интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Театр » Музыкальный театр » "Иродиада" Ж.Массне: французская лирическая интерпретация новозаветной легенды

 
 
 

"Иродиада" Ж.Массне: французская лирическая интерпретация новозаветной легенды

Автор: Ольга Пурчинская от 29-01-2016, 02:03, посмотрело: 744

Что нам известно о легендарной Иродиаде? Жена Ирода II Антипы, правителя Древней Иудеи, одна из первых цариц Новой Эры, обладавшая невыразимой жестокостью и умевшая провоцировать всплески агрессии у других. Ее замужеству предшествовала связь с братом супруга, собственным дядей Иродом Филиппом I, результатом которой стало появление на свет дочери Саломеи. Многие историки сходятся во мнение, что именно правительница Иудеи стала причиной казни Иоанна Крестителя. Согласно легенде, пророк был обезглавлен, когда повелительница потребовала подать ей на серебряном блюде его голову.

История жестокой правительницы Иудеи, ее супруга, юной красавицы-дочери и попавшего в царскую немилость пророка в дальнейшем послужила источником вдохновения для создания многих произведений искусства. В их числе – новелла Г.Флобера «Иродиада» (1877) и одноименная лирическая опера (1881) Ж.Массне (1842 – 1912). Либретто П.Милье и А.Гремона.

"Иродиада" Ж.Массне: французская лирическая интерпретация новозаветной легендыЭта работа французского композитора – не частая «гостья» на отечественных подмостках. Редчайшую возможность насладиться лирической интерпретацией библейского сюжета с элементами романтики столичным меломанам предоставил театр «Новая Опера» имени Е.В.Колобова. 26 января «Иродиада» звучала в концертном исполнении в рамках Крещенского фестиваля, проходящего в 2016 году под заголовком «Диалоги и двойники».

Первое, что хотелось бы отметить – потрясающе богатый, насыщенный музыкальный материал. Симфонический оркестр театра под управлением Валерия Крицкова то погружал публику в глубокие раздумья, то настраивал на философско-созерцательный лад, то переносил в мир внутренних противоречий и конфликтов каждого персонажа, то эффектно оттенял и подчеркивал их мысли и чувства, то выводил на грозную тропу народных смятений.

Несмотря на то, что это было концертное исполнение оперы, режиссер Екатерина Одегова придала действу торжественный эффект, который, как правило, возможен лишь в условиях постановки, дополненной сценографией, костюмами и оригинальными мизансценами, порой отвлекающими внимание от первоначального, классического сюжета. Здесь же все, начиная от черного занавеса и единой цветовой гаммы нарядов и заканчивая расстановкой хора на трибунах, по образу напоминающих амфитеатр, с первых секунд погружает нас в торжественную обстановку, какая, возможно, и имела место в дворцах Правителей и храмах государств эпохи Античности.

Сюжет оперы базируется на четырех основных, ключевых фигурах. Правитель Галилеи Ирод (Артем Гарнов, баритон) воспылал сильным чувством к юной красавице Саломее (лауреат Международных конкурсов Ирина Морева-Половинкина, сопрано). Девушка много лет назад была разлучена со своей матерью и теперь ее ищет. Череда скитаний привела ее в Иерусалим, где она познакомилась с пророком Иоанном (Заслуженный артист России Михаил Губский, тенор), который завладел ее вниманием. Народ почитает его, а супруга царя Иродиада (лауреат Международных конкурсов Татьяна Табачук, меццо-сопрано) требует казнить того, кто обвиняет державную чету в тяжких грехах.
Ирод боится казни пророка, поскольку она может спровоцировать народные волнения. Кроме того, от опрометчивого шага правителя отговаривает мудрый советник Фануэль (лауреат Международных конкурсов Станислав Черненков, бас). В это время в столицу Галилеи входят новые «хозяева» - одержавшие верх в войне с иудеями войска Священной Римской Империи во главе с полководцем-триумфатором Виттелием (Александр Попов, баритон).
Между тем, выясняется, что Иродиада когда-то, отдавшись страсти, оставила маленькую дочь на произвол судьбы. Вскоре она узнает, что это – Саломея. Известие вызывает бурю негодования царицы, видящей серьезное увлечение юной красавицей своего мужа.
В дальнейшем наслоение человеческих реакций на такие обстоятельства, как любовный треугольник, ревность и страх потерять власть и контроль над народом приводит к последствиям, известным еще с библейских времен.

Солисты театра «Новая Опера» представили истинное созвездие правителей Древней Иудеи, владеющих как несметными богатствами, так и душами своего народа. Каждый персонаж в их исполнении – яркая личность, харизматичная, сильная, экспрессивная.

Царь Ирод – сложный, противоречивый образ. Артем Гарнов передал богатую палитру эмоций и внутренний мир правителя. С одной стороны, перед нами - страстный, пылкий влюбленный, готовый пойти против своих принципов (и, возможно, здравого смысла) ради своей Прекрасной Дамы. В то же время, в первую очередь это – властитель, прочно держащийся за свой трон, упивающийся властью и безумно боящийся ее потерять.
Мягкие, вкрадчивые, деликатные интонации при общении с Саломеей и мыслях о ней, словно по мановению волшебной палочки, превращаются в меланхолично-драматичные размышления о завоевателях и в жесткие, суровые, даже жестокие разговоры с нелюбимой супругой.

Саломея в исполнении Ирины Моревой-Половинкиной – натура тонкая, нежная, юная, способная на сильные чувства и яркие эмоции. Несмотря на «нежный» возраст, героиня уже успела испытать много горя и лишений. Светлая, прекрасная первая любовь, духовная близость с пророком Иоанном контрастирует с яростной ненавистью, которую девушка испытывает сперва к царю, а затем и к чудом найденной матери.

Центральный персонаж оперы, царица Иродиада в исполнении Татьяны Табачук – гордая, величественная, прекрасно знающая, чего хочет и готовая пойти практически на все ради достижения цели. В общем, истинная королева.
Мощный, глубокий, насыщенный голос певицы буквально завораживает. Ему внимаешь, вслушиваясь не только в текст, но и в настроение героини, будь то меланхолия или агрессия, ненависть или отчаяние, ревность или страсть.

Пророк Иоанн Михаила Губского – самая загадочная личность. Вроде бы, яркий, харизматичный лидер, могущий повести за собой массы. С другой стороны – человек, абсолютно отрешенный от всего земного, в том числе – от чувств и инстинктов. Впрочем, побороть себя до конца он так и не смог: все же его сердце дрогнуло и впустило внутрь красавицу Саломею.

Не остались незамеченными и исполнители небольших партий: мудрого и справедливого царского советника Фануэля (Станислав Черненков), римского полководца, триумфатора-завоевателя Вителлия (Александр Попов), первосвященника (Олег Шагоцкий) и хрустального, но разящего, словно кинжал Голоса (Антон Бочкарев, тенор).

Объем и глубину звука, яркость и почти патетическую торжественность придали произведению артисты хора театра «Новая Опера», вышедшие на сцену в образах купцов, рабов, представителей иудейского народа и воинов-римлян.

Опера, написанная на основе библейского сюжета, пусть даже и адаптированного в классической литературе, неизменно представляет собой поединки Власти и Народа, Тела и Духа, Чувств и Инстинктов, Войны и Мира, Любви и Ненависти. «Иродиада» Ж.Массне – яркий пример таких симбиозов, услаждающий слух меломана красотой и гармонией французской романтической музыки.

Ольга Пурчинская

Фотография Марины Айриянц
еще фотографии

Категория: Театр » Музыкальный театр