интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Театр » Музыкальный театр » "Иродиада" Ж.Массне: в "Новой Опере" снова кипят страсти из-за головы пророка

 
 
 

"Иродиада" Ж.Массне: в "Новой Опере" снова кипят страсти из-за головы пророка

Автор: Ольга Пурчинская от 6-02-2016, 05:22, посмотрело: 589

"Иродиада" Ж.Массне: в "Новой Опере" снова кипят страсти из-за головы пророка4 февраля 2016 года на сцене московского театра «Новая Опера» имени Е.В.Колобова подошла к своему логичному завершению музыкальная «беседа», основанная на литературно-библейской теме. В этот день в рамках традиционного Крещенского фестиваля (тема которого объявлена как «Диалоги и двойники») во второй раз прозвучала в концертном исполнении лирическая опера (1881) Ж.Массне (1842 – 1912)«Иродиада». Авторы либретто – П.Милье и А.Гремон. Основа – одноименная новелла (1877) Г.Флобера, одна из «вариаций» на тему новозаветной легенды о трагической судьбе Иоанна Крестителя. Режиссер – Екатерина Одегова. Дирижер – Ян Латам-Кениг.

Сюжет оперы стремительно развивается вокруг четырех центральных персонажей – правителя Галилеи Ирода, его супруги Иродиады, ее дочери Саломеи и пророка Иоанна. Заглавная героиня, желая стать царицей, покинула свою страну, дом, семью и маленькую дочь. Прошли годы, девочка выросла, и, сопровождаемая необыкновенным, отрешенным от всего мирского другом, скитается по всему свету, рассчитывая найти мать. Общение с пророком, его дружеское покровительство и участие в судьбе брошенного ребенка привели к тому, что юная принцесса влюбилась в своего благодетеля.
Между тем, кровосмесительный брак (согласно легенде, Ирод был дядей Иродиады) дал трещину. Взаимопонимания внутри царственной четы не наблюдается. Увидев юную красавицу Саломею, правитель влюбился в нее. Царицу же не только терзают муки ревности, но и по-настоящему пугают мрачные предсказания Иоанна, касающиеся ее непосредственно.
Находясь в состоянии, близком к аффекту, Иродиада требует казнить пророка, отрубив ему голову. Влюбленная Саломея просит Ирода его спасти. А народ почитает пришельца, словно Мессию, что заставляет властителя колебаться.
Так что же одержит верх – холодный, трезвый расчет или горячие эмоции и чувства, порой лишающие человека возможности соображать и принимать адекватные решения?

«Иродиада»Ж.Массне - сочинение с невероятно насыщенным, богатым, красивым, захватывающим музыкальным материалом. Симфонический оркестр театра «Новая Опера» под управлением Яна Латам-Кенига «рисовал» самые настоящие «живописные полотна», которые можно увидеть, прикрыв на секунду глаза и освободив свою фантазию от всего постороннего. Мое воображение представляло пейзажи Галилеи, роскошные интерьеры дворца правителя, мощные эмоциональные потоки и чувства героев, тихие южные ночи, трепетные, страстные объяснения в любви, яростные вспышки ревности, спокойствие внутреннего мира пророка, народные волнения и т.д.

Каждый образ, созданный солистами «Новой Оперы», представляет собой яркую личность с сильным характером, страстную, способную любить и ненавидеть по-настоящему. Все герои – властители, у одних в подчинении – сознание народа, у других – души.

Царь Ирод – сложный, противоречивый характер. Здесь мы видим не того жестокого, деспотичного властителя, о котором хоть раз в жизни слышал каждый человек (не зря же его имя давно уже стало нарицательным!). В исполнении Артема Гарнова (баритон) властитель Древней Иудеи предстает в самых разных качествах: от страстного влюбленного, готового пойти на серьезные уступки ради Единственной и Неповторимой, до мыслителя, озабоченного непростой судьбой своей страны и туманными перспективами собственного привилегированного положения. А потерять все это он странно боится!
Лирические, элегантные, деликатные интонации при общении с Саломеей и сладостных мечтах о ней, внезапно превращаются в меланхолично-драматичные размышления о варварах из Римской Империи и в непререкаемые, впечатляющие своей жесткостью и даже жестокостью разговоры с давно уже нелюбимой женой.

Заглавный персонаж, царица Иродиада в исполнении Анастасии Бибичевой (лауреат Международного конкурса, меццо-сопрано) – натура сложная, мечущаяся. С одной стороны, перед нами – жестокая, властная, величественная и статная властительница, прекрасно знающая, чего хочет и превосходно владеющая искусством отстаивать свою точку зрения и неизменную (на свой личный взгляд) правоту. Одновременно мы видим женщину, любящую мужа и переживающую серьезную внутреннюю драму родом из прошлой жизни. Она мучается и никак не может обрести внутреннее спокойствие и гармонию.
Мощные, грозные, похожие на разбушевавшуюся стихию интонации в голосе контрастируют с глубокой внутренней болью, страданиями и отчаянием. Эти противоречия толкают Иродиаду на необдуманные, рожденные в состоянии аффекта и порой совершенно чудовищные распоряжения.

Саломея – характер, совершенно не похожий на материнский. В исполнении Елизаветы Соиной (сопрано) юная принцесса предстает трепетной, нежной, пылкой, страстной натурой. Она способна на сильные чувства и живые эмоции, сперва светлые (любовь, дружба, преданность), а затем и темные (ненависть, агрессия, желание отомстить).
Выразительный, нежный, словно завораживающий голос тонко, бережно обволакивает все настроения и психологические состояния героини и раскрывает каждую клеточку ее чистой, наивной души.

Самый загадочный персонаж в этой истории – пророк Иоанн (лауреат Международных конкурсов Мариус Влад, тенор). Таинственный, замкнутый человек, добрый, неравнодушный к чужой беде, он не только влюбляет в себя юную принцессу, но и оказывает чуть ли не гипнотическое воздействие на народ. Сам того не желая, он стремительно овладевает душами завороженных предсказаниями иудеев. В этом герое сочетаются меланхолия и экспрессия, отрешенность от инстинктов и глубокая внутренняя теплота.

Очень интересный образ мудрого советника царя, ученого звездочета Фануэля, человека справедливого и неравнодушного, передающего людям информацию от светил, создал Станислав Черненков (лауреат Международных конкурсов, бас). Запомнились и другие исполнители небольших ролей: римского наместника, военачальника-триумфатора Вителлия и Первосвященника (Александр Попов, баритон), а также изысканного, серебристого, нежного, словно колокольчик, но при этом острого, как кинжал Голоса (Антон Бочкарев, тенор).

Артисты хора театра «Новая Опера» предстали в образах купцов, рабов, римских воинов и представителей аборигенов Галилеи. Мощное, глубокое, торжественное, насыщенное звучание их голосов создало эффект присутствия на торжестве эпохи Античности, где каждый зритель – не просто сторонний наблюдатель, а еще и непосредственный участник стремительно развивающихся событий.

Изысканные мелодии, живописные симфонические полотна, весь спектр человеческих чувств, эмоций и страстей, вечные моральные ценности, торжество человеческой души над народными массами, - далеко не все составляющие красивейшей оперы, к сожалению, крайне редко звучащей в современном музыкальном театре.

Ольга Пурчинская

Фотография Марины Айриянц
еще фотографии

Категория: Театр » Музыкальный театр