интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Театр » Музыкальный театр » Путешествие "Из Петербурга в Москву" с вокальной музыкой Г.В.Свиридова

 
 
 

Путешествие "Из Петербурга в Москву" с вокальной музыкой Г.В.Свиридова

Автор: Ольга Пурчинская от 2-11-2015, 03:14, посмотрело: 1271

Творческое наследие Георгия Васильевича Свиридова (1915 – 1998) обширно и многогранно. Жанровая палитра внушительна и разнообразна: композитор создавал и камерные, и симфонические, и вокальные, и инструментальные сочинения, писал концерты, поэмы и музыку к кино и драматическим спектаклям. Пройдя долгий жизненный путь, он создал немало признанных шедевров, ставших классикой еще при жизни автора.

В год 100-летия со дня рождения Маэстро в России проходит немало мероприятий, подробно знакомящих меломанов с глобальны миром творчества одного из символов отечественной культуры ХХ столетия. В московском театре «Новая Опера» имени Е.В.Колобова 27 октября открылся фестиваль вокальной музыки «Век Свиридова», представляющий почти все камерные произведения композиторов в течение шести концертов.

Путешествие "Из Петербурга в Москву" с вокальной музыкой Г.В.СвиридоваТретий вечер (30 октября) получил название «Из Петербурга в Москву» и объединил сочинения, созданные на разных этапах творчества в центральных городах нашей необъятной Родины. Интересные фрагменты истории создания как отдельных вокальных миниатюр Г.В.Свиридова, так и циклов, о первых и наиболее ярких исполнителях поведал ведущий концерта Михаил Сегельман.

Путешествие "Из Петербурга в Москву" с вокальной музыкой Г.В.СвиридоваОткрыл программу первого отделения фрагмент огромного вокального цикла «Двадцать пять песен для баса» (1939 – 1979) – «Три песни на слова А.Исаакяна» (перевод Д.Бродского, М.Павловой, А.Блока, 1949). Миниатюры «Легенда», «Изгнанник» и «Камень» прозвучали в исполнении Михаила Первушина (лауреат Международного конкурса, бас). Глубокий, густой, насыщенный, богатый голос артиста и драматическая подача в сочетании превращают каждое произведение в увлекательный рассказ, каждая фраза которого будет услышана и понята.
Партию фортепиано в этом мини-цикле вела Екатерина Гольцова (лауреат Международных конкурсов). Музыкальный материал красочно оттеняет все перипетии, порой позволяя за несколько минут пережить очень важное событие, а подчас и прожить целую жизнь.

Путешествие "Из Петербурга в Москву" с вокальной музыкой Г.В.СвиридоваСледующая «остановка» в интереснейшей экскурсии по вокальному творчеству Г.В.Свиридова – еще несколько фрагментов из цикла «Двадцать пять песен для баса». Станислав Черненков (лауреат Международных конкурсов, бас) спел миниатюры «Ворон к ворону летит» (слова А.С.Пушкина, 1958), «Эти бедные селенья» (слова Ф.И.Тютчева, 1959), «Юным» (слова В.Хлебникова, 1965) и «Русская песня» (слова народные, 1965).
Цикл исполнялся в сопровождении Юлии Баньковой (лауреат Международных конкурсов, фортепиано) и Антона Бальцевича (гобой). Объемный, бархатистый голос Станислава Черненкова мягко, вкрадчиво рассказывает историю, которую оттеняют величественные звуки рояля и лиричные, несколько протяжные мотивы гобоя.

Путешествие "Из Петербурга в Москву" с вокальной музыкой Г.В.СвиридоваЗавершил первое отделение концерта цикл песен на слова С.Есенина «У меня отец – крестьянин» (1956). Вокальные миниатюры «Сани», «В сердце светит Русь», «Березка», «Рекрута», «Песня под тальянку», «Вечером» и «Есть одна хорошая песня у соловушки…» прозвучали в исполнении Максима Пастера (лауреат Международных конкурсов, тенор), Василия Ладюка (лауреат Международных конкурсов, баритон) и Дмитрия Сибирцева (лауреат Премии города Москвы, лауреат Премии «Национальное достояние», лауреат Премии Фонда Ирины Архиповой, фортепиано).
По-соловьиному звонкий, искрящийся тенор Максима Пастера с ювелирной точностью рисует ключевой образ, обитающий внутри цикла – молодого поэта, коим и был С.А.Есенин. Мощный, энергичный баритон Василия Ладюка контрастирует с лирическими пассажами партнера.
При помощи богатого арсенала средств музыкальной выразительности Дмитрий Сибирцев делает зарисовки из бытовой жизни русского крестьянина: стремительное движение контрастирует с вальяжным покоем, песни жаворонка перекликаются с соловьиными трелями, бодрая молодецкая удаль – с меланхолией, глубокой тоской и горькой печалью.

Путешествие "Из Петербурга в Москву" с вокальной музыкой Г.В.СвиридоваВо второй половине вечера Василий Ладюк и Дмитрий Сибирцев исполнили последнее произведение Г.В.Свиридова – поэму для баритона и фортепиано «Петербург» (1995) на стихи А.Блока, состоящую из девяти частей: «Флюгер», «Золотое весло», «Невеста», «Голос из хора», «Я пригвожден к трактирной стойке», «Ветер принес издалека», «Петербургская песенка», «Рожденные в года глухие» и «Богоматерь в городе».
В этом цикле ключевой фигурой становится не человек, а город – Санкт-Петербург, из стороннего наблюдателя превращенный автором в центральное действующее лицо. Но есть еще и героиня – женщина. Мать. Сестра. Невеста. Подруга. Жена. Богоматерь. В конечном итоге она трансформируется в Россию, ту самую, сложную, непостижимую, глубокую, такую, которую трудно понять, но можно принять и полюбить.
Произведение пропитано глубоким внутренним драматизмом, ожиданием скорбных времен, предчувствием беды. Словно снежный ком, нарастает колоссальное внутреннее напряжение, терзание души. Проводится невольная параллель мрачного прошлого со многими событиями, происходящими в настоящее время.
Василий Ладюк тонко передает тревожное, подавленное состояние русского народа, одолеваемого мрачными предчувствиями скорого голода, холода, разрухи и прочих бед, посыпавшихся в ХХ столетии на нашу Родину, словно из рога изобилия. Между тем, скорбные мотивы разбавляются внутренним светом, который, подобно лучам, пробивающимся сквозь густые тучи, ободряет, внушает веру в лучшее будущее.

Камерные сочинения Г.В.Свиридова подобны очищающему потоку воды, выдержав который, человек станет совсем другим, более сильным, разумным и мудрым. В общем, получит то, для чего нам так нужно Высокое Искусство. Вокальную поэму «Петербург» публика случает, затаив дыхание, кажется, напрочь забыв обо всех своих проблемах, о том, что происходит вокруг. Возможно, именно такие произведения помогут понять этот сложный русский характер, этот менталитет, не поддающийся описанию.

Ольга Пурчинская

Фотографии Марины Айриянц

Еще фотографии

Категория: Театр » Музыкальный театр