интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Театр » Музыкальный театр » Синтез искусств С.С.Прокофьева и С.М.Эйзенштейна в шедеврах советского кинематографа

 
 
 

Синтез искусств С.С.Прокофьева и С.М.Эйзенштейна в шедеврах советского кинематографа

Автор: Ольга Пурчинская от 24-06-2016, 05:47, посмотрело: 681

На заре звукового кинематографа, в 30-е годы ХХ века, возник тандем двух выдающихся самобытных «художников» - композитора Сергея Сергеевича Прокофьева (1891 – 1953) и кинорежиссера Сергея Михайловича Эйзенштейна (1898 – 1848). Итогом этого уникального творческого симбиоза стало появление двух произведений отечественного искусства – фильмов «Александр Невский» (1938) и «Иван Грозный» (1944 – 1946).

В 2016 году отмечается 125 лет со дня рождения С.С.Прокофьева. 22 июня в московском театре «Новая Опера» имени Е.В.Колобова состоялся вечер, в течение которого звучала музыка к фильму «Иван Грозный» и кантата «Александр Невский» для меццо-сопрано, хора и оркестра. Этот концерт – попытка воссоздать уникальное единство музыкальных и кинематографических образов двух выдающихся мастеров ХХ столетия. Дирижер – Дмитрий Волосников. Хормейстеры – Наталья Попович (Народная артистка России, лауреат Государственной премии России) и Марина Василькова. На экране – кинопроекция одноименных кинокартин С.М.Эйзенштейна. Режиссер видеомонтажа – Юрий Котов.

Синтез искусств С.С.Прокофьева и С.М.Эйзенштейна в шедеврах советского кинематографаПервое отделение – музыка к кинофильму «Иван Грозный». В ролях: Ефросинья Старицкая – Валерия Пфистер (лауреат Международного конкурса, меццо-сопрано), митрополит Филипп – Владимир Кудашев (Заслуженный артист России, бас), Федор Басманов – Илья Кузьмин (лауреат Международных конкурсов, баритон); солисты: Ярослав Абаимов (лауреат Международного конкурса, тенор), Алексей Татаринцев (Заслуженный артист Республики Северная Осетия-Алания, лауреат премии «Золотая маска», тенор), Александр Мартынов (баритон), Евгений Ставинский (лауреат Международного конкурса, бас), Михаил Первушин (лауреат Международного конкурса, бас).

Музыка очень точно отражает психологическое и эмоциональное состояние персонажей. Моментами мне казалось, будто она по своему темпу полностью соответствует интенсивности сердцебиения заглавного героя. Торжественная помпезность коронации, счастливая свадьба, щемящее горе потери горячо любимого человека, отчаянная решительность в стремлении покарать врагов, бесчисленные военные походы – все это в избытке наполняло жизнь одного из самых жестоких самодержцев в истории нашей страны. Свет теснейшим образом соприкасается с тьмой, радость – с печалью, амбиции – с интригами, хитрость – с предательством.

Экранные образы очень яркие, выразительные. Глядя на тот богатейший спектр чувств и эмоций, которые отражаются в глазах и центральных, и второстепенных, и эпизодических персонажей, зритель невольно вспомнит известный афоризм Л.Н.Толстого о «зеркале души». Вообще, все фрагменты фильмов С.М.Эйзенштейна напомнили мне театральный спектакль, настолько выразительны все взгляды и жесты. Все четко и предельно точно, ничего лишнего!

Богатый, насыщенный музыкальный материал в сочетании с мощным, панорамным звучанием солистов и хора «Новой Оперы» словно раскрасили черно-белое (за исключением одного небольшого полноцветного эпизода) кино яркими красками. И возник вопрос – а так ли давно были эти смутные времена и опричнина?

Жизнь царя Ивана Грозного, как и любого другого самодержца, не была усеяна лепестками роз. Тяжелые потери (сперва – матери, затем – жены), возможно, несколько помутили его рассудок. Рассматривая его не как правителя, а как обычного человека, не лишенного души и умеющего мыслить и чувствовать, можно понять, что жестокость и тирания – результат трагичного стечения обстоятельств

Синтез искусств С.С.Прокофьева и С.М.Эйзенштейна в шедеврах советского кинематографа
Второе отделение – кантата «Александр Невский» для меццо-сопрано, хора и оркестра. Солистка – Юлия Меннибаева (лауреат Международных конкурсов, меццо-сопрано). Концертмейстер – Юлия Банькова (лауреат Международных конкурсов).

Эта кантата С.С.Прокофьева – обобщение музыкального материала одноименного фильма С.М.Эйзенштейна в одно произведение в семи частях:

1. «Русь под игом монгольским»;
2. «Песня об Александре Невском»;
3. «Крестоносцы во Пскове»;
4. «Вставайте, люди русские!»;
5. «Ледовое побоище»;
6. «Мертвое поле»;
7. «Въезд Александра во Псков».

В музыкальном материале этого произведения, как мне показалось, заключена палитра психологических состояний русского народы до, во время и после знаменитой битвы на Чудском озере 5 апреля 1242 года. Как известно, в этом историческом сражении войско князя Александра Невского одержало верх над рыцарями Тевтонского ордена.

Хор и симфонический оркестр театра «Новая Опера» в потрясающе сильном, добела накаленном произведении передал все чувства русского народа, от тихого ужаса, щемящего горя и паники до радости победы, счастья и непередаваемого ощущения триумфа. Лирико-драматические образы добавила в кантату Юлия Меннибаева. Партия меццо-сопрано – олицетворение родины, скорбящей о своих сыновьях, не вернувшихся с полей ожесточенных сражений.

Видеоряд С.М.Эйзенштейна практически невозможно представить себе без музыки С.С.Прокофьева. Кажется, они слились воедино, стали неотъемлемой частью друг друга. Картины «Александр Невский» и «Иван Грозный» показывают неоднозначные, но яркие страницы в истории России, хотя и немного подпорченные «советской идеологией». Рассказанные языком команды гениальных творцов во главе с режиссером и композитором, эти произведения – прекрасный образец кино, вызывающего гордость за свою страну. А это ли не лучшая вариация на тему патриотизма?

Ольга Пурчинская

Фотографии Марины Айриянц
еще фотографии

Категория: Театр » Музыкальный театр