интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Театр » Музыкальный театр » "Царство" хора на концерте духовной музыки a capella в "Новой Опере"

 
 
 

"Царство" хора на концерте духовной музыки a capella в "Новой Опере"

Автор: Ольга Пурчинская от 12-03-2017, 05:07, посмотрело: 502

Репертуар московского театра «Новая Опера» имени Е.В.Колобова охватывает множество жанров вокальной и инструментальной музыки. На двух площадках – Основной сцене и в Зеркальном фойе – можно услышать не только знаменитые и редко звучащие спектакли, но и разнообразные концерты. Вечера симфонической и камерной музыки – неизменное торжество нескольких видов исполнительского искусства (певческого, актерского, инструментального и т.д.). Как правило, здесь царят солисты-вокалисты и/или музыканты оркестра.

"Царство" хора на концерте духовной музыки a capella в "Новой Опере"10 марта 2017 года на сцене «Новой Оперы» состоялся концерт духовной музыки. Главными героями этого вечера стали артисты хора и камерного хора театра. В программу были включены произведения разных авторов, чей жизненный путь пришелся на последнюю четверть XIX – вторую половину ХХ веков. Исполнение этих различных по языку, национальным культурным традициям и специфическим особенностям веры сочинений a capella (то есть без музыкального сопровождения) подчеркнуло чистоту, глубину и силу звучания, наполнило его совершенно особой атмосферой, которую нужно почувствовать хотя бы однажды.

Первое отделение. Ф.Пуленк (1899 – 1963). Духовные мотеты. Исполнитель – камерный хор театра «Новая Опера». Хормейстер, дирижер – Юлия Сенюкова. Режиссер – Алексей Вэйро.

Композиция первой половины вечера включила в себя четыре небольших цикла:
1. Четыре рождественских мотета для смешанного хора, FP 152
I O magnum mysterium / О великая тайна
II Quem vidistis pastores dicite / Что увидели пастухи, расскажите
III Videntes stellam / Увидели звезду
IV Tristis Christus natus est / Сегодня Христос рожден

2. Ave Verum Corpus - «Здравствуй, благое Тело!» для трех женских голосов, FP 154

3. Четыре покаянных мотета для смешанного хора, FP 97
I Timor et tremor / Страх и трепет
II Vinea mea electa / Лоза благородная
III Tenebrae factae sunt / Тьма была по всей земле
IV Tristis est anima mea / Душа моя скорбит смертельно
Сопрано соло – Елена Хорошенина

4. Четыре маленькие молитвы Святого Франциска Ассизского для мужского хора, FP 142
I Salut, Dame Sainte / Слава тебе, Святая Богоматерь
II Tout puissant, tres saint, tres haute et souverain Dieu / Всемогущий, всесвятый, всевышний и вседержавный Господь
III Seigneur, je vous en prie / Господи, молю Тебя
IV O mes tres chers freres / О мои дражайшие братья

Мотетжанр католической полифонической (многоголосной) вокальной музыки. Наиболее широкое распространение получил в эпохи Средневековья и Возрождения.
Духовные мотеты (то есть произведения, написанные на религиозные тексты) были популярны не только во время церковных служб. Также их с удовольствием исполняли придворные музыканты на великосветских вечерах. «Бытовые» тексты считались вульгарными и не подлежали исполнению в торжественной обстановке соборов.

В программе концерта звучали исключительно духовные сочинения, написанные Ф.Пуленком в лучших традициях западноевропейского хорала. Тексты Евангелий от Матфея и Луки, переведенные на латынь, исполнялись a capella, в четырехголосной фактуре. Классические библейские истории о Рождестве и распятии Иисуса Христа наполнены, с одной стороны, светом, радостью, добром и надеждой, а с другой – печалью, обреченностью и глубоким внутренним драматизмом. Композитору удалось сочетать в своем духовном творчестве тысячелетние католические традиции и веяния современного ему музыкального искусства.

Каждый из четырех голосов, входящий в классический состав смешанного хора, создает свой особый образ, ассоциирующийся у меня именно с этим тембром.
Нежное, «хрустальное» сопрано символизирует небесный свет, легкость и кристальную, «ангельскую» чистоту души.
Теплота и природное богатство альта связано с той особой любовью, какую мать испытывает по отношению к своему ребенку, с ее желанием и стремлением защитить малыша от всех бед и напастей.
Слушая теноров в духовных произведениях, я вспоминаю о людях, о той самой толпе, которая никогда не примет в свои ряды человека, обладающего хоть сколько-нибудь иными взглядами на жизнь.
Наконец, образ баса ассоциируется с изгнанниками, их внутренними страхами, томлениями и терзаниями. Порой кажется, что этот голос звучит снизу, а все произнесенные им слова надолго остаются в памяти.

Духовные мотеты Ф.Пуленка исполняются без музыкального сопровождения, пространство заполняют исключительно вокалисты. Тем не менее, высочайший драматизм в сочетании с нежным, парящим лиризмом и богатыми католическими традициями рисует яркие, щедрые, богатые картины на библейские сюжеты. Они создают ощущение светлой, легкой души и ясного, очищенного сознания, готового принимать важные и очень правильные решения даже в самых сложных ситуациях.

Второе отделение. С.В.Рахманинов (1873 – 1943). Литургия святого Иоанна Златоуста, соч.31. Исполнитель – хор театра «Новая Опера». Хормейстер, дирижер – Юлия Сенюкова. Режиссер – Алексей Вэйро.

Структура Литургии:
1. Благослови, душе моя, Господа
2. Слава Отцу и Единородный
3. Во царствии Твоем
4. Приидите, поклонимся
5. Господи, спаси благочестивыя и Святый Боже
6. Иже херувимы
7. Верую
8. Милость мира
9. Тебе поем; сопрано соло – Мария Кондратюк
10. Достойно есть
11. Отче наш
12. Хвалите Господа с небес
13. Благословен Грядый и Видехом свет истинный
14. Да исполнятся уста наша
15. Буди имя Господне
16. Слава Отцу и Благочестивейшаго

Это произведение отсылает нас к иной христианской конфессии – к православию. Перед нами – авторская вариация церковных песнопений, эстетически возвышенная и обогащенная. Однако, несмотря на яркую творческую индивидуальность и выразительный композиторский почерк, С .В.Рахманинов не отошел от жанровых особенностей литургии.

Авторский фрагмент православного богослужения также исполнялся a capella. Артисты хора во время исполнения находились не на сцене, а в боковых ложах. Это создало потрясающий эффект объемного звука, поглотившего весь зал. Прекрасная полифония наполняла атмосферу светом и красотой. Обстановка своей торжественностью очень напомнила праздничное богослужение в лучших отечественных традициях.

Когда звучит духовная музыка, на душе становится легко. В такие моменты кажется, что погода меняется в лучшую сторону: в прохладные дни немного теплеет, а в знойные – холодает. После прослушивания наследников православного и католического богослужений и/или вариаций на их тему меняются взгляды на глобальные и частные проблемы, мир представляется гораздо более добрым, чистым и прекрасным.

Рассказ об этом вечере будет неполным, если упустить одну очень важную деталь. Речь идет об особом свете на сцене. Лучи падали диагонально, что очень сильно напомнило мне явление Небесных Сил, как его рисовали в мультфильмах – хитах телевизионного эфира времен моего детства. Подобным образом подчеркивалась особая, положительная энергетика, исходившая от представителей Высшего Суда, Добра и Справедливости.

Мощные, яркие, богатые голоса артистов хора и камерного хора театра «Новая Опера» имени Е.В.Колобова превратили авторские прочтения хоралов и песнопений в торжество Лирики, Драматизма, Души и Таланта. Знаменитые евангельские сюжеты и молитвы в условиях театра открывают еще более широкий спектр образ, чем во время служб и месс.

Такие вечера дают безграничную почву для открытий и помогают в поисках сложнейшей дороги – пути к самопознанию.

Ольга Пурчинская

Фотография Марины Айриянц
еще фотографии

Категория: Театр » Музыкальный театр