интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Театр » Музыкальный театр » Палитра голосов и амплуа в опере Джузеппе Верди "Риголетто"

 
 
 

Палитра голосов и амплуа в опере Джузеппе Верди "Риголетто"

Автор: Ольга Пурчинская от 20-05-2017, 05:14, посмотрело: 299

Опера – очень сложное, многогранное искусство. Глубокое воздействие на чувства и сознание зрителя оказывают и музыкальный материал, и литературная основа, и заложенный в произведение драматизм, и блестящий ансамбль артистов-виртуозов, и каждый солист в отдельности. Спектакли, объединяющие все названные признаки, вызывают восхищение и непреодолимое желание посещать любимую постановку еще и еще, неустанно открывая в ней что-то новое и интересное.

Поистине незабываемые ощущения дарит знаменитое сочинение Дж.Верди «Риголетто», точнее, постановка шедевра великого итальянца, более шестнадцати лет украшающая репертуар московского театра «Новая Опера» имени Е.В.Колобова. Либретто Ф.М.Пьяве по мотивам пьесы В.Гюго «Король забавляется». Премьера состоялась 19 декабря 2000 года. Дирижер – Евгений Самойлов (Заслуженный артист России). Режиссер – Ральф Лянгбака. Сценография и костюмы – Леннарт Мерк. Хормейстеры – Наталья Попопвич (Народная артиста России, лауреат Государственной премии России), Андрей Лазарев. Художник по свету – Глеб Фильштинский.

Палитра голосов и амплуа в опере Джузеппе Верди "Риголетто"Трагическая история придворного шута, обличавшего пороки высшей знати и поплатившегося за это жизнью единственной дочери, заставляет трепетать душу, производит сильнейшее впечатление и не «отпускает» еще очень долго после окончания спектакля. Эти строки рождаются под впечатлением от посещения «Риголетто» в «Новой Опере» 18 мая 2017 года.
В ролях: Герцог МантуанскийГеоргий Васильев (тенор); Риголетто, придворный шутАнджей Белецкий (лауреат Международного конкурса, баритон); Джильда, его дочьЕлена Терентьева (лауреат Международных конкурсов, сопрано); Спарафучиле, наемный убийцаАлексей Антонов (бас); Маддалена, его сестраАнна Викторова (лауреат Международных конкурсов, меццо-сопрано); граф МонтеронеОтар Кунчулиа (бас); Марулло, придворныйАлександр Мартынов (баритон); Борса, придворный Максим Остроухов (тенор); граф Чепрано, придворныйАнатолий Григорьев (баритон); графиня Чепрано, его женаСветлана Скрипкина (лауреат Международного конкурса, сопрано); Джованна, служанка ДжильдыЕлена Свечникова (Заслуженная артистка России, меццо-сопрано); тюремщикСергей Тарасов (бас); пажЕкатерина Смолина (сопрано).

Придворный шут Риголетто живет двойной жизнью.
Большинство людей знают его как злобного, жестокого насмешника, обличителя пороков богатых и знатных господ, коих он должен каждый день веселить. Недобрые шутки – не единственное «темное пятно» на репутации горбуна. Есть на его душе еще один грех, куда более страшный: старик регулярно поставляет Герцогу юных жен и дочерей придворных. Обесчещенная дочь – драма для ее семьи, уничтожающая репутацию юной девушки. Кармический закон утверждает: зло не может быть вечно и обязательно будет наказано! Соответственно, источник бед и несчастий общества получит сокрушительный удар по самому «больному месту».
Есть такое и у Риголетто. Это его дочь Джильда. Она знает своего отца совсем другим – добрым, ласковым и нежным. Девушка – единственный источник радости, света и безграничной любви, главный смысл жизни горбуна. Она же – то самое «больное место», в которое обязательно ударят обиженные им придворные.
Анджей Белецкий создал очень гибкий, многогранный, острохарактерный образ. Герой в его исполнении мастерски, изящно, стремительно меняется в зависимости от обстоятельств. Сперва мы видим злобного обличителя, дерзкого, смелого, не знающего чувств жалости, страха и справедливости, карающего взглядами и словами.
Затем, у себя дома, центральный персонаж преображается. Острый, холодный взгляд смягчается, теплеет, в нем появляется безграничная доброта. Кажется, любовь буквально на глазах раскрашивает черную душу светлыми, сочными красками.
Обнаружив исчезновение дочери, шут становится воплощением бушующей стихии: голос становится мощным, как раскаты грома, а глаза его мечут искры, похожие на вспышки молний. Во дворец Риголетто влетает внезапно и стремительно, словно порыв ураганного ветра.
Холодная ненависть, переходящая в добела накаленную ярость, наполняет все существо центрального персонажа, когда он принимает решение отомстить обидчику Джильды.
Наконец, в финальном эпизоде триумф победителя сменяется ужасом от осознания необратимой ошибки.

Елена Терентьева предстала в образе лирической героини. Джильда в ее интерпретации – добрая, нежная, хрупкая, как фарфоровая статуэтка. Чудесный голос певицы, напоминающий звук рождественского колокольчика, олицетворяет прекрасную душу ее персонажа, любящую, чуткую, преданную, готовую на все ради бесценного сокровища – дорогого юному сердцу человека.

Лирический герой оперы – Герцог Мантуанский. Георгий Васильев показал истинного короля – повелительные жесты, гордая осанка, властная натура. Между тем, звонкий, «теплый», «солнечный», «богатый» голос певца рисовал живописный портрет влюбленного юноши, а затем – господина, сгорающего от испепеляющей страсти. Удовлетворив свои желания, Его Высочество преображается до неузнаваемости: пылкий молодец становится холодным и равнодушным. А в глазах – спокойствие, довольство и удовлетворение.

Еще один острохарактерный дуэт объединен семейными узами и общим «делом». Это наемный убийца Спарафучиле и его сестра и ассистентка Маддалена.
Жестокий, леденящий душу взгляд и мощный, насыщенный голос Алексея Антонова, кажется, доносится из Преисподней.
Горячий темперамент и теплый, «пряно-медовый», слегка опьяняющий голос Анны Викторовой щедро иллюстрирует образ знойной, роскошной, роковой женщины, способной заставить воспылавшего страстью мужчину забыть обо всем на свете.

Если Риголетто – обличитель всех придворных без исключения, то негатив графа Монтероне (Отар Кунчулиа) сосредоточен вокруг конкретных личностей, людей, чьи деяния принесли много горя его семье, в частности, юной дочери.
Мощный, глубокий голос артиста гипнотизирует. Он стремительно заполняет зал. От такого проклятья, брошенного жестоко оскорбленным отцом, никому не скрыться! Каждый виновник услышит и будет наказан согласно законам Высшей Справедливости.

Придворные дамы и господа Марулло (Александр Мартынов), Борса (Максим Остроухов), граф (Анатолий Григорьев) и графиня (Светлана Скрипкина) Чепрано, паж (Екатерина Смолина), а также артисты хора – яркий, пестрый «ковер», сотканный из живого общения, тонкого юмора, элегантных танцев и бесчисленных сплетен, в общем, всего того, чем жили представители высшего общества несколько столетий назад.

Мрак и еще более закрученную интригу добавляют в спектакль служанка Джильды Джованна (Елена Свечникова), за скромную плату впускающая в дом народ (несмотря на строжайший запрет Риголетто), и тюремщик (Сергей Тарасов), сопровождающий графа Монтероне за решетку.

Симфонический оркестр театра «Новая Опера» под управлением Евгения Самойлова помог зрителям как можно глубже проникнуть в израненную душу заглавного персонажа, увидеть в ней не только желчную злобу, но и светлую грусть, и любовь, и доброту.
Изысканные мелодии, дополненные виртуозными работами солистов, создали живописные портреты всех персонажей и помогли быстро понять их характеры и поступки.

Ольга Пурчинская

Фотография Марины Айриянц
еще фотографии

Категория: Театр » Музыкальный театр