интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Театр » Музыкальный театр » Вечер духовной музыки ХХ века завершил Крещенский фестиваль 2017 года в "Новой Опере"

 
 
 

Вечер духовной музыки ХХ века завершил Крещенский фестиваль 2017 года в "Новой Опере"

Автор: Ольга Пурчинская от 15-02-2017, 04:02, посмотрело: 953

11 февраля 2017 в московском театре «Новая Опера» имени Е.В.Колобова завершился традиционный Крещенский фестиваль. В этом году он проходил под заголовком «Старый Новый век» и был посвящен музыке композиторов ХХ – XXI веков. Финальную точку в двухнедельном марафоне поставил концерт в двух отделениях, программа которого включала духовные сочинения, созданные в ХХ столетии.

Первое отделение. Часть первая. И.Ф.Стравинский. Симфония псалмов для хора и оркестра. Дирижер – Андрей Лебедев (лауреат премии «Золотая маска»).

Симфония, созданная в 1930 году, представляет собой сочетание вокального и симфонического произведений. Трехчастная форма включает в себя Прелюдию, Фугу и Коду. Для этого сочинения И.Ф.Стравинский использовал тексты псалмов №38 (о мольбах грешника к Всевышнему, Его милосердии и спасении, стихи 13, 14), №39 (о благодарности за милость, стихи 2, 3, 4) и №150 (прославление Господа).

Симфонический оркестр предстает в необычном составе: пять флейт-пикколо, четыре гобоя, английский рожок, три фагота, контрафагот, четыре валторны, четыре трубы, труба-пикколо, три тромбона, туба, литавры, большой барабан, арфа, два фортепиано, виолончели, контрабасы. Эмоционально обогащенные инструменты группы струнных – скрипки и альты – исключены неслучайно: автор стремился подчеркнуть контраст земли и неба, суровой аскетичности и неотмирной красоты.

Создавая свое сочинение, И.Ф.Стравинский основывался на канонах православного богослужения. Позднее симфония, писавшаяся на древнерусские тексты псалмов, была переведена на латынь (на которой произведение и исполняется).

Музыкальный материал построен таким образом, что драматургия направлена «от тьмы к свету», то есть от мрачного, мощного минора к светлому, чистому, благостному мажору.
Первая часть развивается на контрасте, от мощных, лавинообразных проведений, до монотонных, аскетично звучащих фрагментов.
Мелодии центральной, второй части становятся гораздо более «прозрачными», их характер приобретает светлый, лирический оттенок.
В третьей, заключительной части звук «окрашивается» в мажорные тона. По словам композитора, «заключительный хвалебный гимн должен казаться как бы нисходящим с небес». Здесь также слышатся торжественные, величественные мотивы.

Симфонический оркестр и хор театра «Новая Опера» под управлением Андрея Лебедева тонко передали помпезность и аскетичность, свет и тьму, надежду и отчаяние, силу духа и веры, заключенные в богатейшем музыкально-драматическом материале И.Ф.Стравинского.

Вечер духовной музыки ХХ века завершил Крещенский фестиваль 2017 года в "Новой Опере"Первое отделение. Часть вторая. Л.Бернстайн. Чичестерские псалмы для голоса мальчика, смешанного хора и оркестра. СолистыАртем Николаев (дискант), Елена Хорошенина (сопрано), Наталья Кириллова (альт), Алексей Смирнов (тенор), Сергей Каныгин (баритон). Дирижер – Андрей Лебедев.

Трехчастное сочинение написано в 1965 году, литературная основа – Псалмы Давида на древнееврейском языке. Включает в себя:
Часть 1: Псалом 108 (стих 2), Псалом 100;
Часть 2: Псалом 23, Псалом 100 (стих 2);
Часть 3: Псалом 131; Псалом 133 (стих 1).

Это произведение наполнено внутренним светом. Во время звучания голоса мальчика меня не покидало ощущение, что идет он откуда-то сверху, неся за собой душевную теплоту, доброту и особую, духовную красоту. Такая музыка похожа на водопад: если правильно встать под него, то стремительно стекающие струи очистят и зарядят положительной энергией самой природы. Аналогичное действие оказывают на меня музыкальные сочинения церковно-светского жанра.

В этом произведении чудесным образом пересекаются две заведомо параллельные прямые – духовные, «светлые» мотивы из строгого академического стиля преображаются в детище массовой (поп, рок) культуры с ее сложным, оригинальным ритмическим рисунком, нетипичным для классики жанра.

Вечер духовной музыки ХХ века завершил Крещенский фестиваль 2017 года в "Новой Опере"Второе отделение. Э.Ллойд Уэббер. Реквием для солистов, хора и оркестра. Солисты: Артем Николаев (дискант), Вадим Кузнецов (дискант), Эльвира Хохлова (Заслуженная артистка России, сопрано), Георгий Фараджев (лауреат Международного конкурса, тенор), Людмила Голуб (Заслуженная артистка России, орган). Дирижер – Андрей Лебедев.

Композитор посвятил Реквием (1985) памяти отца. Через год после премьеры, в 1986-м, произведение было удостоено премии «Грэмми» как «лучшая современная классическая композиция». Структура сочинения традиционна для этого жанра авторской музыки:
1. Requem (Вечный покой) – Kyrie (Господи, помилуй);
2. Dies irae (День гнева);
3. Rex tremendae (Царь грозного величия);
4. Recordare (Помни);
5. Indemisco. Lacrimosa (Стенаю. Слезная);
6. Offertorium (Приношение Даров);
7. Hossana (Хвала);
8. Pie Jesu (Милостивый Иисусе);
9. Lux aeterna (Вечный свет);
10. Libera me (Избавь меня).

Реквием Э.Ллойда Уэббера – не просто композиторская вариация на тему заупокойной мессы. Эта музыка очень близка к самым знаменитым сочинениям Маэстро, написанным в жанре мюзикла. Многие фрагменты напомнили мне, в первую очередь, его творение «Иисус Христос – суперзвезда» (1970), оригинальный авторский взгляд на описанные в Библии события Страстной недели. Молитвы, хоровые эпизоды и сольные арии в бродвейском шоу выдержаны в роковом стиле, что многократно усиливает заключенный в текстах и мелодиях психологизм.

В этом Реквиеме необычен состав оркестра: орган, синтезатор, многочисленные ударные. Из группы струнных автор исключил скрипки, к духовым добавил саксофон. Мощное, патетическое звучание полностью поглощает, завораживает. Голоса солистов, словно лучи света в кромешной тьме, сияют короткими, но яркими вспышками надежды. Хор развивает и углубляет тему Веры и Надежды.

Духовное музыкальное искусство ХХ века – интереснейший синтез канонических академических норм и ярких, темпераментных ритмов, характерных для современной массовой культуры. Многие сочинения написаны языком, родственным мюзиклу. Это позволяет использовать максимально разнообразную палитру выразительных средств и значительно углубить драматизм каждого фрагмента. Круг поклонников классического искусства, таким образом, может (и должен!) значительно расшириться.

Ольга Пурчинская

Фотографии Марины Айриянц
еще фотографии

Категория: Театр » Музыкальный театр