интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Театр » Музыкальный театр » "Алеко" С.В.Рахманинова и "Цыганы" Р.Леонкавалло: оперный диптих на романтический сюжет А.С.Пушкина

 
 
 

"Алеко" С.В.Рахманинова и "Цыганы" Р.Леонкавалло: оперный диптих на романтический сюжет А.С.Пушкина

Автор: от 22-01-2016, 04:53, посмотрело: 975

Театр «Новая Опера» имени Е.В.Колобова регулярно знакомит своих гостей с редко звучащими в наше время шедеврами музыкального театра, многие из которых забыты совершенно незаслуженно. Порой услышанный раритет производит не менее сильное впечатление, чем иной знаменитый хит, находящийся в афишах не только нашей страны, но и далеко за ее пределами.

Крещенский фестиваль в этом году стал площадкой для уникального эксперимента. Оперный праздник проходит под заголовком «Диалоги и двойники» и знакомит зрителей с произведениями, созданными композиторами-представителями разных стран, эпох, направлений в искусстве и мировоззрений. Объединяет их общий литературный источник: стихотворение, поэма, библейская легенда или пьеса.

20 января 2016 года в рамках Крещенского фестиваля прошел вечер одноактных опер «Алеко» (1892) С.В.Рахманинова и «Цыганы» (1912) Р.Леонкавалло. Объединившая их литературная основа – поэма А.С.Пушкина «Цыганы» (1824). Режиссер обоих отделений – Алексей Вэйро.

Первое отделение – «Алеко».

Опера «Алеко» была написана за две недели и стала дипломной работой С.В.Рахманинова в Московской консерватории. Либретто написал В.И.Немирович-Данченко.

Все краски музыкального материала, щедро пропитанные цыганскими страстями, красотой пейзажей и завораживающей тишиной южной ночи передал симфонический оркестр театра «Новая Опера» под управлением Заслуженного артиста России Евгения Самойлова. Стремительно развивающийся эмоциональный накал многократно усиливал хор, представший в образах представителей цыганского племени.

Сценическое пространство представляет собой огромный стол, за которым лицом к залу сидят все участники действия. В самом центре расположилась старая цыганка (Заслуженная артистка Удмуртии Александра Саульская-Шулятьева, меццо-сопрано). В течение всего действия она читает книгу, лишь изредка поднимая глаза. Порой кажется, будто все, что происходит – не более, чем плоды ее разыгравшегося воображения.

"Алеко" С.В.Рахманинова и "Цыганы" Р.Леонкавалло: оперный диптих на романтический сюжет А.С.ПушкинаА прямо на наших глазах развивается сюжет в лучших традициях триллера, со стремительно растущим градусом напряжения. В самой музыке Рахманинова таятся глубокие внутренние переживания, превращающиеся в озлобленность и приводящие, в конечном итоге, к трагической развязке. Главный герой оперы, Алеко (Сергей Артамонов, бас) – истинный романтик, не удовлетворенный своей жизнью и ищущий чего-то нового, для чего отправляется кочевать вместе с цыганским табором. Почти сразу он находит свое счастье в лице красавицы Земфиры (Галина Бадиковская, сопрано), дочери старого вожака (Андрей Фетисов, бас). Но брак их оказался недолгим: совсем скоро юная жена влюбилась в молодого цыгана (лауреат Международных конкурсов Андрей Дунаев, тенор). Именно в этот момент и начинается опера.

Сергей Артамонов с ювелирно-хирургической точностью передает сложный внутренний мир своего персонажа, чертами характера сильно напоминающего классического русского литературного героя – «лишнего» человека. Эмоциональный фон насыщен до предела. Здесь есть место всему: и светлой грусти, и душевным терзаниям, и тоске, и обаянию, и щемящему сердце отчаянию, и злости, и практически невыносимой боли, и многому другому. Но глубокая внутренняя драма переживается внутри, а внешность, как известно, бывает обманчива.

Земфира в исполнении Галины Бадиковской – натура яркая, страстная, полная внутреннего огня. Настоящее воплощение живой энергии, она не может как долго сидеть на одном месте, так и бесконечно любить одного человека. Пока сильное чувство живо – цыганка будет отдаваться ему полностью, но как только оно пройдет – улетит, словно ветер. «Дитя свободы» в чистом виде!

Молодой цыган (Андрей Дунаев) противопоставляется Алеко. Юный, пылкий, страстный, порывистый, он искренне влюблен и открыто рассказывает о своих чувствах свежо, звонко, мелодично. И вроде пробуждает холодное сердце красавицы, да вот надолго ли ее хватит?

Благородный, густой бас Андрея Фетисова спокойно, вальяжно рассказывает истории времен молодости старого цыгана, теперь ставшего предводителем табора.

Второе отделение – «Цыганы».

Практически забытая и уже около века нигде не ставившаяся опера Р.Леонкавалло относится к веризму – течению, сформировавшемуся в искусстве в конце XIX века. Для него характерны открытые страсти и мрачные, драматически накаленные, стремительно развивающиеся истории из жизни низших слоев общества.

Симфонический оркестр театра «Новая Опера» под управлением Феликса Коробова (Заслуженный артист России, Заслуженный артист Республики Абхазия) переносит зрителей из заснеженной Москвы XXI века на несколько десятилетий назад и на много километров западнее – в Италию XIX столетия.

"Алеко" С.В.Рахманинова и "Цыганы" Р.Леонкавалло: оперный диптих на романтический сюжет А.С.ПушкинаСюжет этой оперы, написанной на либретто Э.Каваккьоли и Г.Эмануэль, охватывает более длительный промежуток времени, чем «Алеко». Начинается все в момент, когда юная красавица Флеана (лауреат Международных конкурсов Ольга Терентьева, сопрано), дочь старого отца-вожака табора (лауреат Международного конкурса Дмитрий Орлов, бас), влюбляется в молодого человека Раду (Сергей Поляков, тенор), желающего отправиться с цыганами в дальние странствия. А перед этим влюбленную пару ждет веселая свадьба.
Спустя некоторое время (видимо, проходит несколько лет) Флеана чувствует, что разлюбила Раду, зато в ней внезапно проснулось чувство к другу детства, цыгану Тамару (Максим Аниськин, баритон), влюбленному в нее уже много лет и сильно страдавшему из-за ее свадьбы. Дальнейшее развитие событий напоминает первую историю.

В отличие от оперы «Алеко», где все чувства переживаются внутри каждого отдельно взятого героя, здесь все выдержано в лучших итальянских традициях, с открытым темпераментом, бурно выражаемыми эмоциями, многочисленными восклицаниями и междометиями, обилием своим напоминающими бурную истерию.

Артисты вновь заставили забыть о том, что это – концертные версии опер, а не полноценные спектакли со сценографией, костюмами, гримом и специфическими мизансценами. Музыкально-драматический индивидуальный и коллективный талант сделал свое дело!

Ольга Терентьева в партии Флеаны – страстная, яркая натура, способная на сильные чувства. Глубокий, насыщенный, завораживающий голос певицы стремительно меняет характер от ласкового, теплого, солнечного по отношению к любимому человеку до ледяного, замораживающего – к отвергнутому. Гордая осанка, сияющие глаза, волевая натура, стремящаяся к свободе, показывают: перед нами – настоящая королева, в чьей власти находятся бескрайние просторы, все места, куда приедет табор ее отца.

Раду в исполнении Сергея Полякова – еще один пример «лишнего» человека, не испытывающего внутреннего комфорта практически нигде. В течение действия он оказывается во власти сильных чувств, всецело подчиняясь их воле. Безумно, страстно, фанатично любящий свою красавицу жену, он страшно ее ревнует, так, что порой доходит до абсурда. Параллельно тому, как накаляется атмосфера, стремительно нарастает мощь голоса певца, долетающая до самых верхних рядов.
Влюбленность становится для него смыслом жизни, и драматичную развязку провоцирует осознание факта отсутствия взаимности со стороны Флеаны.

Его соперник, молодой цыган Тамар (Максим Аниськин) оказывается куда более сдержанным, терпеливым человеком. Глубокие внутренние страдания его сменяются безоблачным счастьем. Увы, краткосрочным.

Дмитрий Орлов в образе старого отца Флеаны и вожака табора предстает строгим, но справедливым судьей, для которого одинаково важны порядок внутри возглавляемого им коллектива и счастье любимой дочери.

Цыганские страсти, их жаркий темперамент и непростые, горячие характеры продемонстрировали артисты хора театра «Новая Опера», представшие в виде цыган, населяющих отдельно взятый табор.

Глубокие внутренние переживания или открытые эмоции? Драматически выверенная фразировка или обрывочные фразы, заключенные в нескончаемый поток восклицаний и междометий? «Алеко» или «Цыганы»? Россия или Италия? Думаю, каждый зритель 20 января сделал свой выбор. Одно знаю точно: оба произведения заслуживают самого внимательного, тщательного, кропотливого изучения, и самостоятельных хитов из них может оказаться гораздо больше, чем одна знаменитая каватина Алеко.

Ольга Пурчинская

Фотографии Марины Айриянц
еще фотографии

Категория: Театр » Музыкальный театр