интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Театр » Музыкальный театр » История любви на фоне политической борьбы в опере В.Беллини "Капулетти и Монтекки"

 
 
 

История любви на фоне политической борьбы в опере В.Беллини "Капулетти и Монтекки"

Автор: Ольга Пурчинская от 21-01-2016, 19:50, посмотрело: 1263

«Две равно уважаемых семьи
В Вероне, где встречают нас событья
Ведут междоусобные бои
И не хотят унять кровопролитья…»


Это четверостишие венчает повесть, которой «нет ничего печальнее на свете» - историю двух юных сердец, забившихся в унисон на фоне взаимной ненависти своих семей. Любовь, обреченная в далеком Средневековье погибнуть, едва зародившись. Трагедия, развернувшаяся тогда и увековеченная много позже в знаменитом литературном шедевре, стала абсолютным хитом среди театров: ежегодно «Ромео и Джульетта» У.Шекспира ставится по нескольку раз во многих точках земного шара.

Пьеса легендарного британского драматурга в течение долгих столетий вдохновляла деятелей разных видов искусств на создание произведений «по мотивам». Так, в 1867 году французский композитор Ш.Гуно создал лирическую оперу «Ромео и Джульетта», а в 1830 итальянец В.Беллини написал лирическую трагедию (или трагическую мелодраму) «Капулетти и Монтекки». Оба этих опуса – редкие гости на отечественных подмостках. А вот балет С.С.Прокофьева (1938) попадал в афиши советских и российских театров гораздо чаще.

Сегодняшний свой рассказ мне бы хотелось посвятить малоизвестной у нас в стране странице музыкально-театральной литературы – опере В.Беллини «Капулетти и Монтекки». 19 января уникальную возможность услышать это произведение московской публике предоставил театр «Новая Опера» имени Е.В.Колобова в рамках Крещенского фестиваля, проходящего в 2016 году под темой «Диалоги и двойники». Как оказалось, раритет сильно отличается от уже полюбившейся зрителям «Ромео и Джульетты» Ш.Гуно.

В.Беллини писал свою оперу на либретто Ф.Романи, созданному на основе сразу двух литературных источников – одноименных трагедии У.Шекспира и новеллы М.Банделло. Классический сюжет о двух юных веронцах, полюбивших друг друга и положивших свои жизни на алтарь ненависти, живущей в сердцах родственников, и вражды, не прекращающейся уже несколько поколений.

Опера «Капулетти и Монтекки» также отправляет нас в средневековую Верону. Непримиримая вражда между кланами объясняется тем, что они придерживаются полярных политических взглядов. Капулетти относят себя к гвельфам (то есть выступают за ограничение полномочий представителей власти и усиление ее у верховных католических иерархов, в частности, у Папы Римского). Монтекки – представители их злейших недругов, гибеллинов (соответственно, поддерживающих императора).

История любви на фоне политической борьбы в опере В.Беллини "Капулетти и Монтекки"Театр «Новая Опера» предложил зрителям послушать это произведение в концертном исполнении, то есть с минимумом действия, сценографии и мизансцен. В таком случае специфические постановочные решения не отвлекают внимание от самого главного – музыкальной сути и драматургии, заложенной глубоко внутри. Тем не менее, режиссер Денис Петров-Жеребченко при помощи лаконичной сценографии и стилизованных под эпоху Средневековья нарядов (которые находились на манекенах в глубине сцены) помог публике еще до начала действия настроиться на нужный лад.

Историческое путешествие в старинный итальянский город, сотрясаемый междоусобными войнами, гости «Новой Оперы» совершили в сопровождении оркестра театра под управлением маэстро Дмитрия Волосникова. Музыка в этом произведении представляет собой «диалог» тем воинствующих кланов и точеной, изящной, пластичной, грациозной, несколько приукрашенной линией любви. На мой взгляд, обилие изысканных «украшений», свойственных В.Беллини, на этой звуковой «канве» - некоторое излишество. Агрессия, приводящая к военному конфликту, иногда логически не увязывается с воздушно-элегантными трелями и прочими музыкальными «красками».

Конфликт двух кланов, основанный на непрекращающейся политической борьбе – не единственное отличие драматургии этой оперы от знаменитого классического шекспировского сюжета. Во время одного из многочисленных сражений Ромео (Заслуженная артистка Республики Северная Осетия-Алания Агунда Кулаева, меццо-сопрано), представитель молодого поколения семьи Монтекки, убивает сына своего врага Каппелио Капулетти (лауреат Международного конкурса Михаил Первушин, бас). Жаждущий мести синьор Капулетти не желает прислушаться к предложению мира, внесенному «посланником» врага. Собираясь выдать свою дочь Джульетту (лауреат Международных конкурсов Ирина Костина, сопрано) за гвельфа Тебальдо (Заслуженный артист Республики Северная Осетия-Алания Алексей Татаринцев, тенор), он и не подозревает, что девушка испытывает к Ромео сильное чувство, только совсем не такое, как вся ее семья.
Помочь двум юным душам обрести счастье пробует лекарь Лоренцо (лауреат Международного конкурса Алексей Тихомиров, бас). А дальше события развиваются по известному «сценарию»: Джульетта выпивает волшебное снадобье и засыпает. Все думают, что она умерла. Этот слух доходит до Ромео. В итоге трагическая судьба настигает обоих.

Солисты театра «Новая Опера» создали яркие, запоминающиеся образы, заставив зрителей забыть, что это – не спектакль, а концертное исполнение шедевра бельканто. Чувства, эмоции и страсти были по-настоящему горячими, и порой казалось, что мы находимся не в Москве XXI века, а в средневековой Вероне и наблюдаем стремительное развитие политического конфликта двух кланов, так сказать, в режиме реального времени.

Джульетта в исполнении Ирины Костиной – нежная, трепетная героиня. Лирическое настроение с оттенком меланхолии в начале спектакля после серии потрясений и связанных с ними переживаний в конце сменяется состоянием глубокой внутренней трагедии.
Звонкий голос, похожий на серебристый, хрустальный звук рождественского колокольчика, отражает задумчиво-мечтательное, элегичное настроение героини, постепенно приобретающие все более эмоциональный, глубоко драматический оттенок.
Но в этой юной, утонченной, хрупкой девушке ощущается мощный энергетический стержень, ярко выражены лидерские качества. Она, скорее всего, не смогла бы гармонично сосуществовать с той действительностью, которая имела место в эпоху Средневековья, когда права мужчин и женщин не были равны.

Агунда Кулаева предстала в амплуа травести. В ее исполнении Ромео Монтекки – гордый, статный, элегантный, смелый юноша, еще совсем мальчик. Ненависть и агрессия, возникающие при общении с врагами, сменяются кротостью и лаской во время коротких встреч с Джульеттой, носящих исключительно тайный характер.
Мощный, и в тоже время мягкий, бархатный, словно обволакивающий голос порой завораживает. Певица передает богатый спектр мыслей и чувств своего героя: открытую ярость, тихую грусть, светлую печаль, искреннюю радость, внутреннее страдание и глубокий драматизм.

Тебальдо – практически победивший соперник Ромео в борьбе за руку Джульетты. Но не за сердце. В исполнении Алексея Татаринцева этот обычно воинственный, жесткий и жестокий персонаж предстает лирическим героем, не столько одержимым жаждой мести, сколько влюбленным в свою невесту.
Голос певца, изысканный, богатый, по-итальянски солнечный, теплый, слегка опьяняющий, передает всю гамму чувств, за короткое время стремительно меняющихся в душе его персонажа. Это и радость скорой свадьбе, и растущее неприятие врагов своих будущих родственников, и горячее желание победить в сражении, и отчаяние, вызванное известием о кончине возлюбленной.

Главный виновник стремительно развивающегося конфликта – синьор Капеллио Капулетти. В исполнении Михаила Первушина отец Джульетты – яркий лидер, всегда уверенный в исключительной верности своих решений и никогда не идущий на компромисс.
Сила воли, непоколебимая вера в собственную правоту и оппозиционные настроения главного гвельфа эффектно подчеркиваются мощным голосом, звучащим, словно раскаты грома.

Наконец, самый ученый персонаж – лекарь Лоренцо. Человек, обладающий глубокими познаниями во многих областях, в том числе хорошо разбирающийся в снадобьях и ядах. Ему знакомы тайные проходы и закоулки не только в Вероне, но и в замке Капулетти, что позволяет прийти на помощь Ромео и Джульетте, оказавшимся в безвыходном положении.
Глубокий, сильный, насыщенный, яркий голос Алексея Тихомирова воздействует почти гипнотически, завораживающе. Каждое слово буквально врезается в память.

Артисты хора предстали в образах членов семей Капулетти и Монтекки, солдат и оруженосцев. Потрясающая полифония в массовых сценах многократно усиливает и без того высокое напряжение. Столкновения представителей враждующих кланов с каждой секундой становятся все более ожесточенными. Компромиссов здесь нет и быть не может.

Красивая музыка. Прекрасное пение (бельканто). Прекрасные исполнители. Захватывающее действо (пусть даже и в формате концерта). Буря положительных эмоций. Но один вопрос у меня все же остался: как же получилось, что Ромео, назначенный военачальником, полководцем, покончил с собой, едва увидев свою возлюбленную мертвой? Ведь у такого рода людей должно быть совсем иное восприятие. Даже в самом юном возрасте. Если бы, допустим, он пошел мстить врагам, это было бы куда логичнее. С другой стороны, сила искусства - вовсе не во взаимосвязях и увязках.

Ольга Пурчинская

Фотография Марины Айриянц
еще фотографии

Категория: Театр » Музыкальный театр