СеверскийАлексей Антонов (бас); Ярославна, его женаИрина Морева (лауреат Международных конкурсов, сопрано); Владимир Игоревич, его сын – Алексей Татаринцев (Заслуженный артист Республики Северная Осетия-Алания, лауреат премии «Золотая маска», тенор); князь Галицкий, брат ЯрославныЕвгений Ставинский (лауреат Международного конкурса, бас); Кончак, половецкий ханАндрей Фетисов (бас); Кончаковна, его дочь – Агунда Кулаева (Заслуженная артистка Республики Северная Осетия-Алания, меццо-сопрано); Овлур, крещеный половчанин – Ярослав Абаимов (лауреат Международного конкурса, тенор); Скула, гудочникСергей Тарасов[/b] (бас); [b]Ерошка, гудочникМаксим Остроухов (тенор); няняЕкатерина Кичигина (сопрано); половецкая девушкаГалина Королева (лауреат Международных конкурсов, сопрано).
Соло в оркестре: Денис Голубев (английский рожок), Антон Искеев (валторна).

Два спектакля "Князь Игорь" открыли двадцать седьмой сезон "Новой Оперы"8 августа: Игорь СвятославичАндрей Борисенко (баритон); ЯрославнаМарина Нерабеева (сопрано); Владимир ИгоревичНурлан Бекмухамбетов (Заслуженный деятель Казахстана, Заслуженный артист Республики Татарстан, тенор); князь ГалицкийЕвгений Ставинский; [b]хан Кончак[/b] – Владимир Кудашев (Заслуженный артист России, бас); КончаковнаАнна Викторова (лауреат Международных конкурсов, меццо-сопрано); ОвлурАнтон Бочкарев (тенор); Скула Анатолий Григорьевв (баритон); Ерошка Вениамин Егоров (лауреат Международных конкурсов, тенор); няня Екатерина Кичигина; половецкая девушкаГалина Королева.
Соло в оркестре: Денис Голубев (английский рожок), Антон Искеев (валторна).

Грандиозное действо, масштабные декорации, яркие образы, роскошные костюмы, великая музыка в исполнении потрясающих музыкантов и актеров, - все это (и многое другое!) приносит спектаклю любовь зрителей разного возраста. Восторженные эмоции захлестывают и подростков, и их родителей, и бабушек, и дедушек.

Мне всегда нравились постановки, представляющие собой сочетание очевидных вещей и глубоко скрытых смыслов и подтекстов. Такие спектакли очень интересно смотреть несколько раз, неизменно открывая для себя что-то новое, доселе незамеченное. Возможно, когда-нибудь найдется театрал, который сможет до конца понять замысел всех авторов разворачивающегося перед его глазами действа.

Величественный, статный, канонически совершенный древнерусский город Путивль, погруженный во мрак, уныние и предчувствие неотвратимо надвигающейся беды, контрастирует с роскошным, богато украшенным, излишне вычурным, но магнетическим, дурманящее прекрасным и загадочным половецким станом. Таковы самые общие впечатления от визуального наполнения спектакля.

Два дня. Два представления. Два состава исполнителей. В результате – совершенно непохожие друг на друга зрелища, разные эмоции, смысловые акценты и впечатления.

Центральный персонаж спектакля – Игорь Святославич, легендарный князь Северский. Несколько идеализированный владыка земель русских – предел мечтаний многих поколений подданных. Личность его скорректирована богатством языка литературного материала и безграничной щедростью музыкальной канвы.
Алексей Антонов (дебют в партии) создал образ глубокого, вдумчивого человека. Его князь внешне сдержан, скуп на эмоции. Всю бурю чувств он переживает внутри, страдает от невыносимой боли. Душа его неспокойна. Неволя тяжким бременем ложится на царственные плечи.
Игорь Святославич в исполнении Андрея Борисенко значительно более открыт. Этот герой буквально фонтанирует энергией. Взрывной темперамент и выразительные эмоции несколько теряются на фоне невыразительных жестов.

В течение двух вечеров мне впервые представилась возможность сравнить не только разные актерские интерпретации образа центрального персонажа, но и музыкальную драматургию, претерпевающую значительные изменения в зависимости от того, какой тембр голоса в данный момент исполняет главную партию.
Казалось, бас (Алексей Антонов) звучит откуда-то снизу, что, в моем представлении, символизирует угнетенную душу, вконец измученную вынужденным пребыванием в плену. Тяжкие думы просто не могут позволить внутреннему миру персонажа «парить на небесах». Сила и глубина голоса представляется некоей стихией, которая неотвратимо достигнет варваров и обязательно спасет и князя, и его угнетенный народ.
Баритон (Андрей Борисенко), на первый взгляд, обладает значительно более сильным характером. Мощная энергетическая волна, кажется, достигает каждого человека, находящегося как на сцене, так и в зале. Но именно такая натура, эмоциональная, порывистая, будет первая сражена воплощением стихии – горячими половецкими плясками.

Княгиня Ярославна – символ Преданности, Любви, Власти и Патриотизма. Как бы ни было тяжко на душе жены полководца, не вернувшегося из военного похода, в самый важный момент она возьмет бразды правления в свои руки и добьется на этом поприще немалых успехов.
Легендарная владычица в интерпретации Ирины Моревой получилась очень эмоциональной, не скрывающей обуревающих ее чувств. На первый взгляд кажется, что она на сможет мгновенно принять судьбоносное решение.
Марина Нерабеева создала образ Жены, Матери и Княгини, молодой женщины, прекрасно знающей, где она находится и как себя в сложившейся ситуации нужно вести. Ее настроение и психологическое состояние глубоко скрыты от всех. Дать волю чувствам она может, только оказавшись в одиночестве. Единственное «доверенное лицо», могущее это увидеть – верная и преданная няня (Екатерина Кичигина).

Особое настроение обоим представлениям придали молодые герои – Владимир Игоревич и Кончаковна. У этих образов красивейшее музыкально-драматургическое наполнение. Сочетание высокого мужского (тенор) и низкого женского (меццо-сопрано) голосов сливается в изумительной красоты дуэт.
Алексей Татаринцев и Агунда Кулаева… Когда эти артисты поют вместе, кажется, на время они становятся единым целым. Яркий, «солнечный» тенор соединяется с теплым, «пряно-медовым» меццо-сопрано. В результате на глазах зрителей возникает гармония, симбиоз, торжество Красоты и Таланта.
Не менее изысканный ансамбль, полный южной экзотики, зноя, страсти и темперамента, создали Нурлан Бекмухамбетов и Анна Викторова.
В ярких, звенящих, «журчащих» тенорах заключены тепло и широта русской души. Горячие, страстные, «пикантно-пряные» меццо-сопрано обволакивают, как прекрасная южная ночь с ее «бархатным» небом и щедрой россыпью роскошных бриллиантов-звезд.

Полная драматургическая противоположность Игорю Святославичу – брат его жены, князь Галицкий.
Евгений Ставинский{/b] создал образ дерзкого, нахального, по-молодецки задорного человека, коварного, подлого, но чертовски обаятельного и харизматичного.
Густой, богатый, сочно-бархатистый голос нанес на не самый лестный портрет персонажа несколько благородных, изысканных «мазков».

Образ князя эффектно оттеняют и дополняют два гудочника – [b]Скула
и Ерошка. Дуэты Сергей ТарасовМаксим Остроухов и Анатолий ГригорьевВениамин Егоров – комические персонажи с ярко выраженными элементами буффонады. Эти герои своими шутками и зажигательными плясками всегда вносят в спектакль порцию искреннего, безудержного веселья.

Еще один источник мощнейшей энергии и стихийной силы – половецкий хан Кончак.
Владимир Кудашев дополнил образ предводителя варваров-захватчиков острым взглядом, иронической ухмылкой и вкрадчивыми, «кошачьими» интонациями.
Андрей Фетисов привнес в грозный облик хана особую мимику и коварную, почти дьявольскую усмешку.

Восточный колорит спектаклю придают еще два персонажа – половецкая девушка (Галина Королева), завораживающая публику чудесным пением и очаровательным танцем, и крещенный половчанин Овлур (Ярослав Абаимов, Антон Бочкарев), поражающий своей гибкостью и пластичностью.

Поистине великолепен в широте спектра своего таланта хор театра «Новая Опера», предстающий в этом спектакле в образах воинов, бояр, представителей народа, половецких ханов, половецких девушек, жителей гарема, бесноватых и погорельцев. Роскошный блеск и нищета русской элиты и подданных, тонкие станы и особая пластика жителей востока, славянские пиры и половецкие пляски на фоне виртуозной полифонии погружают зрителя в ту далекую эпоху.

Симфонический оркестр театра «Новая Опера» под управлением Евгения Самойлова создал музыкальные образы двух миров – Запада и Востока, каждый из которых неповторим, загадочен и по-своему прекрасен. Мелодический рисунок сделал портреты героев максимально живыми и реалистичными, позволил заглянуть в самые закрытые уголки их душ и сердец.

Два вечера. Два представления. Составы, совершенно непохожие друг на друга. Но оба спектакля имеют кое-что общее – тот восторженный прием, какой публика оказала любимым артистам. «Новая Опера» открыла 27-й сезон ярко, празднично и красиво. С чем и хочется поздравить как театр, так и его зрителей.

Ольга Пурчинская

Фотографии Марины Айриянц

еще фотографии:

7 августа

8 августа

Категория: Театр » Музыкальный театр