интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Театр » Музыкальный театр » Дмитрий Коган, "Московская камерата" и артисты "Новой Оперы" представили "Итальянскую коллекцию"

 
 
 

Дмитрий Коган, "Московская камерата" и артисты "Новой Оперы" представили "Итальянскую коллекцию"

Автор: Ольга Пурчинская от 10-03-2016, 04:37, посмотрело: 810

Италия… На душе становится комфортно, стоит лишь представить себе эту небольшую страну, своими очертаниями на политической карте мира напоминающую изящный дамский сапог. Теплое море, ласковое солнце, вкусная еда, знаменитые фестивали, жаркие футбольные баталии, шедевры изобразительного искусства разных стилей и эпох, мода, музыка и театр – вот далеко не полный список того, из-за чего мы ее так сильно любим и ценим.

Многие картины, светские и духовные архитектурные сооружения, скульптуры, литературные и драматические произведения, создаваемые итальянскими мастерами на протяжении многих сотен лет, давно признаны шедеврами и являются памятниками всемирного культурного наследия.

Музыка занимает в панораме национального искусства «сердца» Апеннинского полуострова особое место. В постренессансный период (XVI – XVII вв.) зарождались известные ныне жанры и формы произведений, музыкальные инструменты, виды и составы ансамблей (например, струнный квартет) и оркестров (симфонический, камерный и т.д.). В XVII веке возникла опера. За два столетия она стала очень популярна среди европейской аристократии, успехом пользовались и серьезные (опера-сериа) и комические (опера-буффа) сочинения.

Памятники итальянской музыкальной культуры, таящие в себе глубину и широту души народа, населяющего эту страну, звучали 7 марта 2016 года в московском театре «Новая Опера» имени Е.В.Колобова. В концерте «Итальянская коллекция» приняли участие: Дмитрий Коган (Заслуженный артист России, скрипка), оркестр «Московская камерата» и специальные гости: Дмитрий Сибирцев (лауреат Премии города Москвы, лауреат Премии «Национальное достояние», лауреат Премии Фонда Ирины Архиповой, фортепиано) и солисты «Новой Оперы» Артем Крутько (лауреат Международного конкурса, контратенор), Георгий Васильев (тенор) и Василий Ладюк (лауреат Международных конкурсов, баритон).

В этот вечер звучали знаменитые сочинения эпох барокко, классицизма и веризма, арии из опер, песни и инструментальные сочинения. Особое место в программе концерта заняло творчество легендарного композитора, скрипача-виртуоза и дирижера Антонио Вивальди (1678 – 1741). Дмитрий Коган и оркестр «Московская камерата» исполнили три произведения великого итальянца: концерт для скрипки с оркестром (Ор.12 №1 соль минор), концерт для двух скрипок с оркестром (Ор.3 №8 ля минор, солисты – Дмитрий Коган и лауреат Международных конкурсов Александра Федотова) и концерт для скрипки с оркестром (Ор.8 №1 ми мажор) «Весна» («La Primavera») из цикла «Времена года» («Le Quattro Stagioni»).
Мелодии минорных концертов звучат трепетно, нежно и при этом очень торжественно. Они успокаивают, умиротворяют, помогают настроиться на философский, созерцательный лад. В конце таких произведений возникает ощущение просветления, душевного очищения, невероятный прилив сил и оптимизма.
Эмоциональное наполнение таит в себе концерт «Весна» из цикла «Времена года». В его трех частях мы ясно слышим мелодичное пение птиц, долгожданное журчание ручейков, звуки первой грозы. Сразу представляются картины пробуждения природы после длительного сна, стремительное появление свежей травы, радующее глаз цветение фруктовых кустов и деревьев. Образы самого юного, очаровательного, обаятельного сезона появляются перед нами под волшебные звуки струнного оркестра и клавесина.

Два фрагмента оперного наследия Г.Ф.Генделя (1685 – 1759) – ария Альмирены «Lascia ch’io piagna» («Дай мне слезами выплакать горе») из оперы «Ринальдо» и ария Ариоданта «Scherza infida» («Веселись, неверная») из оперы «Ариодант» - прозвучали в исполнении оркестра «Московская камерата» и солиста «Новой Оперы» Артема Крутько.
Артист выступил в двух амплуа – травести и традиционно-героическом. Звонкий, завораживающий , мистический, неземной голос, кажется, доносится откуда-то сверху, с небес. Временами у меня создавалось впечатление, что контратенор – олицетворение душ страдающих героев, улетевших в далекие края.

Второе отделение концерта началось с прелюдии к опере П.Масканьи (1863 – 1945) «Сельская честь». В спокойной мелодии лирического оттенка чувствуется приближающаяся буря. А пока – философский настрой с оттенком легкой влюбленности.

Две песни – «La Mattinata» («Рассвет») Р.Леонкавалло (1857 – 1919) на стихи композитора и «Catari, Core’ ngrato» («Катари, Жестокое сердце») С.Кардилло (1874 – 1947) на стихи Р.Кордиферро – исполнили солист «Новой Оперы» Георгий Васильев, музыканты оркестра «Московская камерата» и Дмитрий Сибирцев.
Яркий, звонкий, «солнечный» тенор передает глубокие чувства, развивающиеся на фоне прекрасной итальянской природы, только что начавшегося нового дня. Несчастливая, но все равно прекрасная любовь переполняет все существо героя, искреннего, эмоционально щедрого и страстного.

Еще два хита авторского итальянского вокального искусства – «Musica proibita» («Запретная мелодия») С.Гастальдона (1861 – 1939) на стихи Флик-Флока и «Torna a Surriento» («Вернись в Сорренто») Э.де Куртиса (1875 – 1937) на стихи Дж.де Куртиса – прозвучали в исполнении солиста «Новой Оперы» Василия Ладюка, оркестра «Московская камерата» и Дмитрия Сибирцева.
Роскошный, глубокий голос щедро делится с публикой атмосферой теплого итальянского лета, сезона отдыха, ярких впечатлений и новых открытий, места истинно оперных страстей, добела накаленных эмоций и самых сильных, искренних чувств, как светлых, так и не очень.

…Но вот основная программа вечера завершена, «итальянская коллекция», по словам Дмитрия Когана, закончена. А что же следует дальше? Серия долгожданных бонусов на бис. И главная героиня здесь - старинная скрипка «Робрехт» работы Бартоломео Джузеппе Антонио Гварнери, созданная легендарным мастером в 1728 году. В руках скрипача-виртуоза легендарный инструмент (а «партнерами она стали в 2011 году) раскрывает множество своих секретов. Прежде всего хотелось бы выделить особое звучание, которое нельзя описать словами, а можно только услышать вживую.

Вы знаете, что скрипка умеет плакать и смеяться? Да, конечно! В этом нет ничего удивительного. А такие «навыки» инструмента, как, например, скрип, скрежет, хищное лязганье, грозное шипение, крик, визг и даже пение? Все эти особенности самого маленького представителя струнного семейства всего за несколько минут, к восторгу публики, продемонстрировал Дмитрий Коган, чем и завершил этот весенний, по-итальянски теплый концерт.

Ольга Пурчинская

Фотографии Марины Айриянц

Категория: Театр » Музыкальный театр