интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Театр » Музыкальный театр » "Евгений Онегин" в "Новой Опере": спектакль, разрушающий штампы

 
 
 

"Евгений Онегин" в "Новой Опере": спектакль, разрушающий штампы

Автор: Ольга Пурчинская от 29-03-2016, 06:22, посмотрело: 577

Школьная программа по литературе, как известно, построена таким образом, чтобы в течение всего периода обучения дети и подростки могли бы изучить самые знаковые произведения классики отечественной прозы, лирики и драматургии. Чего только там нет - от небольших стихотворений и рассказов до многотомных романов-эпопей.

Однако, у такого способа гуманитарного развития подрастающего поколения есть и обратная сторона. Ни для кого не секрет, что, помимо чтения, всем приходилось на занятиях принимать участие в коллективном анализе того или иного продукта творчества выдающихся писателей и поэтов. Причем выводы делались не самостоятельно: учителя подкрепляли их разными программными штампами, освоение которых считалось неотъемлемой частью 10-летнего курса обучения.

Обширные, пространные рассказы школьных учителей по литературе мне всегда казались неправильными, а то упорство, с каким нас заставляли усваивать определенный материал, все сильнее настраивали против программных постулатов. Позднее, в институте, преподаватели, напротив, хотели услышать от своих студентов интересные рассуждения, естественно, подкрепленные примерами и собственными обоснованиями.

Признаюсь, мне всегда нравилось выделять основную тему, главную сюжетную линию любого произведения самостоятельно. Как правило, результат такого исследования значительно отличался от того, что требовалось усвоить в рамках обучения. Такое формирование собственного взгляда на проблематику и перипетии классической и современной литературы привели к тому, что и в инсценировках, и в экранизациях я полюбила полное опровержение навязанных ранее истин, давно уже ставших штампами и клише.

Практически полностью разрушает многие стандарты московский театр «Новая Опера» имени Е.В.Колобова. В его репертуаре – целый ряд знаменитых шедевров музыкальной литературы, и многие постановки разительным образом отличаются от того, что принято в конкретном жанре, конкретном произведении.

"Евгений Онегин" в "Новой Опере": спектакль, разрушающий штампыЯрчайший пример успешного ухода от штампов – спектакль «Евгений Онегин» П.И.Чайковского (либретто композитора в соавторстве с К.С.Шиловским), один из символов и долгожителей театра. Музыкальная редакция – Евгений Колобов. Дирижер – Андрей Лебедев. Режиссер-постановщик – Сергей Арцибашев. Сценография – Сергей Бархин. Костюмы – Элеонора Маклакова. Свет – Сергей Макряшин. Хормейстеры – Наталья Попович (Народная артистка России) и Андрей Лазарев. Премьера состоялась 5 октября 1996 года. За почти два десятилетия лирические сцены в семи картинах прозвучали более двухсот раз, и в очередной раз были сыграны 27 марта, в Международный День Театра.

В этом спектакле отсутствует традиционное деление на акты. Все семь картин следуют одна за другой. События развиваются стремительно, драматизм нарастает с каждым следующим фрагментом. Композиция выстроена таким образом, что герой предыдущего эпизода не покидает сцену, а идет дальше по своей сюжетной дороге. Естественно, эмоциональное состояние его перемещается вместе с ним.

Так, Татьяна (Галина Бадиковская, сопрано), отдавшая много душевных сил при написании письма Онегину (лауреат Международных конкурсов Илья Кузьмин, баритон), едва заснула, как тут же следует болезненное для нее объяснение с человеком, лишившим девушку покоя.
Ленский (лауреат Международных конкурсов Алексей Неклюдов, тенор), после ссоры с другом Онегиным и невестой Ольгой (лауреат Международных конкурсов Юлия Меннибаева, меццо-сопрано), находясь в подавленном состоянии, переходит в сцену дуэли, уже обреченный и морально пытающий подготовиться к трагическому исходу.
Онегин, после поединка, закончившегося гибелью поэта, буквально через секунду попадает на бал в Петербурге. Перемещение во времени (спустя два года) и пространстве не может развеять его тоску и скуку.
После бала Татьяна переходит к финальному объяснению с Онегиным. Душевное смятение, вызванное появлением «призрака» из прошлого, подчеркивается сменой роскошного бального наряда на простое платье, делающее блистательную героиню все больше похожей на ту самую девочку «из деревни», которая не произвела когда-то особого впечатления на человека, избалованного жизнью в высшем свете столицы.

Автор музыкальной редакции, маэстро Евгений Колобов, совершенно по-особому воспринимал это произведение: «Опера «Евгений Онегин» по сути своей - трагедия. Во всяком случае, я так эту оперу слышу, так ее чувствую. Поэтому для меня этот спектакль – как бы Дуэль с большой буквы: Онегина и Ленского, Ленского и Ольги, Онегина и Татьяны, Татьяны и Гремина»… Действительно, заглавный персонаж везде и постоянно скучает. Он никак не может завести себе друзей, поймать состоянии внутренней гармонии. Нет такого места, где ему было бы хорошо. Нет людей, в чьем обществе ему комфортно. А это ли не трагедия личности?

Герои, созданные солистами «Новой Оперы», также во многом опровергают те представления, которые многие из нас создали об этих персонажах еще в школьные годы или при просмотре других постановок «Евгения Онегина».

Заглавный герой в исполнении Ильи Кузьмина – яркий, запоминающийся персонаж, центральная фигура почти всех эпизодов.
Евгений Онегин – человек, который нигде и никогда не будет себя чувствовать хорошо. Любая перемена, будь то род деятельности или место обитания, не способны внести в его жизнь приятное разнообразие, хотя бы чуть-чуть рассеять его скуку.
Вначале герой спокоен, холоден, пренебрежительно равнодушен, в глазах – вселенская тоска. Но это – не более чем иллюзия. На самом деле перед нами - глубоко несчастный человек, тщетно пытающийся найти свое место в жизни.
А далее следует волшебное преображение – в душе «молодого повесы», этого отстраненного персонажа, возникает самая настоящая вспышка мощной, огненной силы, буквально вырвавшей наружу незнакомое доселе чувство, полностью завладевшее им. Пренебрежительно-холодный в начале, в финале герой становится страстным, эмоциональным. В течение финальной сцены порой складывалось ощущение, будто ничто не сможет заставить Онегина отпустить руку Татьяны, а вместе с ней – свою мечту о новой, счастливой жизни.
Голос певца – красивый, благородный, мягкий баритон – прочно ассоциируется с образом элегантного аристократа, способного мыслить и чувствовать, романтика-оппозиционера окружающей действительности, не способного на низкий, подлый поступок.

Далеким от общепринятых стандартов оказался Ленский Алексея Неклюдова. В начале перед нами возник юный, изящный, мечтательный, наивный, безоблачно счастливый поэт-романтик. В момент ссоры героем стремительно овладевала агрессия. К концу сцены бала у Лариных казалось, будто молодой человек оказался под действием настоящего безумия. Эмоции явно одержали верх в борьбе с разумом. Как известно, последствия этого внутреннего «поединка» оказались плачевными.
Голос, звонкий, солнечный, нежный в моменты счастья, преображается до неузнаваемости, когда персонажем овладевают зло, ярость, боль и тоска.

Татьяна Галины Бадиковской – тонкая, изящная, воздушная, мечтательная барышня. Эта героиня способна на сильные чувства. Пережив однажды сильное эмоциональное потрясение и пострадав от неразделенной любви, она быстро повзрослела и стала мудрой. Теперь она будет руководствоваться разумом и победит!
Трепетный, журчащий голос бережно обволакивает все, что происходит в глубоком внутреннем мире Татьяны, в этой сложной, непостижимой русской душе.

Партию Ольга впервые исполнила Юлия Меннибаева. Очень низкий, насыщенный, будто опьяняющий голос создает завораживающий образ юной, веселой, беспечной, счастливой девушки, не понимающей сестру, находящуюся в постоянной меланхолии. Очаровательная шалунья, яркая, харизматичная, обаятельная, полюбилась публике буквально с первых секунд спектакля.

Князь Гремин в исполнении Евгения Ставинского (лауреат Международного конкурса, бас) – роскошный аристократ, гордый, глубокий, задумчивый, переживший немало тяжелых испытаний и нашедший, наконец, заслуженное счастье. Молодая жена для него – источник счастья и света, струя «свежей крови». А сердце, несмотря на возраст, бьется также, как и раньше, значит, новая жизнь может начаться в любом возрасте.

Ларина Александры Саульской-Шулятьевой (Заслуженная артистка Удмуртии, меццо-сопрано) – давно уже овдовевшая мать двоих детей. Вспоминая чудесные моменты своей юности, она преображается, становится кокеткой и хохотушкой. Материнский темперамент, похоже, унаследовала Ольга.

Няня Ирины Ромишевской (Заслуженная артистка России, меццо-сопрано) – героиня, искренне любящая своих подопечных и неустанно заботящаяся о них. Иногда и в ее глазах загорается озорной огонек, особенно при воспоминаниях о молодых годах.

Француз Трике в исполнении Максима Остроухова (тенор) – рафинированный интеллигент, иностранец, испытывающий забавные затруднения в русской речи. Это – истинный поэт-романтик, красиво и галантно поздравляющий Татьяну в день ее именин.

Зарецкий Андрея Фетисова (бас) – строгий блюститель правил и обычаев, всегда хранящий верность традициям – лучший распорядитель на балу и секундант на дуэли.

Страницы «энциклопедии русской жизни» были бы иллюстрированы не полностью, если бы не артисты хора театра «Новая Опера», поочередно сыгравшие крестьян, крестьянок, гостей на балах Лариных и Гремина, помещиков, помещиц и офицеров, а также симфонического оркестра под управлением Андрея Лебедева.

27 марта на спектакле «Евгений Онегин» вновь не было пустых мест. В дни весенних каникул «Новую Оперу» посетило большое количество учеников разных классов. Возможно, они уже сейчас увидели программное произведение в совсем ином свете, чем его покажут на уроках литературы.

Ольга Пурчинская

Фотография Марины Айриянц
еще фотографии

Категория: Театр » Музыкальный театр