интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Театр » Музыкальный театр » Победа Света над Тьмой, Пасха и Вальпургиева ночь в опере Шарля Гуно "Фауст"

 
 
 

Победа Света над Тьмой, Пасха и Вальпургиева ночь в опере Шарля Гуно "Фауст"

Автор: Ольга Пурчинская от 1-07-2017, 06:00, посмотрело: 410

Московский театр «Новая Опера» имени Е.В.Колобова завершил 26-й сезон одной из самых ярких, красивых, драгоценных жемчужин своего репертуара. 27 и 28 июня прошли заключительные в нынешнем творческом году показы спектакля «Фауст». Музыкальный руководитель – Ян Латам-Кениг (лауреат премии «Золотая маска»). Режиссер – Екатерина Одегова. Сценография – Этель Иошпа (лауреат премии «Золотая маска»). Костюмы – Светлана Грищенкова. Свет – Никита Смолов. Хормейстер – Юлия Сенюкова. Драматург – Михаил Мугинштейн (Заслуженный деятель искусств России). Премьера состоялась 15 сентября 2016 года.

Этот спектакль полон чудес, как музыкально-драматических, так и визуальных. На сцене живут любовь, коварство, чистота, хитрость, вера, свет, тьма, романтика, порок и многие другие чувства и личностные качества, свойственные человеку в любые времена. В течение трех действий мы вместе с героями перемещаемся во времени и пространстве, становимся свидетелями колдовства, магии, алхимии, а также философских исканий и душевных терзаний центральных персонажей.

Постановка стремительно развивается, становится все более глубокой и осмысленной. Каждое новое представление – прекрасная возможность вновь попасть в волшебную страну, где жилища похожи на пряничные домики, а «аборигены» - на оловянных солдатиков и прелестных механических кукол, умеющих синхронно вальсировать под звуки оркестра. Светлый праздник Пасхи попадает здесь на Вальпургиеву ночь – время бурного торжества и диких плясок темных сил. Обычное веретено становится орудием убийства, а Золотой Телец, точно фонтан, щедро наполняет бокалы всех желающим вкусным вином.

Мне очень нравится смотреть этот спектакль «двойными порциями». Это – прекрасная возможность обратить внимание на разные детали, ведь каждый исполнитель акцентирует внимание на чем-то своем. В результате в одних и тех же мизансценах, с идентичными вокальными партиями появляются совершенно разные персонажи.

Победа Света над Тьмой, Пасха и Вальпургиева ночь в опере Шарля Гуно "Фауст"27 июня:
Дирижер – Ян Латам-Кениг.
В ролях: Доктор ФаустХачатур Бадалян (лауреат Международных конкурсов, тенор); МаргаритаЕлизавета Соина (сопрано); МефистофельЕвгений Ставинский (лауреат Международного конкурса, бас); Валентин, солдат, брат МаргаритыАртем Гарнов (баритон); Зибель, студентАнна Синицына (меццо-сопрано); Марта, соседка МаргаритыИрина Ромишевская (Заслуженная артистка России, меццо-сопрано); Вагнер, солдатДмитрий Орлов (лауреат Международного конкурса, бас); КлетчатыйСергей Сатаров.

Победа Света над Тьмой, Пасха и Вальпургиева ночь в опере Шарля Гуно "Фауст"28 июня:
Дирижер – Андрей Лебедев (лауреат премии «Золотая маска»).
В ролях: Доктор ФаустГеоргий Васильев (тенор); МаргаритаИрина Байкова (лауреат Международного конкурса, сопрано); МефистофельАлексей Антонов (бас); ВалентинАндрей Бреус (баритон); ЗибельАнна Синицына; МартаМаргарита Некрасова (Заслуженная артистка России, меццо-сопрано); ВагнерБорис Жуков (бас); КлетчатыйСергей Сатаров.

Соло в оркестре: Татьяна Сотникова (дипломант Международного конкурса, орган), Маргарита Якунина (орган).

Первым захватывающим эпизодом без каких-либо преувеличений становится момент преображения старого Фауста в молодого (необходимо отметить, что заглавную партию здесь исполняет один солист, в отличие от многих других спектаклей, где постановочные эффекты требуют» раздвоения» личности героя).
Хачатур Бадалян и Георгий Васильев мгновенно преображаются под действием на персонажа магического омолаживающего снадобья. Изменения касаются не только моментально выправляющейся осанки. Прежде всего, у обоих артистов загораются глаза, в которых за минуту да этого уже практически погас огонек. Глоток зелья – и внутренний огонь юношеской порывистости, импульсивности и страстности вспыхивает с новой силой.
В резко помолодевшем докторе уживаются два начала – светлое и темное. Нежные чувства, которыми он воспылал к Маргарите, наполняют все вокруг теплом, весенними цветами и благодатным солнечным светом.
Однако у Фауста все время случаются вспышки гнева. Тогда голос его становится резким и холодным, в нем появляются «стальные», «металлические» нотки. «Светлый» образ ассоциируется с жизнью, «темный» - с неуклонно приближающейся смертью.

Заглавный персонаж мечется между Светом и Тьмой. Сердце и душа его тянутся в мир прекрасной, чистой души возлюбленной, но, связавшись с представителем Темных Сил, он уже не может сопротивляться неведомому «магниту», тянущему его в вотчину Сатаны.
Фауст Хачатура Бадаляна – мрачный мыслитель, созерцатель, внимательно следящий за происходящим. Лицо его озаряется внутренним светом, когда он попадает в чудесный сад Маргариты. Кажется, сама атмосфера этого нежного места пропитана душевной чистотой, гармонией и любовью. Ни один человек не смог бы равнодушно пройти мимо, не вдохнуть удивительный, животворящий воздух.
Заглавный персонаж в исполнении Георгия Васильева, едва сделав глоток волшебного эликсира, тут же обретает легкость, порывистость и изящество. Груз прожитых лет обрушится на плечи его героя лишь в самом конце, когда он отправится в тюрьму, чтобы попытаться спасти ожидающую казнь возлюбленную, под действием Сил Зла убившую собственного ребенка. Тяжелая походка и резко помрачневший до этого светлый образ – предвестники скорой трагической развязки.

Маргарита – живое воплощение душевной чистоты, непорочности, добродетели. Внешне хрупкая, нежная, эфемерная, она обладает невероятной внутренней силой, позволяющей выдержать натиск всесильного, всемогущего Князя Тьмы. А ведь маленькая женская слабость чуть не уничтожила ее личность (что было, по сути, главной целью Мефистофеля).
Героиня Елизаветы Соиной, кажется, соткана из света. Легкая, воздушная, она напоминает чудесное неземное создание, живущее в своем собственном мирке и попавшее на землю совершенно случайно. Общество, где живет ее брат с друзьями, совсем не подходит этой прекрасной барышне.
Ирина Байкова создает образ девушки, погруженной в свои мысли, отстраненной от происходящего вокруг. На первый взгляд, она не замечает ничего и никого рядом с собой. Но это не так, просто героиня переживает все внутри, не выставляет эмоции напоказ. И лишь в своем саду она предельно откровенна.
Виртуозным спектаклем внутри спектакля можно назвать арию Маргариты «со шкатулкой». У обеих артисток происходит чудесное преображение, как только их персонаж примеряет драгоценные украшения, «случайно» подброшенные на порог ее дома. Скромная, миловидная девушка на несколько минут становится роскошной красавицей, изысканной и шикарной – настоящей принцессой!
Еще одна незабываемая метаморфоза случается в момент, когда героиня в одиночку борется со злом, стремящимся овладеть ею. В еще совсем недавно тонкой, эфемерной девушке появляется невероятная сила. Такой боец, вооруженный непоколебимой верой и несгибаемой волей, способен выдержать самые суровые испытания.

Всесильный, всемогущий Мефистофель – властелин Сил Зла, Князь Тьмы и самопровозглашенный оппонент Маргариты в борьбе за ее душу. Это – один из самых загадочных персонажей не только в отдельно взятом спектакле, но и во всей оперной классике.
Евгений Ставинский представляет своего героя внешне спокойным, внимательным, наблюдательным философом, тщательно изучающим проблему перед тем, как приступить к ее решению. Он загадочен, насмешлив и ироничен. Прищуренный взгляд и едкие замечания – символ скуки и выражение истинного отношения персонажа к людям, выработавшееся за долгие годы неусыпных наблюдений.
Мефистофель Алексея Антонова несколько более открытый, его лицо порой выдает многочисленные козни и коварные планы, которые властитель Ада постоянно вынашивает в голове.

Солдат Валентин – родной брат и главный защитник Маргариты. Перед уходом на войну на его сердце камнем ложится беспокойство о сестре – после смерти матери позаботиться о ней в его отсутствие больше некому.
В исполнении Артема Гарнова этот персонаж предстает лирическим героем в самом лучшем смысле – добрым, мягким, деликатным, искренним и пылким. Прожигатель жизни, любитель веселых, шумных вечеринок, в мирное время он абсолютно безобиден. Страшные изменения происходят с ним лишь под воздействием неведомой силы. Предать анафеме единственного близкого человека такой герой может лишь в невменяемом состоянии.
Андрей Бреус создал образ заведомо более жесткого, сурового, непоколебимого человека. Самое простое действие – попытаться понять и простить попавшую в беду сестру – становится для него невыполнимым. Этому Валентину свойственно проявление агрессии, спокойствие и выдержка все время ему изменяют.

Зибель в исполнении Анны Синицыной – один из самых добрых героев, светлый, чистый, обаятельный юноша. Он искренне, но безответно влюблен в Маргариту, желает ей счастья. Это персонаж наполнен душевной теплотой, солнечной энергией и естественной (а не полученной при помощи колдовских снадобий) молодостью.

Очень яркой, незабываемой женщиной, способной вскружить голову кому угодно, даже мифическому созданию, предстает соседка главной героини Марта.
Ирина Ромишевская делает ее изысканной кокеткой, а Маргарита Некрасова (дебют в партии) – любительницей самых свежих новостей (которые лучше всего добывать самой). Такая роскошная дама, как фрау Марта, произведет неизгладимое впечатление на любого мужчину, даже несмотря на то, что «старуха слегка перезрела» (с. Мефистофель).

Вагнер – лидер среди солдат. Он всегда во главе строя, определяет настроение и характер марша. Неприятный сюрприз от таинственного гостя достается и ему: молодой человек получает предсказание о своей гибели в бою.
Образы, созданные [i]Дмитрием Орловым[/i] и Борисом Жуковым, внешне похожи на ярких, красочных оловянных или деревянных солдатиков – любимые игрушки многих поколений мальчишек. Пластика, обаяние и эффектная работа с предметом вызывают симпатию к этому персонажу.

Артисты хора представляют солдат, девушек, студентов, жителей города, женщин и духов. Мощные басы – олицетворение доблести и мужества солдат, собирающихся на войну. Более «прозрачные», «ажурные» тенора символизируют беззаботную юность студентов и приятную, уютную атмосферу спокойного европейского городка. Сопрано и альты ассоциируются у меня со светом, который приносит в жизнь верующих праздник Пасхи (именно его наступление констатируется в самом конце спектакля).

Два спектакля были совершенно непохожими друг на друга не только благодаря различным составам исполнителей, но и из-за разных дирижеров. Совершенно особенное, непередаваемое удовольствие доставляет симфонический оркестр театра «Новая Опера» под управлением [b]Андрея Лебедева[/b]. Богатая, насыщенная музыкальная палитра бывает подана очень чутко, деликатно по отношению к вокалистам.
Ян Латам-Кениг подает партитуру во всем ее динамическом великолепии – сильно, ярко, мощно. Иногда эта «стихия» немного «подавляет» все прочие источники звука.

26-й сезон в «Новой Опере» подошел к концу. Хочется пожелать всем сотрудникам театра хорошего отдыха, полного приятных впечатлений и солнечной энергии.

Ольга Пурчинская

Фотографии Марины Айриянц
еще фотографии:
27 июня
28 июня

Категория: Театр » Музыкальный театр