интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Театр » Музыкальный театр » Классическая опера в оригинальном оформлении в спектакле Алексея Вэйро "Свадьба Фигаро"

 
 
 

Классическая опера в оригинальном оформлении в спектакле Алексея Вэйро "Свадьба Фигаро"

Автор: Ольга Пурчинская от 27-12-2016, 06:56, посмотрело: 939

Пышные платья, франтовато-щегольские костюмы, мужские и женские туфли с огромными пряжками и на высоких каблуках, громоздкие напудренные парики и яркий, вычурный грим. Роскошные старинные интерьеры, гротескно-изысканная мебель, безразмерные будуары, безграничные просторы… Когда речь заходит об опере В.А.Моцарта «Свадьба Фигаро», воображение рисует похожие картины, не правда ли?

Театральное искусство существует уже не одну сотню лет и находится в непрерывном развитии, в «хроническом» состоянии вечного поиска. Для того, чтобы не стоять подолгу на одном месте, необходимо регулярно проводить творческие эксперименты, пробовать новые формы и содержание. Тогда и только тогда интерес к сценическим площадкам разного уровня и жанра никогда не исчезнет, а великое дело, начатое еще в эпоху Античности, будет жить вечно.

Мне всегда очень нравились театральные постановки, начисто лишенные каких-либо штампов и клише. Очень здорово, когда режиссер предоставляет зрителю возможность увидеть что-то большее, чем можно наблюдать на сцене «здесь» и «сейчас». Скрытые смыслы приоткроют завесу тайны, если смотреть внимательно, вникать в самую суть авторского замысла. К счастью, спектакли, соответствующие этим критериям, на столичных подмостках есть, и их довольно много.

Ярчайший пример такой постановки родился 7 октября 2014 года и с тех пор является одной из жемчужин репертуара московского театра «Новая Опера» имени Е.В.Колобова. Речь идет о спектакле «Свадьба Фигаро» (либретто Л.Да Понте, литературная основа – пьеса «Безумный день, или Женитьба Фигаро» П.О.К.де Бомарше). Музыкальный руководитель и дирижер – Ян Латам-Кениг (лауреат премии «Золотая маска). Режиссер-постановщик – Алексей Вэйро. Сценография – Ульрике Йохум. Костюмы – Ян Майер. Хормейстер – Юлия Сенюкова. Хореограф – Сергей Сатаров. Художники по свету – Ханннес Зеземанн, Ханс Фрюндт. Продюсер – Петер Шварц. Консультант по драматургии – Михаил Мугинштейн.

Спектакль подобен живому организму. Точно также он неустанно развивается, внутри постоянно происходят различные процессы, движения и преобразования. Каждый новый прокат постановки никогда не будет похож на все предыдущие, но заложит надежный фундамент для следующих показов. Эти строки я пишу под впечатлением от «Свадьбы Фигаро», увиденной в «Новой Опере» 23 декабря 2016 года.
Классическая опера в оригинальном оформлении в спектакле Алексея Вэйро "Свадьба Фигаро"В ролях: граф АльмавиваИлья Кузьмин (лауреат Международных конкурсов, баритон), графиня АльмавиваЕкатерина Миронычева (сопрано), СюзаннаИрина Боженко (лауреат Международных конкурсов, сопрано), ФигароДмитрий Орлов (лауреат Международного конкурса, бас), КерубиноАнна Синицына (меццо-сопрано), МарцелинаЕкатерина Кичигина (сопрано), БартолоАндрей Фетисов (бас), БазилиоДмитрий Пьянов (тенор), АнтониоМихаил Первушин (лауреат Международного конкурса, бас), БарбаринаАнастасия Белукова (лауреат Международного конкурса, сопрано), дон КурциоАнтон Бочкарев (тенор). Дирижер – Ян Латам-Кениг. Орган – Татьяна Сотникова (лауреат Международных конкурсов).

Со времени прошлых показов годичной давности спектакль претерпел ряд изменений. В частности, стало меньше действий побочного характера, отвлекающих внимание от динамично развивающегося классического сюжета. Все события разворачиваются в особенном месте – на огромной наклонной плоскости белого цвета. Мне она напоминает внутренний мир центрального персонажа, его мировоззрение, формирующееся в течение всего действа. Игра света окрашивает оригинальное пространство в разные оттенки (красный, синий, зеленый и т.д.), что символизирует разные состояния человеческой души – гнев, спокойствие, страсть, коварство и др. Яркие, стильные костюмы придают всему, что происходит на сцене, оттенок веселого праздника, незабываемого карнавала. А как же иначе – ведь речь здесь идет о свадьбе!

«Свадьба Фигаро» - это настоящий шедевр, полный галантных манер, искрометного юмора, блестящих музыкальных номеров, как вокальных, так и оркестровых. Для спектакля характерны бодрый ритм и мажорный оттенок. Образы, созданные артистами-виртуозами, выразительны как в музыкальном, так и в драматическом аспекте. Каждый персонаж – яркий бриллиант, переливающийся и в соло, и в дуэтах, и в ансамблях. Результатом творческого взаимодействия уникальной команды становится великолепный «венец», украшенный россыпью драгоценных элементов.

Классический сюжет постоянно сталкивает друг с другом героев – представителей разных амплуа, и из многочисленных конфликтов попеременно выходят победителями то господа, то слуги, то лирические герои, то характерные персонажи. В течение одного вечера «на коне» по очереди оказываются господин (граф Альмавива), госпожа (графиня Альмавива), камердинер (Фигаро), горничная (Сюзанна), экономка (Марцелина), доктор (Бартоло), паж (Керубино), учитель (Базилио), садовник (Антонио), его дочь (Барбарина) и судья (дон Курцио).

Характерными чертами лирического героя (условно) авторы наделили Фигаро. Но это – только одна сторона медали. Все мы прекрасно помним бойкого, активного, деятельного цирюльника из первой части комической трилогии Бомарше. Годы, проведенные в услужении у графа, не сильно изменили его характер. Поэтому и здесь мы видим умного, хитрого, обаятельного человека, с неизменным блеском выходящего из довольно щекотливых ситуаций. Перед нами личность, самостоятельно кующая собственное личное счастье (не без посторонней помощи, главным образом женской).
Заглавный персонаж в исполнении Дмитрия Орлова в каждом эпизоде предстает в новом настроении. Глаза его попеременно выражают то безмятежность, спокойствие, счастье, то тревогу, тщательно замаскированную под острую шутку и даже сарказм, то легкую иронию, то явную насмешку, то душевные терзания и боль.
Насыщенный, благородный бас яркими красками рисует богатый внутренний мир персонажа, могущего обернуть даже самую щекотливую ситуацию в свою пользу.

Граф Альмавива, в истории о севильском цирюльнике бывший лирическим героем, в «Свадьбе Фигаро» предстает в несколько ином амплуа. Здесь мы видим истинного властителя. Хозяин огромного замка находится под гнетом собственных желаний и всегда идет у них на поводу. Он практически не считается с мнением других людей, не сдерживает обещаний. Те обитатели графского дома, которые выполняют любое желание господина, будут щедро вознаграждены, непокорным же уготована куда более суровая жизнь.
Илья Кузьмин точно передает все грани личности своего персонажа, создает и внешний образ утонченного аристократа, и его сложный, тщательно завуалированный внутренний мир.
Благородный, эмоционально наполненный, богатый голос артиста «рисует» сложные картины настроения графа: то легкую влюбленность, то горячую страсть, то неумолимое желание отомстить, то твердую, непоколебимую уверенность в правильности собственных поступков, то закипающее раздражение, перерастающее в агрессию, то внезапное раскаяние.

В амплуа лирической героини предстает графиня Альмавива, известная со времен «Севильского цирюльника» под именем Розина. Кажется, от той яркой, дерзкой, смелой, остроумной девушки после нескольких лет брака не осталось и следа. Но это – не более, чем иллюзия. Просто она «задремала», а сейчас, желая вернуть прежние чувства любимого мужа, начинает (при помощи слуг) активно действовать.
Екатерина Миронычева создает образ величественной, статной, элегантной высокородной молодой дамы. Графиня мгновенно меняет линию поведения в зависимости от обстоятельств. Настроение ее постоянно перестраивается от тоски и печали к твердой решительности, от невеселых дум к легкому, беззаботному, изысканному флирту. Как только героиня чувствует на себе пристальное внимание со стороны юного пажа, она преображается, словно по волшебству: на смену томной грусти приходит живость, веселость и легкое кокетство. На людях она не слишком щедра на эмоции – аристократка в самом лучшем проявлении!
Нежный, «журчащий» голос певицы, словно зеркало, отражает душевное состояние ее героини.

Один из ярчайших образов спектакля – Сюзанна, невеста Фигаро и горничная графини. Это смелая, дерзкая, обаятельная девушка, умеющая отстаивать свои (и не только!) интересы. Она пойдет на что угодно, задавшись целью перехитрить деспотичного хозяина и отстоять собственные права, честь и достоинство.
Ирина Боженко (дебют в партии) создает образ внешне хрупкой героини, но обладающей сильным энергетическим стержнем. Такая натура точно не даст себя в обиду и не пропадет в обществе, где «сильными мира сего» могут быть одни только мужчины (в чем они уже давно убеждены). Ведь слабость и беззащитность ее – всего лишь иллюзия. А тем, кто этого не заметил, придется ой как непросто!
В день своей свадьбы Сюзанна была настроена решительно. Справиться с серьезной проблемой ей помогли ум, смекалка, хитрость и блестящее чувство юмора. Звонкий, как колокольчик, голос рисует «портрет» веселой, неунывающей героини, символизирует чистоту и гармонию ее внутреннего мира.

Марцелина (Екатерина Кичигина) и Бартоло (Андрей Фетисов) – возрастные персонажи, чья цель – месть Фигаро. Графский камердинер должен рассчитаться с долгами, либо сочетаться законным браком с дамой, значительно превосходящей его по возрасту. В противном случае ему придется выплатить немалую сумму. Ну а доктор хочет расквитаться с бывшим цирюльником, который когда-то не позволил ему жениться на юной Розине.
Но все стремительно меняется в этой опере, в том числе и взаимоотношения героев. Так, в процессе суда выясняется, что ответчик (Фигаро) приходится истцам (Марцелине и Бартоло) сыном.
Этот дуэт – роскошный ансамбль, яркий, искрящийся, полный остроумных шуток и заражающий всех практически непотопляемым оптимизмом.

Паж Керубино – один из самых знаменитых образов травести. Анна Синицына виртуозно показывает дерзкого, грубоватого, трогательно юного и безгранично обаятельного молодого человека, только начинающего познавать сложную природу взаимоотношений между мужчиной и женщиной.
Легкий, изящный мальчик буквально опьянен неведомым доселе чувством любви, но, несмотря на это, продолжает хулиганить: балуется сигаретами, постоянно выпускает кольца дыма в лица всем остальным персонажам, посещает запретные места, выпрыгивает из окна и т.д.

Учитель пения, достопочтенный господин Базилио (Дмитрий Пьянов), - большой любитель и распространитель сплетен и неподтвержденных слухов, как никто умеющий искажать факты и оборачивать это в свою пользу. Ловкий, хитрый, коварный, находчивый, харизматичный, этот персонаж точно никогда и нигде не пропадет. А если придется, он быстро «заляжет на дно», пока тучи над головой не разойдутся, и снова не выглянет солнце.

Полной, цельной, гармоничной картина на белом сценическом «полотне» не получилась бы, если бы не блестящие исполнители небольших партий: неунывающего садовника Антонио (Михаил Первушин), его обаятельной дочери Барбарины (Анастасия Белукова) с чарующим, ангельским голосом и судьи дона Курцио (Антон Бочкарев), представителя Закона.

Артисты хора вышли на сцену в образах крестьян, слуг, гостей и прочих персонажей. Празднично-торжественные, обаятельно-нежные, одухотворенно-возвышенные, они стали гармоничным завершением роскошного полотна под названием «Свадьба Фигаро». Ведь такой яркий праздник просто невозможно представить себе без чудесного, насыщенного многоголосия.

Все речитативы и сольные арии героев как бы комментируют особые звуки клавесина. Татьяна Сотникова создает на основе классических аккордов импровизационный пассаж, который позволяет не только поддерживать атмосферу эпохи Просвещения, но и сразу «поймать» настроение персонажей.

Великолепная музыка, изящный сюжет, оригинальная режиссура, необычные декорации, восхитительные солисты, хор и симфонический оркестр – вот те самые «элементы», которые превращают мировую оперную классику именно в ту самую историю, какая будет актуальна всегда и везде, независимо от стиля и эпохи. Этот эксперимент привел к рождению замечательного спектакля, радующего и глаз, и слух.

Ольга Пурчинская

Фотография Марины Айриянц
еще фотографии

Категория: Театр » Музыкальный театр